Екатерина Андреевна Киушкина
Как помочь дошкольнику полюбить чтение
▼ Скачать + Заказать документы
«Как помочь дошкольнику полюбить чтение»
«Только начинаем читать — он отвлекается, не может посидеть и минуты», «Скоро в школу, а он к книжкам не подходит». Такие жалобы часто возникают у родителей. Как развить у ребёнка интерес к чтению, когда его окружает куча гаджетов, интерактивных игр и мульфильмов, почти не требующих усилий для получения информации? Прежде чем задумаетесь над вопросом «как приучить к чтению», подумайте о том, зачем вы учите ребёнка читать? Само собой разумеется, без навыка беглого чтения ребёнок вряд ли сможет хорошо освоить даже школьную программу. Ведь вся жизнь завязана на получении информации — от чтения вывесок до обучения любой профессии. Но, с другой стороны, почему вам так важно научить ребёнка читать самостоятельно еще до школы? Если вы хотите, чтобы он поскорее научился читать самостоятельно и не просил об этом вас - это не самая лучшая причина учить его читать. Так мы получаем порочный круг. Ребёнок просит почитать ему - маме некогда - сам читать ещё не научился или это пока сложно - посмотри-ка лучше мультики. Так ребёнок читать не полюбит и толком не научится. Вам придется пройти весь путь вместе с ним. И, поверьте, на этом пути вы сами совершите множество открытий.
Публикация «Как помочь дошкольнику полюбить чтение» размещена в разделах
Читайте ребёнку «с пелёнок»
Читать ребёнку вслух нужно обязательно с самого раннего возраста. В самом раннем детстве, до года, ему совершенно неважно, что именно вы ему читаете — ему важна мелодика голоса, та эмоциональная связь и настроение, которое родитель передает ему во время чтения. Смысл он ещё не улавливает, поскольку не знает слов и их значений, так что вы можете читать хоть учебник высшей математики, главное — с положительной и мягкой интонацией. Именно этим важно чтение ребёнку в раннем возрасте.
Читайте и показывайте
Развиваясь, ребёнок учится не только произносить отдельные слова, но и отождествлять их с определенными предметами — он запоминает, как выглядит колобок или лисичка-сестричка. Поэтому так важно не только рассказывать, но и показывать. Читайте ему книжки, в которых есть картинки, чтобы он видел, как выглядит то, о чем вы говорите. Попросите его самого показать вам в книжке персонажа, о котором вы читаете.
Не гонитесь за объёмом и количеством
Даже если ребёнок пока не читает сам, выбирайте для чтения ему короткие стишки, сказки или истории. Ведь внимание ребёнка быстро переключается, и это нормально. Прочитайте ему стишок, а потом можете предложить нарисовать то, что он только что услышал. Или показать, что умеют делать звери из сказки. И даже разыграть свой домашний спектакль с участием персонажей. Так вокруг книги вы строите целый ряд действий, целое представление, и это поможет ребёнку лучше понять, как много смыслов есть в одной книге. Не спешите прочесть как можно больше книг, ведь мы узнаем что-то новое всю жизнь. Лучше научите его всесторонне понимать книгу.
Показывайте пример
Если родителей ребёнок практически не видит с книгой, вряд ли его внезапно заинтересует самостоятельное чтение. Ведь в раннем детстве он повторяет то, что делает ближайшее окружение, а это вы. Введите в привычку семейные чтения. Для этого нужно не больше получаса, а эффект получите огромный. Мама с папой и бабушкой могут читать книжку по ролям, а если ребёнок уже научился читать сам — обязательно дайте прочесть несколько слов и ему. Так книга войдет в ежедневный быт вашей семьи и будет ассоциироваться с приятными моментами, когда вся семья в сборе и дарит все свое внимание ребёнку.
Не превращайте домашнее чтение в урок
Как не стоит гнаться за количеством прочитанных книг, так не нужно и настойчиво добиваться беглости чтения с малых лет. Беглость достигается постоянностью, и, если ребёнок полюбит читать, она придёт сама. Если же вы введете муштру с чтением на время, ребёнку это может быстро надоесть. И чтение для него станет чем-то обязательным, но неприятным. Также не стоит допрашивать и заставлять пересказывать прочитанное, будто отвечаешь урок. Лучше обыграйте ситуацию так, чтобы ребёнку стало интересно самому рассказать вам, что нового он прочитал.
У ребёнка должны быть свои книги
Многие родители из соображений экономии покупают большие сборники вроде «Чтение для детей от 0 до 5 лет». Да, в них много произведений, все они интересные и ребёнку интересно их слушать. Но это - мамина книга, а не его собственная. Ребёнку неудобно держать такую книгу, в ней слишком мелкий шрифт и нет картинок, а ещё её можно случайно испортить. Лучше купите ребёнку несколько маленьких книжек, в которых будут по одной сказке или по нескольку стихов. Она будет и удобнее, и легче, и адаптирована по шрифту. Важно, чтобы в ней были картинки, а ещё лучше, чтобы в ней можно было что-то безопасно потрогать, согнуть и даже взять в рот — дети всё равно это делают. Есть книжки-раскраски, в которых можно рисовать, есть те, из которых можно построить тот же теремок — всё это очень полезно с точки зрения полноценного усвоения информации. И главное — это будет ЕГО собственная книга.
Не бросайте совместные чтения
Когда ребёнок уже может читать сам, не прекращайте совместных чтений и чтения вслух. Это и укрепит вашу эмоциональную связь, и познакомит ребёнка с новыми историями, которые пока выбираете для него вы. Ребёнок — чистый лист, и он сможет освоить все, что вы ему предложите. А значит, вам тоже нельзя стоять на месте и надо подыскивать что-то новое и интересное.
Узнавайте сами о новых детских книгах
Со времени, когда вы сами были маленькие, прошло как минимум пара десятков лет. И за это время было написано множество интересных книг для детей, появились даже новые классики. Чтобы узнать обо всех новинках — посетите сами детскую библиотеку.