ирина ухова
Дифференсация звуков д-т в словах.
Тема: Дифференциация звуков д-т в словах.
Цель:
- уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков д-т.
- выделение звуков д-т из начала, середины и конца слова.
- развитие навыков фонематического анализа и синтеза слов со звуками д-т.
Оборудование: предметные картинки- дыня, тыква, дом, тапки, ракета, автобус, пират, гитара, торт, борода, дуб, подушки, духи, дым, помада.
Содержание:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Наши путешествия в страну звуков продолжаются.
Публикация «Дифференсация звуков д-т в словах,» размещена в разделах
2. Сообщение темы
-Посмотрите. Какие картинки я для вас сегодня приготовила.
- Что на них изображено (дыня, тыква).
- Чем похожи эти предметы (цветом, размером, внутри –семечки и т. д.)
-Чем отличаются?
-Какой первый звук в слове «дыня»?
-Какой первый звук в слове «тыква»?
Вот сегодня мы с вами будем учиться различать звуки д, т.
3. Сравнение и артикуляция звуков.
– Возьмите в руки зеркала и улыбнитесь себе. Подарите себе и другим хорошее настроение.
- А теперь произнесите звук д.
- в каком положении у вас находятся губы? Язык?
- положите руку на горло. Что вы ощущаете, когда произносите звук д?
Также дети артикулируют звук т.
Дети с помощью логопеда приходят к выводу, что пара звуков д-т очень схожа по артикуляции и различается только тем, что при произнесении звука д участвует голос, а при произнесении звука т не участвует. Поэтому звук д-звонкий, звук т- глухой.
4. Дифференциация звуков в слогах.
- Прочитайте слоги парами. Скажите, какими звуками отличаются эти пары слов.
да-та та-да
до-то то-до
ду-ту ту-ду
ды-ты ты-ды.
Игра «Измени звук».
А теперь, мы с вами поиграем. Сейчас я буду каждому из вас кидать мяч и называть слог. Вы должны в этом слоге изменить первый звук : да, та, да, ду, ты, ды, ту, до, то и т. д.
5. Физкультминутка.
Звуки в гости к нам пришли, (маршируют)
Дружбу с нами завели. (жмут друг другу руки)
Дружбой этой мы гордимся. (руки на поясе)
Будем весело учиться. (повороты влево, вправо)
6. Дифференциация звуков в словах.
Я предлагаю вам еще одну игру, которая называется «Доскажи словечко». Слушайте внимательно, чтобы не ошибиться.
Летом мы жили на маленькой (дачке).
Толя возил кирпичи на (тачке).
В конце предложения надо поставить (точку).
Мама вела за руку маленькую (дочку).
На озере плавала маленькая (уточка).
Рыболову нужна хорошая (удочка).
После игры логопед еще раз обращает внимание на пары слов :
Дачка-тачка, дочка-точка, удочка-уточка.
-Чем похожи?
- Чем отличаются?
-Давайте выложим эти слова из разрезной азбуки.
7. Итог.
- Молодцы, ребята. Вы хорошо справились со всеми заданиями.
- Какие звуки мы с вами учились различать?
- Что вам понравилось?
- До свидания.
Используемая литература:
1. Глухов В. П., Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М. : АРКТИ, 2002. – 144с. (Биб-ка практикующего логопеда)
2. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ иД», 2001. – 144стр