Даньшина Наталья
Конспект занятия «Язык жестов и движений»
▼ Скачать + Заказать документы
Дата проведения: 28.12.18 г.
Место проведения: МБУДО ЦДО «Родник».
Возраст воспитанников: 6-7 лет.
Цель: способствовать формированию знаний и умений у детей передавать свои эмоции и различать определенные эмоциональные состояния окружающих детей посредством невербального общения.
Задачи:
Образовательные:
• дать представление детям об их собственных эмоциях и эмоциях других людей;
• формировать умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, пантомимикой);
Публикация «Конспект занятия „Язык жестов и движений“» размещена в разделах
• учить детей различать эмоциональное состояние других по особенностям жестов, мимики, движений;
• формировать умения общаться в коллективе и работать в группах, понимать друг друга;
• увлечь игровой ситуацией.
Развивающие:
• развивать навыки общения, дружеского отношения в коллективе;
• развивать умение договариваться при помощи жестов и движений;
• развивать познавательный интерес;
• развивать снятие психоэмоционального напряжения;
• развивать создание ситуации сотрудничества;
• развивать мышление, внимание, память, интеллект детей;
• развивать общую координацию тела и ориентацию в пространстве;
• развивать ориентацию на листе бумаги, тонкую моторику;
Воспитательные:
• воспитывать у детей стимул рассказывать о себе при помощи жестов и движений;
• воспитывать интерес к окружающим людям;
• воспитывать вежливость, уважение и любовь к друг другу;
• воспитывать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя.
Материал:
• игра: «Язык жестов и движений»; карточки с изображением улыбки, объятия, рукопожатия, руки;
• диск с детскими песнями;
• ноутбук.
Словарная работа:
• ввести в словарь детей эмоции (обида, ложь, скука, внимание, страх, агрессия, приветствие, восхищение).
Ход занятия.
Педагог. Дорогие дети и гости, я очень рада видеть вас всех здесь. Я надеюсь, что сегодня благодаря моим и вашим стараниям вы сможете провести приятно время и пообщаться между собой не обычным способом, а именно при помощи жестов и движений. Для начала давайте с вами поприветствуем, друг друга и это мы сделаем следующим образом:
Организационный момент.
Каждый ребенок сидит за одной партой с родителем.
Педагог.
Давайте все вместе встанем и поприветствуем друг друга:
Скажем, здравствуйте руками.
Скажем, здравствуйте глазами.
Скажем, здравствуйте мы ртом,
Станет радостно кругом.
Здравствуйте.
Педагог рукой показывает знак «садитесь» и просит тишины, поднося указательный палец к губам. Потом, обращаясь к одному ребенку, жестами просит его подняться и вновь сесть на место.
Педагог. Сейчас вы сделали все верно, о чем я вас просила. Но как вы меня поняли, ведь я не произнесла, ни слова? Движения, которые я показала, называются жестами.
Как вы уже поняли, мы сегодня с вами познакомимся с несловесными средствами общения: мимикой и жестами.
Проверочный этап
Давайте вспомним жесты с которыми мы пользуемся ежедневно.
- кивок головой – да
- покачивание головой – нет
- погрозить пальцем – не шали
- палец к губам – тихо
- рукой помахать – до свидания
- ладонь немного согнута - иди ко мне.
Педагог. А нужны ли жесты людям?
Конечно, с помощью слов передается в основном информация, с помощью жестов отношение собеседника к информации. А в отдельных случаях жесты могут полностью заменить слова.
(«Жест – движение души, а не тела» - говорил Шаляпин.)
А что такое мимика? Мимика – это выражение лица – доброе, удивленное, злое.
(«Мимика правдивее слов. Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым (глазам)» Эмерсон, американский философ)
А как вы думаете, для чего нужно уметь пользоваться мимикой и жестами?
(ответы детей)
(мимику и жесты мы используем, чтобы наша речь была более убедительной и понятной, яркой и успешной, чтобы нас понимали и общаться с нами было легко).
Кинесика – раздел психологии, изучающий мимику и жесты.
Жесты в разных странах неодинаковы «Палец у виска в России» - ты сумасшедший, во Франции – ты говоришь умные вещи, в США – я знаю, что я делаю. У нас кивок головой означает да, а в Болгарии нет. А сейчас мы с вами будем играть в игры и проводить упражнения для того, чтобы потренировать свое внутреннее состояние, научиться управлять им. Внимание и воображение помогут нам создать внутренние копилки интонаций, движений, жестов, способов проявления чувств, демонстрации мыслей, так необходимых человеку.
Упражнение «Улыбка»
Улыбнитесь, как улыбается очень вежливый японец; собака своему хозяину; кот на солнышке; волк зайцу; любящая мама своему любимому ребенку.
Упражнение «Угадай загаданное»
Приглашается пара родитель и ребенок. Педагог шепчет на ушко ребенка задание, изобразить без слов: ребенок хочет кушать, ребенок хочет спать, ребенок хочет пить, ребенок хочет гулять, ребенок хочет играть, ребенок хочет читать, ребенок хочет петь песни, ребенок хочет плавать, ребенок хочет кататься на лыжах, ребенок хочет танцевать. Родитель отгадывает.
Затем педагог показывает карточку с заданием для родителя: родитель готовит суп, родитель моет голову, родитель гладит белье, родитель подметает пол, родитель поливает цветы, родитель отдыхает, родитель жалеет своего ребенка, родитель делает макияж, родитель шьет одежду, родитель одевается, а ребенок отгадывает, если ребенок затрудняется ответить, ему помогает вся группа.
Обсуждение:
- что было сложнее угадывать или показывать?
- что не понравилось?
- что понравилось?
Игра «Вокзал»
2 команды 1) отъезжающие 2) провожающие.
Отъезжающие придумывают фразу и показывают мимикой и жестами. (разговаривать нельзя) Провожающие должны отгадать. Работа проходит в парах. Необходима обратная связь, чтобы отъезжающие знали, понятно слово или нет (тоже жестами).
Обсуждение:
- удалось ли угадать фразу?
- в чем была сложность?
- какие слова было сложнее объяснить, понять?
Почему было сложно понять? (Не было единой знаковой системы).
Педагог. Дорогие мои ученики, а вы знаете, что нужно сделать, чтобы настроение улучшилось, чтобы на душе было тепло и спокойно? Нужно всем пригласить к нам в кабинет солнечного зайчика.
Упражнение-релаксация «Солнечный зайчик».
Педагог. К нам в окно заглянул солнечный зайчик. Что произошло с нашими глазками? Наши глазки закрылись, зайчик прыгнул к нам на головку и ласково пожалел нашу головку, затем зайчик пожалел наши: ушки, бровки, глазки, щечки, шейку, плечики, одну ручку, другую ручку, спустился пожалел ножки, прыгнул на животик, пожалел животик, обнял нас крепко-крепко и убежал в окно. Наши глазки открылись.
Игра «Язык жестов и движений»
Когда вы разговариваете с человеком, то на вашем лице могут отражаться разные чувства и эмоции. Умение владеть мимикой и жестами играют большую роль в общении: они могут привлекать к себе собеседников, а могут, наоборот, отталкивать. Следующее наше упражнение поможет нам поупражняться в умении владеть мимикой и жестами. Каждый родитель и каждый ребенок получает карточку с изображением какого – либо чувства или эмоции: обида, ложь, скука, внимание, страх, агрессия, приветствие, восхищение, радость, любовь и т. д. Родитель должен изобразить, ребенок угадать. После выполнения и обсуждения ребенок изображает, родитель угадывает.
Обсуждение:
- удалось ли понять эмоцию?
- что было труднее изобразить или угадать?
- понравилась ли игра?
Игра «Турист»
Представьте себе, что вы приехали в какую-то страну, языка которой вы не знаете. Используя жесты, спросите дорогу: в бассейн, в библиотеку, в кафе, в музей, в магазин, к морю, в зоопарк, в цирк, в школу, в сад. Родитель жестами спрашивает дорогу, ребенок угадывает. После выполнения ребенок сам придумывает и спрашивает, а родитель угадывает.
Обсуждение:
- удалось жестами спросить дорогу?
- удалось жестами объяснить дорогу?
- что сложного было в игре?
Педагог. Мы хорошо узнали с вами жесты, эмоции, движения которыми можно их показать друг другу и угадывать. А вот одну эмоцию я вам предлагаю слепить из радужного песка. Это эмоция ЛЮБОВЬ.
Рефлексия
Мы сегодня на занятии познакомились с несловесными средствами общения. А какими? (ответы детей)
Понравилось ли занятие? Какое настроение вызвало сегодняшнее занятие, покажите пожалуйста мне мимикой и жестами.
Педагог. Молодцы были и родители и дети. А сейчас с помощью жестов и движений покажите мне пожалуйста эмоцию ЛЮБЯЩИХ родителей и ЛЮБЯЩИХ детей.
Всем большое спасибо! До новых встреч!