Светлана Клабукова
Консультация «Как актуализировать традиционные ценности в детской среде?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как актуализировать традиционные ценности в детской среде?»
Автор: Клабукова С. Г.
Учитель-логопед МАДОУ «Детский сад «Театр на Звезде» г. Перми
Сведения об окружающем мире дети получают не только в образовательном учреждении. Средства массовой информации, общение со сверстниками и взрослыми, наблюдение за жизнью также дают знания об окружающем мире, но формируют ли систему норм нравственности? Самостоятельно разобраться в обилии информации о нравственных нормах ребенку не под силу, его жизненный опыт недостаточен. Педагоги в образовательной организации, давая ребенку знания о нормах жизни в обществе, дают и представление о последствиях нарушений норм на примере поступков детей. В данном случае ребенок вооруженный нравственными знаниями, проживает ситуацию, а значит, испытывает определенные переживания, нравственные чувства. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждения и действия, слова и дела.
Публикация «Консультация „Как актуализировать традиционные ценности в детской среде?“» размещена в разделах
По своей природе дети добры, дошкольники, например, готовы противостоять всему дурному, рады помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания. Задача взрослых: сохранить этот росток добра в детских душах. Одним из средств формирования нравственных представлений у детей, которое мы используем в группе, является сказка. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей. С помощью народных сказок мы помогаем детям различать такие категории как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя. Сказки помогают показать, как добрые и миролюбивые побеждают злых и коварных. Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок. Рассматривая картинки, дети часто говорят: «Это я!», указывая на приятного для них персонажа. Дети хотят быть положительными героями сказок, потому что они наделены мужеством, смелостью, честностью, великодушием. Особенно способствует нравственному воспитанию детей театрализованная сказка. Становясь на место героя сказки, исполняя роль, ребенок принимает на себя личностные качества героя. Дети не выбирают «плохих» героев, не хотят играть отрицательные роли. Помогают беседа о поступке героя, сопоставление качеств героя сказки и исполнителя его роли. После анализа ситуации ребенок стремится показать, как нельзя себя вести, каким бы он не хотел быть. Надо помнить, что ребенок не только различает хорошие и плохие поступки сказочных героев, но и, соотнося их с действительностью, ребенок остро чувствует несправедливость, ложь. Поэтому так важно взрослым поддерживать доброе в душах детей, своим личным примером демонстрируя положительные нравственные качества. Взрослые учат ребенка понимать, почему нужно быть добрым, милосердным, какой мотив стоит за каждым поступком. Выбранный для подражания сказочный или реальный образ является далёкой перспективой, к которой ребенок будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. В младшем школьном возрасте очень важно сохранить положительный идеал, приобретённый в дошкольном детстве, что во многом определит личность ребенка. Чувственный опыт, получивший поддержку взрослых, не может не сказаться на дальнейшем становлении личности ребенка.
С 1 сентября 2023 года педагоги начали работать по Федеральным образовательным программам, частью которых является Федеральная программа воспитания, направленная, в том числе и «на формирование ценностного отношения обучающихся к семье, другому человеку, развитии дружелюбия…» и т. п. В условиях современного общества проблема формирования нравственных ценностей приобрела особое значение. Задача педагогов давать детям нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение, соответствующее традиционным ценностям граждан Российской Федерации.
Приложение
Знакомство со сказкой В. Воробьева «Что приснилось медведю»
Цель: расширение представления детей о хороших и плохих поступках.
Задачи:
- учить оценивать поступки людей;
- прививать детям желание совершать только хорошие поступки;
- развивать связную речь детей.
1. Подготовительная работа:
Инсценирование сказки В. Воробьева «Что приснилось медведю?».
2. Инсценировка сказки.
3. Беседа по сказке
Дети, вам всё понравилось в этой сказке?
Почему с мишкой так разговаривали все жители леса?
Вы хотите оказаться на месте маленького медведя? Почему?
Что нужно сказать, когда встречаетесь с кем-либо знакомым?
4. Давайте расскажем эту сказку по-другому, мы же знаем, как себя
вести. Дети упражняются в ведении диалога.
5. Итог.
Педагог: Ребята, что сегодня вы запомнили? Покажите, какие эмоции вы испытываете, когда все вокруг вас помнят правила поведения, хорошо себя ведут.
Что вас огорчает в поведении ребят в группе?
Вывод: Хорошие поступки нравятся другим людям, они их радуют, плохие - не нравятся, огорчают.