Ирина Чеснюкова
Работа по направлению «Я завтрашний школьник»
▼ Скачать + Заказать документы
Чеснюкова И. Н.
МАДОУ№567,
г. Екатеринбург
Я – завтрашний школьник
Направление «Я – завтрашний школьник» заслуживает отдельного внимания. Стоит учитывать, что детям с поступлением в первый класс необходимо адаптироваться к школе как в физиологическом, так и в социально-психологическом аспекте. При этом, как правило, ожидания детей по поводу школы не совпадают с реальной картиной школьной жизни. В связи с этим необходимо уделять внимание формированию у детей представлений об общественной ценности учения. Прежде всего, опираясь на игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте, педагогам следует усилить школьный акцент в сюжетно-ролевых играх: позволить детям творчески «примерять» на себя роль ученика, обыгрывать ситуации «школьного дня», «попадая» на урок и перемену, в школьную библиотеку и спортивный зал и т. п. Таким образом, будущим школьникам предоставлять возможность познакомиться в игровой форме с правилами и нормами поведения в школе.
Публикация «Работа по направлению „Я завтрашний школьник“» размещена в разделах
Для того чтобы способствовать осознанию детьми ценности учения, педагогически целесообразно использовать смысловой потенциал пословиц и поговорок: обсуждение, подготовка рисунков и коллажей и т. д. Такая работа с метафорой очень интересна, хотя и представляет определенную сложность для ребенка – она позволяет ему проникать в переносный смысл народной мудрости, и, кроме того, переводит эти раскрытые смыслы в конкретные образы.
В рамках данного направления стоит провести заочное знакомство со школой (видеоэкскурсия, выставку рисунков «Школа – это…», интервью будущих первоклассников «Скоро в школу», «Праздник школьного портфеля», встречу выпускников со своей будущей учительницей. Подобные дела как нельзя более точно вписываются в идею преемственности в социальном развитии ребенка на смежных ступенях обучения – дошкольной и начальной школьной.
Экскурсии в школу – хорошо известная форма и метод налаживания преемственности между дошкольным и начальным образованием. Вместе с тем именно экскурсии будущих первоклассников в школу в противовес подготовительным занятиям в школе открывают возможности для непрерывного социального развития детей. Такие экскурсии могут проводиться как в учебное, так и в каникулярное время.
В период учебных занятий дошкольники могут увидеть, как обычно протекает жизнь учеников и учителей, заглянуть на урок, побывать в школьном музее. Вторую экскурсию полезно провести в каникулярное время, когда в школе тихо, спокойно, не звенят звонки, не торопятся на уроки старшеклассники. На данной экскурсии дошкольники могут детально познакомиться с пространством школы : побывать в классных комнатах, столовой, спортивном зале, погулять по коридорам. Немаловажно пригласить ребят в класс, где они смогут посидеть за партой, нарисовать мелом на доске цифры и буквы, почитать книги из классной библиотечки.
Событие-выставка детских работ «На пороге школы», которая способствует презентации внутреннего мира ребенка окружающим людям. Будущим первоклассниками предлагается принести на выставку (или изготовить специально) творческую работу в доступной технике (аппликация, объемное конструирование, рисование и т. п.). Главное, отразить в работе школьную тему. Выставка организуется детьми подготовительной к школе группы, которые приглашают в гости младшие по возрасту дошкольников, педагогов детского сада, родителей.
Предварительная работа включает выявление способностей и увлечений детей, проведение беседы с родителями, подготовка материалов для выставки. В процессе подготовки и проведения выставки обязательно привлечение родителей детей для оказания поддержки в выполнении и оформлении презентуемой работы. Полезно использовать «паспорт» работы (фамилия, имя ребенка, название, техника исполнения и т. д.).
Место для выставки выбирается доступное для всех гостей с возможностью проведения экскурсии; организуется торжественное открытие выставки. Задача всех участников выставки и, прежде всего, воспитателя, создать атмосферу торжественности события, внимательно отнестись к представленным работам. При необходимости проявить заботливое отношение, помочь в исправлении недостатков оформления. Заинтересованно выслушать рассказ ребенка о своем творчестве. Целесообразно организовать экскурсию сначала для детей подготовительной группы, затем для их родителей. Можно предложить ребенку провести индивидуальную экскурсию для своих родителей (в этом случае нужно предварительно поиграть с ним в музей).
В процессе реализации программы социально-коммуникативного развития старших дошкольников предается применять авторские технологии создания портфолио будущего первоклассника и организации «Праздника школьного портфеля».