Юлия Баранова
Занятие в старшей группе «Как Карлсон открыл для себя новое искусство — графику»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Познакомить с видами графики, показать отличие от живописи. Закреплять умение владеть и использовать различные виды штриха. Способствовать тому, чтобы дети умели применять полученные знания о штрихах разных видов в своей творческой работе. Развивать творчество, фантазию. Совершенствовать умение работать с различными изобразительными материалами: угольный карандаш, тушь и перо. Вызвать интерес и эмоциональный отклик на такой вид искусства, как графика.
Ход занятия.
Вбегает Карлсон.
- Ой! Ребята, я такое узнал! Вот так новость!
Публикация «Занятие в старшей группе „Как Карлсон открыл для себя новое искусство — графику“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
- Что же ты узнал?
- Да я открыл новое искусство – графику. Вы, наверное, и не слышали о таком искусстве. А знаете, как я его открыл? Летел я мимо одного красивого здания, увидел большое окно, смотрю, а там много всяких рисунков и еще что-то висит. Про живопись- то я знаю. Это картины, написанные маслом, и, оформленные в красивые рамки. А здесь что-то другое… Залетел я в окно и стал кричать: «Что это такое»? Тут открылась дверь, вышел ко мне художник и рассказал: «Ты попал Карлсон на выставку графических работ. Есть такое искусство – графика…»
Я попросил у него с этой выставки несколько произведений и решил вам показать. Хотите посмотреть?
Детям разворачивается ширма с оформленными графическими рисунками, где можно проследить разнообразные штрихи, игру линий, изображение из пятна. Одна из работ на выставке выполнена цветными красками.
- Все вы видели цветные картины и репродукции, где главное – цвет. Цвета оживляют картину. Их пишут масляными красками и оформляют в красивые рамы. Искусство живопись переводится, как живо написано, похоже на живое. Как будто мы из окна видим этот красочный пейзаж. У нас на выставке тоже есть такая работа. Нашли ее? Игра: «Чем похоже, чем отличается?». (Сравнить живописную картину и найти сходство и отличие с графическими работами).
- А теперь я вам покажу картины, где главным является не цвет, а линия, штрихи, точки, пятна и они такие разные. Посмотрите, чем выполнены графические работы? Предполагаемые ответы детей: Фломастеры, тушь, перо, карандаш, шариковая ручка.
- А посмотрите, какая бывает линия! Злая и добрая, сердитая и веселая. Толстая и плавная, тонкая и ломаная. Вот пушистая киска. А вот какой колючий ежик! Карлсон выделяет указкой различные линии на работах, а дети сравнивают их с предметами из жизни. Игра: «На что похожа линия?». Например: Карлсон показывает волнистую линию, а дети отвечают, что она похожа на змею, волну и т. д. Ломаная линия похожа на зубы крокодила, горы, колючки и т. д.
Рассказ Карлсона :
- Дети! Оказывается графика очень нужное искусство. Ведь прежде чем художнику написать большую картину, или скажем, портрет, он должен выполнить много подготовительных рисунков: набросков, эскизов. Всю эту работу удобнее выполнить в графическом материале. Предложить детям назвать графические материалы : пастель, карандаш, уголь, восковой мелок, сангина. (показать наборы графических материалов).
- Ребята! Мне так понравилась эта выставка. А вам? Мне так захотелось стать художником- графиком. А вам? Вы бы хотели вместе со мной попробовать стать художниками графиками? Тогда полетели со мной в изостудию!
- Вам надо превратиться в маленьких Карлсонов. Вправо, влево повернись – в летучего Карлсона превратись! Игра по типу «Самолеты». (Завели моторчики, ж. ж. жжжж, полетели)
Дети поиграли в зале и переходят в изостудию.
- Ребята, чтобы стать художником графиком нужно уметь рисовать штрихами. Штрихи – это такие короткие линии, с помощью которых закрашивают поверхность рисунка. Посмотрите, какие бывают штрихи. Образцы видов штрихов и комментарии к ним. А вот как их надо накладывать, зависит от того, что мы рисуем. Штрихи могут рассказать о характере героя, его настроении. Гладкости и пушистости животных, о добре и зле. Сейчас вы поиграете со штрихами. У меня есть картинки, которые нужно оживить.. А рисовать мы будем перьевыми ручками, макая их в тушь. Рисовать нужно аккуратно, набирать тушь на перо не очень много, нажим осуществлять плавно, иначе можно порвать лист бумаги. И тогда наши заколдованные картинки станут живыми и веселыми. Дети выбирают заготовку и садятся на места оформлять ее любыми штрихами, которые им понравились, которыми они владеют
- Молодцы ребята. Давайте рассмотрим, что за картинки у нас с вами получились. Беседа о том, какие виды штрихов выбрали дети. Анализ рисунков и непринужденная беседа. Примерные вопросы к детям: Какие штрихи ты выбрал, чтобы получился колючий ежик? Какие виды штриха ты выбрала, Маша, чтобы получилась земля, поляна? (Это могли быть плавные волнистые линии и короткие штрихи типа травки). И т. д.
- А теперь я хочу с вами пошалить. А вы хотите? Полетели обратно в зал и весело поиграем. Дети снова переходят в зал, где с ними проводится любая веселая игра, или танец под веселую музыку. Например игра: «Мы идем искать медведя»… Вдруг Карлсон находит посылку с письмом, где дети находят рисунок, выполненный углем. Карлсон рассматривает с детьми интересный необычный рисунок. Далее читает письмо от известного художника, который благодарит детей за то, что они посетили его выставку графики и дарит детям подарок – угольные палочки. Карлсон вместе с детьми радуется подарку, рассказывает, как надо обращаться с этими палочками.
- Дети. Угольные карандаши очень пачкаются. Их надо держать аккуратно, сильно нажимать на них не надо – они сломаются. Держать их можно «щепоткой». Но рисовать ими очень интересно. Хотите попробовать?
Карлсон превращает всех в детей и приглашает снова в изостудию.
Дети вспоминают, что недавно научились рисовать ель и сосну и знают, чем они отличаются друг от друга. Карлсон предлагает выполнить графический рисунок, который называется «Зимний лес». Спрашивает, какие деревья можно нарисовать. (Сосну, ель, елочки и просто деревья и кусты). Спрашивает, что еще можно изобразить. (сугробы, солнце, облака, птиц). Спрашивает, каких животных можно нарисовать в зимнем лесу. (Белка сидит на ветке, заяц бежит, или спрятался, лиса. А медведь и еж – спят.) Карлсон предлагает детям замыслить свой рисунок и рассказать о своей задумке. Спросить 2 –3 детей.
Дети рисуют под меленную музыку. Карлсон проходит и смотрит, как дети держат уголек, какие виды штрихов используют в работах. Пример руководства детьми во время их продуктивной деятельности:
1. частичный показ,
2. показ образца,
3. напоминание,
4. объяснение,
5. пример сверстника,
6. совет.
Когда время закончится, дети раскладывают рисунки на подиум, садятся рядышком и все рассматривают рисунки и рассказывают, что рисовали, как рисовали, чем рисовали, и понравилось им рисовать углем, или нет.
Карлсон осуществляет анализ работ:
- Найдите самую пушистую елку? Какие штрихи применила здесь Оля?
- Какие штрихи использовал Максим когда рисовал пушистые ветки сосны?
- Найдите где больше всего изображено деревьев разными способами?
- Кто изобразил животных в своем лесу?