Ольга Ефремова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Как хорошо на свете без войны»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 59 Красногвардейского района Санкт-Петербург
Конспект
Непрерывной образовательной деятельности в соответствии ФГОС ДО. Образовательная область: познавательное развитие у детей старшего возраста.
«Как хорошо на свете без войны».
С использованием современных педагогических технологий:
личностно-ориентированная технология
технология сотрудничества
ИКТ
театрализованные игры
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Как хорошо на свете без войны“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Воспитатель: Ефремова
Ольга Александровна
Санкт – Петербург
2020
Материалы: Фото и иллюстрации ВОВ, аудио музыка.
Цель: познавательное развитие, воспитание у детей старшего возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине.
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить детей с такими понятиями, как «Россия», «Родина»;
- учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас;
2. Развивающие:
- формировать представление об истории ВОВ, используя различные виды деятельности
- показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной вой-ны;
- Развивать восприятие произведений литературы, живописи, музыки;
3. Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство патриотизма, взаимопонимания, дружеского отношения, воспитывать любовь к Родине.
- развивать чувство коллективизма;
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Подмор материалов о ВОВ, прослушивание песен, чтение художественной литературы, беседы с детьми о Родине.
МАТЕРИАЛ:
- глобус
- видео, аудио файлы
- презентация
- костюмы детские и военные атрибуты (военная форма)
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ
Дети заняты свободной деятельностью.
Воспитатель включает музыку - звучит тихая и спокойная музыка. Это для них неожиданный сюрприз.
ПРИМЕРНЫЙ ХОД НОД
Воспитатель:
Ребята, давайте закроем глаза и послушаем тишину.
Дети прислушиваются.
Откройте глаза.
- Скажите, что можно услышать в тишине?
Дети дают свои ответы:
Шум ветра, гул машин, кто-то про-шел, чьи-то шаги, капель, пение птиц…
Верно, ребята. Это мирная тишина.
А давайте еще раз закроем глаза.
(воспитатель включает звуки военных действий)
- Откройте глаза. Что вы услышали сейчас?
Дети дают свои ответы: выстрелы, взрывы, сигнал воздушной тревоги…
- Слышны ли звуки выстрелов, рев танка, гул самолетов в мирное время?
- Нет.
Сегодня наше занятие посвящено людям, которые отстояли нашу страну в годы ВОВ, тем, кто с оружием в руках защищал нашу свободу, нашу Родину.
- Ребята, а что же такое Родина?
Ответы детей : дом, улица, город, страна, где мы живем, где мы роди-лись, наша земля…
Правильно, дети. Родина – это то место, где мы родились.
(Показ отрывка из фильма «Щит и меч», 1 куплет песни «С чего начинается Родина…»
Дети внимательно смотрят отрывок из фильма и слушают песню.
- Любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому и двору.
Маша читает стих, дети договаривают хором :
Слышишь песенку ручья?
Это Родина моя!
Слышишь голос соловья?
Это Родина моя!
Школа, где твои друзья,
Это Родина моя!
Руки мамочки твоей,
Шум ветвей и звон дождей,
И в саду смородина –
Это тоже Родина!
- Как одним словом можно назвать страну, где мы живем?
Дети отвечают: Россия!
- Ребята, а чем богата наша страна?
Ответы детей : лесами, полями, река-ми, озерами, морями, горами, пеще-рами, вулканами, музеями, театрами, …
Слайды 1,2,3,4,5.
Россия – страна красивая, богата и очень многие недоброжелатели хотели бы владеть ее сокровищами.
Нашей стране не раз приходилось отражать нападение врагов.
Летом 1941 года 22 июня на рассвете гит-леровские войска без предупреждения напали на нашу Родину.
Фашисты пытались лишить нас свободы, захватить наши земли и города.
Так началась ВОВ. (Включаем 1 куплет песни «Вставай страна огромная…» + видео ролик о начале войны)
- Ребята, какая музыка по характеру?
Дети отвечают: Тревожная.
- Правильно!
Музыка как - будто призывает нас вставать на защиту.
Люди ночью легли спать, планируя следующий день.
Но их планам не суждено было сбыться. Нападение было неожиданным. В эти дни заканчивали школу дети, проходили выпускные балы, юноши и девушки были нарядными, они танцевали, пели, веселились, встречали рассвет и строили планы на будущее.
Слайды 6,7.
Но война жестоко разрушила их планы.
Молодые люди сняли школьную форму, надели шинели и прямо со школьной скамьи шли на войну.
Слайды 8,9.
Чтение стихов детьми (девочки)
1. Ах, война, что ты сделала под-лая,
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли
Повзрослели они до поры.
2. На пороге едва помаячили И ушли за солдатом солдат До свидания, милые мальчики Постарайтесь вернуться назад!
3. Вы не гнитесь, вы будьте высокими Не жалейте ни пуль, ни гранат. И себя не щадите, но всё – таки Постарайтесь вернуться назад!
Слайды 10,11,12,13.
Чтение стихотворения Ксюши вместе с мамой (чтение сопровождается показом слайдов)
Ребё нок: Мама, скажи мне, кто был на войне?
Мама: Дедушка Митя – военный пилот В небе водил боевой самолёт. Дедушка Женя десантником был. Он вспоминать о войне не любил. И отвечал на вопросы мои: -Очень тяжелы были бои. Бабушка Соня трудилась врачом, жизни спасала бойцам под огнём. Прадед Алёша холодной зимой Бился с врагами под самой Москвой. Прадед Аркадий погиб на войне.
Родине все послужили вполне Много с войны не вернулось людей. Легче ответить, кто не был на ней.
- Мужчины уходили на фронт воевать, а что же делали женщины?
( они работали день и ночь на фабриках и заводах: шили шинели, взяли теплые рука-вицы и носки; пекли хлеб, стояли у станков, производя боеприпасы)
Слайд 14,15,16.
А ещё они писали письма солдатам, в кото-рых рассказывали о родном доме, о том, как они живут, как ждут возвращения своих сыновей, братьев, жен и мужей с победой. Сколько любви, сколько надежды было в этих письмах, которые были так необ-ходимы каждому солдату. Война продол-жалась, солдаты в перерывах между боями отдыхали, читали письма, рассматривали фотографии родных и близких людей и пи-сали письма домой.
Слайд 17,18,19.
Сценка
Тихо звучит музыка «Эх, дороги…»
Из-за занавеса выходят дети солдаты в военной форме: пилотки, гимнастёрки, сапоги, держат в руках автоматы, гармонь. Идут друг за другом через центр, расходятся направо и налево и садятся в центре зала в полукруг.
Каждый занят своим делом: кто-то пришивает воротничок к гимнастёрке; кто-то дремлет (лежа на боку); кто-то пишет письмо.
Письма:
Ребёнок встает и читает письмо, затем делает конверт, встает другой ребенок с письмом.
1. Дорогие мои родные! Ночь. Дрожит огонек свечи. Вспоминаю уже как не впервые, Как вы спите на теплой печи. В нашей маленькой старой из-бушке, Что в глухих затерялось лесах, Вспоминаю я поле, речушку, Вновь и вновь вспоминаю я вас.
2. Мои братья и сестры родные! Завтра снова я в бой иду. За Отчизну свою, за Россию, Что попало в лихую беду. Соберу свое мужество, силу, Буду немцев без жалости бить. Чтобы вам ничего не грозило. Чтоб могли вы учиться и жить. (делает конверт)
3. Читают воспитатели:
В мрачной, холодной ночи грозовой Сквозь гром и разрывы снарядов Весточку пишет боец фронтовой В холодном окопе с товарищем рядом.
Долго он думал, что написать Только никак не решался. Вдруг поступала команда: «Вперёд!»
Дети встают, надевают пилотки, берут автоматы и уходят за занавес.
Ручку сменил автомат, Пешая рота в атаку идет. С криком бежит наш солдат! Окончен бой, боец наш жив И знает, что, писать он маме: - Родная, знай! Враг будет разбит, Победа будет за нами!
Жить, воевать, работать, побеждать врага на фронте помогали песни. Они поддержи-вали солдат, вселяли надежду на скорую встречу с родными.
Слайд 20.
На фронт выезжали музыканты и артисты со своими концертами.
- Давайте вспомним, какие песни мы слушали с вами?
Ответы детей : «Синий платочек», «Эх, Ладога», «Журавли», «Катюша».
- Одним из символов ВО войны являлась песня «Катюша» - песня, которую знал каждый боец. Солдаты, певшие или слушающие «Катюшу» испытывали такое чувство, будто это к нему лично обращен призыв сберечь родную Землю.
Эта песня стала символом стойкости, мужества советского человека. Её знают все и взрослые и дети.
- Ребята, давайте мы её сейчас исполним вместе.
Дети поют.
Долгих четыре года длилась страшная, му-чительная война. Много жизней она унесла. И вот настал тот день, когда по радио объявили о её окончании.
Слайды 21,22.
Страна ликовала. На улицах пели, танце-вали, обнимались, многие люди плакали от радости.
Всё дальше и дальше от нас грозные дни ВО война. Фронтовые письма остались памятью о той страшной войне. Они стали предупреждением всем нам:
Человек не должен воевать, не должен уничтожать всё живое на Земле!
Надо всем нам учиться жить мирно!
Посмотрите, какой маленький земной шар и на нем есть место всем: и людям, и животным, и рыбам, и птицам, и лесам, и полям.
Рассматриваем с детьми глобус.
Так давайте же будем беречь эту хрупкую планету, она наш дом, наша Родина.
Слайд 23.
- А что для этого надо?
Дети называют свои предположения и дополняют рассказ воспитателя.
- Да!
Всем людям жить в мире и согласии.
Стихотворение (читает ребенок)
Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойно уснут города!
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой.
Ни один пусть не рвется снаряд,
Ни один не строчит автомат.
Оглушают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса.
Пусть спокойно проходят года
Пусть не будет войны – никогда!
Слайд 24.
Песня «Пусть всегда будет солнце!» Дети подпевают.
Рефлексия:
Воспитатель: О чем мы сегодня говорили?
Дети: О России, о нашей Родине, о победе в войне.
Воспитатель: Что вы можете сказать о своей родной стране?
Дети: дают разные ответы.
Воспитатель: Кто может показать ее на карте?
Дети по желанию показывают на карте родную страну.