Светлана Петровна Дружинина
«Как Незнайка учился звуки различать». Дифференциация звуков «С» и «Ш».
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовили Учитель-логопед МБДОУ д/с "Светлячок"
Дружинина Светлана Петровна
Учитель-логопед МБДОУ д/с "Светлячок"
Грачева Анна Михайловна
Тема: Как Незнайка училсязвуки различать (дифференциация звуков С и Ш).
Цель: Коррекционнообразовательная:
1 Образование уменьшительно-ласкательной формы имён
существительных с суффиксами –ок-, -ушк-,-ишк-, -ышк-.
2. Преобразование слов путём замены звука С на звук Ш.
Коррекционноразвивающие:
Публикация «„Как Незнайка учился звуки различать“, Дифференциация звуков „С“ и „Ш“,» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2012
1. Развивать артикуляционную моторику, фонематический слух.
2. Закрепление правильного произношения и различение на слух звуков С и Ш.
3. Определение места звука в слове (начало, середина, конец).
4. Закрепление согласования существительных с числительными.
Коррекционновоспитательная:
1. Воспитывать интерес к словесным играм и логопедическим занятиям.
Оборудование: предметные картинки насос, шарик, сапоги, косынка, свитер, шорты, галстук, рубашка, шапка, шарф, трусы, чемоданы : жёлтый и синий, буквы С и Ш.
Предметы: мольберт, соски, машинки, шарики.
Магниты: груша, лук, апельсин, ананас, мишка, петух, бобёр, слон.
Дети приходят на занятие, где их ждёт Незнайка который плохо разговаривает и просит ребят научить его правильно проговаривать и не путать звуки.
Логопед: Прежде чем приступить к занятию нужно разогреть артикуляционный аппарат.
1. Массаж лица
Артикуляционная гимнастика:
Щё ки: - толст помидоры – худ. Огурцы
- шарики
- язычок наш футболист
губы: - трубочка – улыбка
- улыбка – рупор
язык: - лопаточка
- чашечка
- качели
Ну вот мы с вами разогрели наш артикуляционный аппарат.
2. Логопед: показывает картинку с изображением насоса.
Что это такое? - насос
А покажите мне как работает насос? - с- с- с –
А для чего нам нужен насос?
-чтобы закачивать воздух например в шарик.
Если шарик лопнет как воздух выходит из шарика? Ш-ш-ш
А сейчас давайте расскажем Незнайке что он должен знать, чтобы эти звуки не путать, ведь они совершенно разные; чем они отличаются?
Звук С Звук Ш
Губы – улыбаются Губы – рупором
Язык – лопаточкой Язык – чашечкой
Упирается в ниж. Зубы Заносится за верх. Зубы
Струя воздуха – холодная Струя воздуха – тёплая
Незнайка! Тебе всё понятно? Да
Давайте встанем и накачаем воздух в шарик. (игра)
. .. … …. …. … … … …. .. .. .. .. . …
3. Незнайка : Со звуками мне всё понятно, но ведь мы не просто
звуки говорим, а слова. Как же определить какой звук в слове?
Логопед : Незнайка нужно внимательно слушать.
Сейчас я раздам «фотографии» звуков С и Ш, буду называть вам слова. А вы если услышите звук С поднимите «фотографию» звука С,
если услышите звук Ш поднимите «фотографию звука Ш.
И сразу будем определять где находится звук? (нач; сер; конец)
Слова: санки, шум, стол, машина, лес, сова, кашка.
4. Незнайка : Какие вы молодцы! Раз уж вы так хорошо знаете эти звуки помогите мне разложить вещи по чемоданам, а то я ни как не могу с этим заданием справится.
Игра чемоданы:
Вот синий и жёлтый чемоданы, картинки в названии которых есть звук С кладём в синий, а со звуком Ш в жёлтый.
Картинки с вещами: сапоги, сарафан, рубашка, шарф, шуба,
косынка, джинсы, свитер, шляпа, кроссовки, шапка, шорты, трусы, носки, костюм.
5. Незнайка : Ну,спасибо ребята! Помогли мне разложить вещи по чемоданам. А вы знаете что звуки С и Ш встречаются в одном слове? А вы умеете их проговаривать?
Логопед: Да! Давайте покажем Незнайке как мы это делаем!
Проговаривание слов: сынишка, солнышко, смешной, сушка, Саша, сушить, спешить, душистый, пушистый, старушка, спешка, веснушка, насмешка, смешинка, шоссе.
6. Логопед: Ребята, вы сами сможете образовывать слова?
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Назови ласково»
Я вам буду говорить слова со звуком С, а вам нужно назвать это слово ласково, но не просто, а чтобы в этом слове появился звук Ш.
Стих -- стишок
Пастух - пастушок
Солнце - солнышко
Стекло - стёклышко
Соловей - соловушка
Сынок - сынишка
7. Логопед: Незнайка! А ты знаешь очень важно правильно произносить слова, есть такие слова, если в них заменить хоть 1 звук, то смысл этого слова совершенно изменится.
Незнайка : нет не знаю.
Логопед: Ребята, покажем? Да
Замени в словах звук С на звук Ш. Какое новое слово получится?
Каска - кашка
Сутки - шутки
Басня - башня
Крыса - крыша
Миска - мишка
Суметь - шуметь
8. Физ. Минутка
Незнайка : Что-то я устал немного, а вы не устали? Давайте немного разомнёмся. Дети с Незнайкой выполняют движения.
Мы топаем ногами. Мы топаем ногами:
Мы хлопаем руками, --Топ-топ-топ.
Киваем головой. Мы руки поднимаем:
Мы руки поднимаем. –Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки опускаем. Мы руки разведём
Мы крутимся потом, И крутимся кругом.
9. Незнайка : Как интересно! У меня как раз есть такие смешные стихи в них автор всё перепутал. Давайте мы вместе с вами поставим слова на свои места. Я вам их сейчас прочитаю, а вы внимательно слушайте и если заметите ошибки поправьте меня. Хорошо? Да
Положили в плошку ….каску
Надевал пожарный ….кашку
Сочинял писатель ….башню
Рисовал художник ….басню
Сладко спит в берлоге …миска
На столе с салатом …. мишка
На лицо надета …Машка
Имя нашей кошки …маска
10. Незнайка : А загадки вы отгадывать умеете?
Загадки со звуками с, ш:
Помурлыкать у окошка
Очень любит наша. (кошка).
Забирался кот всё выше,
Он ходил по самой. (крыше).
Саня так в лесу замёрз
Чуть не отморозил. (нос).
Надевай скорей на ножки
Свои новые. (сапожки).
Помогать я маме буду —
Вымою сама. (посуду).
Логопед: Незнайка! Мы тоже тебе приготовили загадку, отгадаешь?
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.
(Цифры)
11. Логопед: Раз уж мы заговорили о цифрах, давайте немного посчитаем: (предметы с заданными звуками с,ш)
Дети: 1 соска, 2 соски, 3 соски, 4 соски, 5 сосок.
1 машина, 2 машины. 3 машины, 4 машины, 5 машин.
Незнайка : 1 шарик, 2 шарика, 3 шарика, 4 шарика, 5 шариков.
12. Незнайка : Ребята, а я к вам пришёл не пустой. Я принёс 2 волшебных мешочка, поиграем в игру «Четвёртый лишний»?
Дети выставляют на магнитную доску фигурки, выделяют 4 лишний и обьясняют свой выбор.
Магниты животных, птиц: мишка, слон, бобёр, петушок -- петушок
овощей, фруктов: апельсин, груша, ананас, лук -- лук
13. Логопед: Незнайка,мы с ребятами начали учить скороговорку, хочешь послушать?
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Итог: Давайте дадим характеристики нашим звукам :
Звук С : свистящий, согласный, твёрдый, глухой.
Звук Ш : шипящий, согласный, всегда твёрдый, глухой.
Логопед: Незнайка, тебе понравилось заниматься с нашими ребятами?
Незнайка : конечно, благодаря вашему занятию я научился правильно произносить и не путать звуки с,ш.