МААМ-картинки

Конспект НОД «Ярмарка народных промыслов»

поправко любовь сергеевна
Конспект НОД «Ярмарка народных промыслов»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Ярмарка народных промыслов»

Цель: Формирование у детей интереса к декоративно-прикладному творчеству русского народа.

Задачи:

Познавательное развитие: расширять представления детей о таких видах декоративно-прикладного творчества русского народа, как народные промыслы (городецкая, гжельская, хохломская, дымковская, семеновская матрешка, а также историю и место возникновения промысла.

Публикация «Конспект НОД „Ярмарка народных промыслов“» размещена в разделах

Социально-коммуникативное развитие: воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам; воспитывать волю, интерес к народному декоративно-прикладному искусству, создавать положительный эмоциональный настрой, снимать напряжённость, содействовать эстетическому воспитанию.

Речевое развитие: развивать интерес детей к чтению художественной литературы, сопереживанию персонажам произведений; развивать речевую активность детей, расширять словарь о народных декоративно-прикладных промыслах, диалогическую речь, память, выразительность речи.

Художественно-эстетическое развитие: расширять представления детей о народных играх, хороводах ; Прививать любовь к Родине, фольклорным традициям.

Физическое развитие: развивать у детей координацию, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.

Воспитывающие:

- воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам; - продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, народной музыке; - приобщать детей к истокам русской культуры.

Планируемые результаты воспитательного мероприятия

- формирование устойчивого интереса у детей к истории и культуре нашего народа; - наличие у детей представлений о народном художественном творчестве и умения различать изделия разных народных промыслов; - приобретение детьми практических умений по работе с различными материалами; - развитие творческих способностей детей и формирование уважения к историческому наследию.

Ход НОД

В: Входит воспитатель в русском народном костюме.

– Ребята, как я выгляжу? Это я на ярмарку собралась, нарядилась. Как вы думаете, что такое ярмарка? (ответы детей). Давайте вместе узнаем, что такое ярмарка. Ребята, мы с вами живем в очень большой, красивой и богатой стране. Богата она лесами и реками, полезными ископаемыми, животными, прекрасными людьми. У нашей Родины богатая и интересная история. Как раньше называлась наша Родина? (Русь).

В: Наша страна не всегда была такой современной, как сейчас. Раньше не было магазинов и больших торговых комплексов. Люди торговали на улице. Такое место называлось, торжок, торговая лавка, ярмарка

Ярмарка – это такое место, где испокон веков много народу собиралось. К Ярмарке готовились, о начале Ярмарки оповещали заранее, устраивались ярмарочные гулянья по случаю больших календарных праздников: Рождество, Масленица, Пасха, Троица.

На ярмарках не только торговали и покупали но и веселились песни пели, плясали, силой мерялись. Публику веселили скоморохи и русский весельчак Петрушка. Атмосферу радости создавали яркие песни, частушки, звуки гармони. Продавцы выкладывали на прилавки яркие ткани, плитки, сарафаны, бусы, различную посуду и другую домашнюю утварь. Торговцы предлагали баранки и бублики, мед, недорогие лакомства, семечки и орехи.

В: Ребята, а вы хотели бы побывать на такой ярмарке? Ну тогда давайте начнем нашу ярмарку

Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ

А на ярмарке товары, продаются самовары

Сласти, ленты, погремушки и отменные игрушки.

Вы ребята, не скучайте, да гостей по развлекайте.

В: Ребята, а как вы думаете раньше на Руси зазывали народ на ярмарку (правильно потешками, зазывалками выходите попробуем с вами пригласить народ на нашу ярмарку)

К нам сюда скорее просим,

Подходи, честной народ.

Веселиться начинайте.

Всех нас ярмарка зовет!

Подходите, граждане,

Угодим каждому!

Зазываем мы народ

В ярмарочный хоровод!

Рады видеть мы гостей!

Покупайте поскорей!

Что душа твоя желает —

Все на ярмарке найдешь!

Всяк подарки выбирает,

Без покупки не уйдешь!

Не ходите никуда, подходите все сюда

Диво дивное, чудо чудное, а не товар

Гляди не моргай, рот не разевай!

Ворон не считай, товар покупай!

Все товары хороши! Что угодно для души!

ХОРОВОД: «В хороводе были мы» В хороводе были мы - 2р

Были мы, были мы - 2р

Кого надо видели -2р

Видели, видели - 2р

Красавицу девицу,- 2р

Девицу, девицу – 2р

Стань, девица, подбодрись, - 2р

Подбодрись, подбодрись – 2р

Вправо, влево повернись, -2р

Повернись, повернись – 2р

Ты, девица, потанцуй, - 2р

Потанцуй, потанцуй – 2р

Кому хочешь поклонись, - 2р

Поклонись, поклонись. - 2р

Сегодня мы отправляемся на ярмарку, где представлены различные народные промыслы Как вы думаете, что значат слова: - Славилась Россия чудо - мастерами, Дерево и глину в сказку превращали. Красками и кистью красоту творили, Своему искусству молодых учили.

В: - Богата русская земля народными мастерами, народными умельцами. Много красивых поделок делают они из разных материалов и красиво расписывают. Давайте же подойдем поближе к торговым рядам и рассмотрим повнимательней изделия, которые предлагали народные умельцы. Посмотрите сколько здесь всякого разнообразного товара.

А какие вы знаете народные промыслы? Давайте я вам загадаю загадку, а вы попробуете отгадать. Если они на нашей ярмарке?

Здесь игрушки не простые,

А волшебно – расписные,

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных

В разноцветных сарафанах

На столе у нас в гостях

Как скажите всех их звать? (Матрешки)

Ребята, а как вы думаете, какой секретик есть у матрешки?

Правильно, внутри матрёшки прячутся её сестрицы – другие матрёшки, каждая меньше первой (ответы детей). Дети появилась матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку – большого деревянного японца – Факуруму. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравился Факуруму русским мастерам, и захотели они себе такую же игрушку. Сделали мастера деревянную игрушку такую же по форме, но нарядили её в красивый русский сарафан с передником, повязали на голову яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и раскрасили щечки в яркий румянец. Назвали игрушку самым красивым русским именем – Матрёшкой или Матрёной. Так и стали русские мастера вытачивать матрёшек из дерева, да потом расписывать их яркими красками.

В: Золотым и алым цветом эта чаша расцвела Солнце, ягодами, летом, вдруг наполнилась она Угадай, что за чуда? (Это чуда – хохлома)

Есть такая деревенька в Нижегородской губернии, которая называется «Хохлома» Здесь вытачивают посуду из дерева и расписывают по золотому фону черной и красной краской растительный узор: листики, цветы, ягоды. Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за рекой Волгой мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Любил он пшенную кашу себе варить, да и птицам пшена не забывал посыпать. И прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он и её угостил. Задела Жар – птица крылом чашу с кашей и обронила золотое пёрышко. Поднял мужик пёрышко и стал им посуду расписывать. Вот и получались узоры золотыми. Вот какую интересную сказку придумал русский народ про хохломскую посуду. Каждый элемент дополняет друг друга. В умелых руках мастера создаётся красивая расписная посуда. На нашей ярмарке посуда представлена разная.

В: Наши ложки знает целый мир.

Наши ложки – самый лучший сувенир

Самовары хороши, Расписные от души.

Там травка вьется, там цветы, чудесной, дивной красоты

Как вы думаете, какой посудой чаще всего пользовались? (ответы детей)

- Деревянную ложку и миску можно было увидеть на столе богатого человека, и в избе бедного крестьянина, и в царском обиходе. Требовалось такой посуды много. Как вы думаете почему?

(Семьи были большие, в семье было много детей, деревянная посуда быстро изнашивалась).

- Правильно дети. Поэтому деревянную посуду делали сотнями и тысячами штук. И привозили на ярмарку.

В: Я – барыня сударыня!

Я в гости к вам пришла.

Загадаю вам загадку,

И отгадайте её, друзья!

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбки.

А ну назовите меня. (дымковская игрушка)

Глиняная яркая игрушка. Символ вязка - кировской земли. К нам пришел из маленькой слабодки Дымковской игрушкой нарекли. Старый промысел давно известный, существует он 4 сотни лет, а возник из праздников свистунья мастеров прославив на весь свет. Мастера, художники лепили козликов, лошадок и утят, барышень хозяек в сарафанах, разукрасив ярко их наряд. Простата узоров яркость красок, привлекают радуя глаза глина в вятки словно оживает творческих руках людей его села. Игра «Вопрос - ответ».

Один, два, три - кружок собери. Дети строятся в круг.

- Давайте поиграем в игру, я буду бросать мяч и задавать вопрос, а кто поймал мяч - отвечай.

1. Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)

2. Как называется село, где делают эти удивительные игрушки? (Дымково)

3. Что общего у всех этих игрушек? (у всех игрушек яркие краски, покрыты красивыми узорами.)

4. На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый)

5. Какими цветами украшают дымковские игрушки? (красный, синий, зелёный, жёлтый)

6. Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках? (лошадка, индюк, петух, олени, лошадки, барыни)

7. Где обжигают игрушки? (в печи).

В: Коль на досочке девица, иль удалый молодец. Чудо – конь и чудо – птица, это значит. (Городец)

Городецкие мастера живут в селе Нижегородской области, которое расположено около небольшой реки Узол, места там лесное. Леса давали материал, из которого делали всё : строили дома, изготавливали посуду, мебель, игрушки. И славились те места издавна своими ремесленниками. Но самыми знаменитыми были мастера по дереву. Вот их и называли городецкими мастерами.

Мастера занимаются росписью деревянных изделий: посуды, мебели, игрушек.

Есть на Волге город древний, по названью – Городец,

Славится по всей России своей росписью творец

Распускаются букеты, ярко красками горя,

Чудо птицы там порхают, будто в сказку нас зовя…

В: Снежно – белая посуда, расскажи нам ты откуда? Видно с севера пришла и цветами расцвела: Голубыми, синими, нежными, красивыми.

Конечно ребята это гжель. Гжель – большой район, который находится недалеко от Москвы. Когда-то там жили умелые, веселые мастера. Собрались они однажды и стали думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Нашли они глину белую-белую, и стали лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Почему синяя? Да потому, что мастера любили свой родной край, и считали, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Мастера наносят растительный или бытовой узор на белый фон. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, волнистых линий, сеточек. Но не только посуду изготавливали мастера, но и игрушки, декоративные статуэтки.

В: А теперь сядьте поудобнее и послушайте. Раньше на Руси, часто придумывали для веселья различные небылицы. Это такие маленькие стишки, в которых говорится о том, чего на самом деле не бывает.

Ехала деревня мимо мужика Вдруг из – под собаки лают ворота, Выхватил телегу он из – под кнута И давай дубасить ею ворота. Крыши испугались, сели на ворон, Лошадь погоняет мужика кнутом.

В: Как вы думаете ребята для чего их придумывали небылицы? (Правильно чтобы развеселить и потешить народ)

Игра «Золотые ворота»

Они отходят немного в сторону и договариваются, кто из них кем будет (солнце – луна). Выбравшие себе роли становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные берутся за руки и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Все хором произносят такие слова (сначала, пока ребята не разучили присказку, взрослый может говорить ее один) :

Золотые ворота Пропускают не всегда. Первый раз прощается, Второй - запрещается. А на третий раз

Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них. Задержанного спрашивают, на чью сторону он хотел бы стать, и тот встает за спину одного из участников «ворот». Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Игра продолжается до тех пор, пока не останется двое не пойманных играющих, они и станут следующими «воротами». Когда все игроки распределены.

Эй, веселые детишки И девчонки и мальчишки Выходите в круг скорее Мы посмотрим, кто сильнее. Группы устраивают перетягивание, с помощью каната. В: Вот мы свами поиграли, косточки свои размяли. Вот и солнце закатилось, Наша ярмарка закрылась, Приходите снова к нам, Рады мы всегда гостям Вот настал момент прощанья, Будет кратка моя речь Говорим вам «До свиданья» До счастливых новых встреч!

Будьте веселы, здоровы,

Всем дарите добрый свет,

Приходите в гости снова

И живите до ста лет!

Публикации по теме:

Фотозарисовка «Небесная мастерская» с выставки народных промыслов Подмосковья. ПродолжениеФотозарисовка «Небесная мастерская» с выставки народных промыслов Подмосковья. Продолжение Приветствую друзей и гостей моей страницы! Продолжаю фотоотчёт с выставки «Небесная мастерская», посвящённая народным художественным промыслам.

«Шедевры народных промыслов Вологды». Мои впечатления. Фоторепортаж«Шедевры народных промыслов Вологды». Мои впечатления. Фоторепортаж На Вологодской земле зародилось много замечательных народных промыслов. Приглашаю в Центр ремёсел «Резной Палисад». Это центр народных,.

Дидактическое пособие по обучению рисованию народных промысловДидактическое пособие по обучению рисованию народных промыслов Дидактическое пособие по обучению рисованию народных промыслов. Народное декоративно-прикладное искусство – одно из важных средств художественного.

Физкультурный досуг «Путешествие по местам народных промыслов» для детей подготовительной группыФизкультурный досуг «Путешествие по местам народных промыслов» для детей подготовительной группы Физкультурный досуг «Путешествие по местам народных промыслов» для детей подготовительной группы Подготовила и провела инструктор По физической.

Фотоотчёт «По мотивам народных промыслов»Фотоотчёт «По мотивам народных промыслов» Доброго времени суток всем уважаемым коллегам! Хочу поздравить всех победителей и претендентов на звание "Лучший педагог 2015" очень.

Мини-музей народных промыслов «Разноцветная Россия»Мини-музей народных промыслов «Разноцветная Россия» В ноябре в нашем МБДОУ «Детский сад №25 компенсирующего вида» г. Мончегорска проходил смотр – конкурс мини – музеев «Музей народного быта.

Фотозарисовка «Небесная мастерская» с выставки народных промыслов Подмосковья. ОкончаниеФотозарисовка «Небесная мастерская» с выставки народных промыслов Подмосковья. Окончание Приветствую друзей и гостей моей страницы! В этой публикации я завершаю фотоотчёт с выставки «Небесная мастерская», посвящённой народным.

Музейная педагогика в ДОУ. Мини-музей народных промыслов в средней группеМузейная педагогика в ДОУ. Мини-музей народных промыслов в средней группе "Мини- музей в группе - это не просто выставка старины или прошлого, это действующее звено непрерывной образовательной деятельности" Эффективность.

Наглядные пособия для изучения народных промыслов «Русская игрушка»Наглядные пособия для изучения народных промыслов «Русская игрушка» Цель: Пополнение уголка предметами народных промыслов Знакомство детей с народной культурой. Задачи: - расширить знания детей о дымковской.

Перспективный план кружка народных промыслов «Русские узоры» Перспективный план кружка народных промыслов «Русские узоры» Октябрь Дымковская игрушка 1. «Дымковская барышня» (конструирование из бумаги.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Ярмарка народных промыслов»
Опубликовано: 20 ноября 2023 в 22:51
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Ярмарка народных промыслов»» (включая файлы) размещена пользователем поправко любовь сергеевна (УИ 2132128) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД