Светлана Самуткина
Фотоотчет «Как мы гуляем и за чем наблюдаем»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как мы гуляем и за чем наблюдаем»
Сегодня хочу рассказать, как я провожу с детками наблюдение на прогулке за окружающим миром.
Сегодня в дошкольных учреждениях образовательный процесс происходит преимущественно в игровой форме. Мы используем любой момент, чтобы ненавязчиво обогатить внутренний мир малышей и передать им новые знания. Так и во время пребывания на открытых площадках или под навесом в павильоне во время дождя я обязательно посвящаю немного времени наблюдениям.
Публикация «Фотоотчет „Как мы гуляем и за чем наблюдаем“» размещена в разделах
Поскольку в детском саду все делается по плану и программе, а не как придет в голову воспитателю, то и такой развивающий метод как наблюдение планируется заранее. Обычно я планирую на неделю соответственно времени года каждый день новое наблюдение. Сегодня, допустим, мы изучаем растения, завтра – неживую природу, потом – наблюдаем за людьми и т. п.
Хочу вам сказать, что наблюдение – это одна из форм активного познания природы и всего, что нас окружает. Дети набираются впечатлений, приобретают личный опыт, учатся любить и понимать все вокруг. Наблюдать – не так просто, как воображается нам, взрослым. Необходимо уметь сосредоточить внимание, удержать его.
Происходит колоссальный мыслительный процесс, во время которого детский ум обрабатывает массу информации.
Что касается планирования, то я делаю его помесячно, расписывая, что мы будем делать каждый день недели на прогулке. Выглядит это приблизительно так:
• Понедельник: наблюдаем за живой природой – растения, деревья, кустики, семена, листики, цветочки.
•
Вторник: занимаемся наблюдением за неживой природой – солнце, небо, тучки, ветер, дождь и т. д.
• Среда: подмечаем повадки животных, насекомых, птичек, рыбок.
• Четверг: смотрим, как работают люди, что они делают, как выглядят.
• Пятница: наблюдаем за окружающей средой, ходим на экскурсии по территории садика или недалеко – школа, парк, магазин, кукольный театр и т. п.
Почему я советую родителям планировать совместные занятия с детками? Если вы набросаете себе простенький план дел на каждый день, вы не забудете, что собирались сделать. И вместо того, чтобы проболтать всю прогулку с соседкой на лавочке, наблюдая за своим ребенком издалека, вы займетесь его развитием.
В зависимости от времени года, я акцентирую внимание детей на характерные изменения в окружающем мире.
Так, если выбрать тему наблюдения – «люди», то расскажу, как мы это делаем осенью.
Итак, сентябрь: я рассказываю деткам, что на полях заканчивают собирать урожай, что сейчас сезон яблок, винограда, овощей. Прошу ребят рассказать, что они любят из сезонных овощей и фруктов.
Да, я не сказала, что за одну прогулку не стоит охватывать много разных аспектов нашей жизни. Допустим, поговорили об урожае и овощах и хватит.
В следующий раз уже обратите внимание малыша, что опадает листва, кто ее убирает, куда она потом девается. Можно взять грабельки и поработать немного с ребенком. Пусть поймет, что труд дворника нелегкий. Уместно подобрать тематические загадки об осени, урожае и т. п.
Также в сентябре мы говорим и наблюдаем за школьниками, ведь начался учебный год. Смотрим, во что одеты школьники, где они прячут учебники и тетрадки, обращаем внимание, что младшие школьники ходят в школу с мамой, а старшие – самостоятельно.
Наблюдаем месяц октябрь
Итак, в октябре наблюдение за людьми мы проводим так: обращаем внимание, что похолодало, смотрим, что люди стали утепляться, рассматриваем детали одежды.
Также мы замечаем, какие машины ездят, говорим о скорой помощи, пожарной машине, полицейской. Подмечаем, как выглядит спецодежда. Обращаем внимание, что часто люди жгут опавшую листву, объясняю, что это вредно для нас, для окружающей среды.
Очень важно с малышами говорить о том, как важно соблюдать чистоту на улице, что нельзя мусорить. Можно подмести участок вместе с детками, посмотреть, как убирают клумбы, готовят растения к зиме.
В принципе, наблюдение за людьми весь год сводится к рассматриванию одежды, беседах о разных профессиях, сезонных работах и т. п. Как видите, ничего сложного, но поверьте, даже коротенькие беседы-наблюдения чрезвычайно положительно влияют на развитие малыша.
В своей работе по наблюдениям использую методическое пособие – «Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа». Здесь есть отличные полные рекомендации по наблюдениям за окружающим миром. Вы найдете стихи, игры, загадки, которые можно использовать во время развивающих занятий на свежем воздухе.