Валентина Сергеевна Тарова
Консультация «Как определить эмоциональное состояние по мимике, у себя и у других»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ ЦРР - ДС)
«Как определить эмоциональное состояние по мимике, у себя и у других».
Конспект выполнила :
Педагог – психолог
Тарова Валентина Сергеевна
2021 г.
Цель: создание доброжелательной, положительной, позитивной обстановки на занятии, помочь детям, понимать и определять у себя и других эмоциональное состояние по мимике.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Консультация „Как определить эмоциональное состояние по мимике, у себя и у других“» размещена в разделах
- Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как "весёлый”, "грустый” - Познакомить детей с эмоциями, уметь определять эмоции.
- активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции :
радость, грусть, печаль, гнев.
Развивающие:
- развивать восприятие, внимание, память, логическое и абстрактное мышление, воображению и фантазию;
- способствовать сплочению детского коллектива;
- Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого ребёнка и адекватно выражать свои эмоции.
- Развивать коммуникативные навыки и умения.
- формировать навыки общения и сотрудничества в различных ситуациях.
- развитие творческих способностей.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение к себе, окружающим детям и взрослым, стремление помогать друг - другу.
- формировать положительную обстановку на занятии.
- способствовать обогащению эмоциональной сферы детей;
- воспитывать умения договариваться, работать в коллективе.
- воспитывать у детей духовно – нравственные качества.
- Совершенствовать умение участвовать в совместных играх, работать сообща в команде.
Образовательные области: речевое и познавательное развитие.
Интеграция видов деятельности: в форме игровой деятельности, познавательная информация для расширения кругозора у детей дошкольного возраста.
Вид занятия: групповое.
Возрастная группа: дети подготовительной группы.
Форма образовательной деятельности: игра-путешествие в мир эмоций.
Методы, используемые в работе с детьми:
- метод наглядной передачи информации (зрительное восприятие информации при помощи наглядного материала);
- метод словесной передачи информации (слуховое восприятие информации);
- метод повышения эмоциональной активности (через игровые моменты).
Подготовительная работа: велась беседа настроение детей.
Материалы: набор сюжетных картин, отображающих различные
эмоции (настроение);
картинка мишки Умки, три стакана с водой: стакан с чистой водой, стакан с водой и блёстками, стакан с капелькой акварельной краски коричневого цвета, картинка улыбающийся смайлик.
Настроение можно выразить с помощью мимики.
Содержание:
1. Ритуал приветствия.
2. Беседа с детьми на тему: наши эмоции.
3. Упражнение – мимическая гимнастика «Покажи настроение»
Игра «Угадай эмоцию»
4. Сказкотерапия «Сказка про Умку»
Эксперимент (три стакана с водой)
5. Игра «Веселый смайлик»
6. Рисунок «Цветок настроения»
7. Игра «Подари друг - другу улыбку»
8. Ритуал прощания - рефлексия
Ход занятия
1. Ритуал приветствия.
В круг все вместе становитесь
За руки дружно возьмитесь
И улыбкой поделитесь.
На соседа посмотри
Его имя назови,
Руку дружбы протяните.
- От ласковых имен стало тепло как от солнышка. Давайте мы все попробуем превратиться в солнышко и согреть друг друга взглядом, лучиками, улыбкой.
2. Беседа с детьми на тему: наши эмоции.
Настроение пропало.
Я везде его искала:
Под диваном, под столом,
Во дворе и за углом,
Я звала его, сердилась,
А оно не находилось!
И тоскую, и грущу.
Может, я не там ищу?
Без следа исчезло прямо.
А потом вернулась мама.
Как ей это удалось? –
Настроение нашлось!
Педагог – психолог рассматривает вместе с детьми сюжетные картинки. Сначала рассматривается картина «Радость». Педагог – психолог задает детям вопросы:
- Какое настроение у героя на этой картинке? Почему?
- В каких ситуациях у нас бывает радостное настроение? (когда весело,
хорошее настроение)
- Какое бывает при этом лицо? (на лице улыбка).
Дети вместе с психологом отмечают форму губ, положение бровей,
характерные для данного настроения.
Далее подобным образом рассматривается сюжетная картина «грусть» и
картинка эмоции гнева.
Беседа с детьми когда вы злитесь?
(когда плохое настроение).
После этого дети знакомятся с такими эмоциями, как удивление.
Показ соответствующих картинок
. - Какое бывает при этом лицо? Дети вместе с психологом отмечают форму
губ, положение бровей, характерные для данного настроения.
3. Упражнение – мимическая гимнастика «Покажи настроение».
- Ребята, какое у вас сегодня настроение?
- Как вы можете узнать, какое настроение у людей, окружающих вас? (по выражению лица)
- Верно. Молодцы!
- Предлагаю показать, как меняется выражение лица, когда меняется наше настроение. Показ карточек с эмоциями дети повторяют показанную эмоцию.
Когда нам грустно – мы делаем так.
Когда мы удивлены – делаем вот так.
Когда мы напуганы – мы вот такие.
Когда мы злимся – мы уже другие.
А когда мы радуемся – то вот какие. (демонстрация картинка с
весёлым смайликом).
Игра «Угадай эмоцию».
На столе картинкой вниз выкладываются изображения эмоций (радость,
грусть, печаль, гнев).
гнев, печаль). Дети по очереди берут любую карточку, не показывая
ее остальным. Задача ребенка – узнать эмоцию, настроение и изобразить
ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.
Остальные дети – зрители должны угадать, какую эмоцию
переживает, изображает ребенок, что происходит в его мини – сценке.
Я вам открою один секрет: наше настроение зависит от наших мыслей. Поэтому, если хотите, чтобы у вас было хорошее настроение, думайте о хорошем!
4. Сказкотерапия «Сказка про Умку».
Послушайте историю, которая произошла с мишкой Умкой.
На далеком севере, среди крупных снегов находится ледяная пещера. В ней живет маленький медвежонок Умка. Это особенный медвежонок – он умеет думать. Умка очень любит учиться! Но самое интересное – это его мысли, которые бывают разными. Иногда они похожи на праздничный фейерверк – яркие, быстрые, сверкают, играют. Для Умки мир вокруг кажется таким разноцветным! В его голове появляются прекрасные идеи – тогда у него и настроение отличное. Медвежонок мечтает, чтобы эти минуты никогда не заканчивались.
Но не всегда мысли похожи на фейерверк. Иногда они, как океан, спокойные и тихие, светлые, как отражение в чистой и прозрачной воде. Когда мысли такие, он чувствует себя уверенно и хорошо. Медвежонок мечтает, чтобы так было всегда, чтобы душевное спокойствие никогда его не покидало.
Но, иногда, Умка чувствует себя очень плохо, даже безобразно. То, что происходит с ним, напоминает что-то неприятное и унылое. Тогда его мысли похожи на мутную воду в непогоду. Умка называет их невеселыми. В такие минуты медвежонок хочет как можно скорее избавиться от неприятного состояния. Ему хочется поскорее почувствовать себя снова счастливым. Но что для этого делать, он не знает. Поэтому сидит и ждет, ждет, ждет?.
Эксперимент (три стакана с водой)
- Когда Умке хорошо, ему все удается, он всем доволен и всех любит. В это время его настроение похоже на чистую воду, и мысли у него ясные и чистые (стакан с чистой водой).
- Когда ему в голову приходят отличные идеи, настроение бывает прекрасным, радостным, мысли становятся похожими на салют: они блестят, переливаются, как вода в этом стакане (бросаю во второй стакан блестки и размешиваю их палочкой).
- Но бывает, что ему плохо, мысли печальные и неприятные. Тогда они похожи на темную, мутную воду (в третий стакан добавляю капельку акварельной краски коричневого цвета).
5. Игра «Веселый смайлик».
- Давайте подскажем Умке, что нужно делать, чтобы улучшить настроение?
Игрушка – смайлик передается по кругу, каждый проговаривает, что можно делать, когда ему весело (можно делать добрые дела, поиграть с котиком, посмотреть веселый мультик, поиграть в любимую игру, спеть веселую песенку).
- Молодцы ребята!
6. Рисунок «Цветок настроения»
Цель: развивать умение выражать свои чувства.
Ребята я предлагаю вам нарисовать на стеклянном планшете, акварельными красками при помощи указательного пальца цветок настроения. Центр у цветка у нас уже есть, а лепестки вы должны нарисовать самостоятельно выбрать нужно цвет краски тот, который соответствует вашему сейчас настроению.
Каждое настроение имеет свой цвет, например, радость – это желтый, оранжевый, красный цвета, спокойствие – это зеленый, печаль – коричневый, черный, темно-синий. Выберите тот цвет, который соответствует вашему настроению. (Дети дорисовывают лепестки цветка. Обращается внимание на «лепестки», имеющие темные цвета, спросить у детей, почему у них такое настроение).
7. Игра «Подари друг - другу улыбку».
Психолог показывает детям большой улыбающийся смайлик.
Психолог: Вам нужно по очереди передавать смайлик своему соседу со словами: «Мне нравиться с тобой дружить, потому что ты …. (какой) и называть качество соседа».
8. Ритуал прощания - рефлексия
Вывод:
- Ребята, с какой темой мы сегодня познакомились на занятии?
- (знакомились с настроением, учились определять настроение по мимике)
Что мы с Вами сегодня делали на занятии?
- (Беседовали, слушали рассказы, играли, помогали друг другу, учились понимать и определять у себя и других эмоциональное состояние по мимике такие эмоции
как радость, грусть, печаль, гнев).
Ребята у меня на столе лежат смайлики (красного, желтого, зеленого и синего цвета).
Каждый цвет смайлика это как прошло сегодня занятие понравилось, поняли занятие,интересным оно было или скучным (поясняю детям каждый цвет, проговариваю).
Я попрошу сейчас по одному человеку подойти к столу выбрать и взять смайлик любого цвета,который вы считаете нужным. Когда все дети взяли смайлики в руки психолог просит всех детей взять смайлик в правую руку,поднять и показать.
- Так психолог оценивает как дети усвоили новый материал и на что обратить внимание в своей работе.
- Дети, вы были сегодня такие внимательные, сообразительные. Я хочу подарить вам вот «улыбающиеся смайлики». Ребята дружба ведь начинается с улыбки. Попрощаемся мы сегодня с вами улыбкой.
Они подарят вам хорошее настроение и уверенность. Ведь когда у человека хорошее настроение он легко сможет преодолевать любые препятствия. Будьте всегда радостными и добрыми и свое добро дарите своим родным и друзьям.