Галина Герасимова
Программа по общеинтеллектуальному направлению клуба «Ханебцётаку»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С. НЫДА»
УТВЕРЖДЕНА
Педагогическим советом
МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда»
протокол от 28.08.2017 № 1
Приказ МОУ «Школа-интернат
среднего общего образования с. Ныда»
протокол от 28.08.2017 № 215
ПРОГРАММА
клубной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению клуба
«ХАНЕБЦЁТАКУ»
(возраст от 7 до 11 лет)
Публикация «Программа по общеинтеллектуальному направлению клуба „Ханебцётаку“» размещена в разделах
Срок реализации: 4 года
Составитель:
Герасимова Г. В., воспитатель
МОУ «Школа-интернат среднего
общего образования с. Ныда»
Ныда
2017
Пояснительная записка
Программа клуба «Ханебцётаку» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ; Государственной программой Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие образования на 2014-2020 годы» (постановление Правительства ЯНАО от 25 декабря 2013 г. №1132 – П); Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р г. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
В связи с наметившейся тенденцией общества на гуманизацию образования, с ориентацией процесса обучения на индивидуальные интересы личности главной целью обучения должно быть общеинтеллектуальное развитие.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом детства. Игра для ребенка на этом этапе – это школа познания, творчества, интеллектуального и духовного развития. В игре дети усваивают систему отношений, развиваются, учатся премудростям, формируются как личность. Именно в этом возрасте через игровую деятельность можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать, т. к. в игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, она является наиболее доступным и интересным для ребенка способом переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.
Многие отечественные психологи и педагоги (А. П. Аникева, А. Н. Леонтьев, С. А. Шмаков, Д. Б. Эльконин, выражая передовые идеи в области воспитания, в том числе и интеллектуального, высоко оценивали интеллектуальные игры в качестве одного из действенных средств воспитания, разностороннего развития человека, укрепления его уверенности в себе и развития познавательных способностей. Они считали необходимым широко использовать интеллектуальные игры в системе обучения и воспитания.
Одним из наиболее важных психологических условий в развитии интеллектуальной культуры личности воспитанника является его эмоциональное благополучие, эмоциональный комфорт, сопровождающий процесс познания. От этого зависит самооценка ребенка, его отношение к осваиваемым видам познавательной деятельности. Эмоциональное благополучие определяется также положительной оценкой окружающих. Детям важна также практическая значимость их деятельности. Клуб интеллектуальных игр драгоценный опыт социодействия, помогает процессу самопознания среди участников интеллектуальной игры.
Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования.
Модифицированная программа является актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у воспитанников младшего школьного возраста, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
Клубные занятия востребованы, прежде всего, самими воспитанниками. Эти потребности можно свести к шести основным блокам:
• потребность в общении;
• потребность в проявлении самостоятельности, самореализации;
• потребность в творчестве;
• потребность в разностороннем развитии;
• потребность в отдыхе;
• потребность в успехе, достижении, а также связанным с успехом удовольствием.
Клуб как специфическое объединение воспитанников дает возможность оптимизировать познавательно - творческую деятельность ребят, связывает ее определенной социально-психологической организацией, позволяет постепенно расширять, углублять, совершенствовать эту деятельность. Клуб помогает повысить самостоятельность воспитанников. Наконец, он дает возможность обрести существенный рост в духовно-нравственном развитии воспитанников, так как расширяет сферу и опыт коллективной деятельности, укрепляет такое мощное средство педагогического влияния, как коллектив.
Основная цель деятельности интеллектуального клуба – развитие интеллектуальных способностей, вовлечение воспитанников в интеллектуально–творческий процесс, результат которого будет интересен не только самому ребёнку, но и окружающим.
Система занятий по программе «Ханебцётаку» позволяет решать следующие задачи:
Познавательные
• развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность воспитанников.
Развивающие
• формировать постоянное стремление к обогащению знаниями;
• развивать индивидуально-творческие способности;
• формировать навыки применения полученных знаний и умений в практической деятельности.
Воспитывающие
• развивать интеллектуальную культуру в процессе освоения знаний;
• формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу.
Основные формы и виды деятельности.
Программа представляет собой систему интеллектуальных игр для воспитанников младших классов. Она позволяет использовать интересные групповые игры, развивающие познавательные процессы ребенка, а также при необходимости уделить максимум внимания одному ребенку.
Занятия с детьми носят индивидуальную, групповую, коллективную формы. Проводятся, как правило, микрогруппами (6-7 человек).
Эффективность занятий в значительной степени зависит от разнообразия средств и методов, которые воспитатель использует в своей работе. Программа предусматривает следующие методы работы с детьми: занимательная беседа, рассказ, инсценирование ситуаций, просмотр видеофильмов, компьютерные игры. Наряду с традиционными занятиями используются нетрадиционные формы:«Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером?», интеллектуальное шоу, викторина, конкурс, эрудит – марафон, турнир, игра-путешествие.
Данная программа рассчитана на младший школьный возраст (7 - 11 лет) и предполагает три года обучения. Курс включает 34 занятия в год – один час в неделю. Комплектование группы идет по принципу создания условий для наибольшего комфорта воспитанников.
В работе клуба реализуются следующие педагогические принципы:
- принцип креативности – творческий характер всей деятельности клуба – реализуется на основе желаний и возможностей каждого ребёнка, воплощается в деятельности путём создания ситуации выбора вида учебно-творческих заданий, где он может проявить себя;
- принцип научности – научно обоснованный подход к составляющим компонентам деятельности клуба (цели, задачи);
- принцип индивидуального роста каждого ребёнка обеспечивается через игровые позиции и участие в программах разного уровня;
- принцип культуросообразности – развитие и открытие себя, осуществляемое в определённой социокультурной среде, не противоречащей природе ребёнка;
- принцип целостности педагогического процесса реализуется через создание единого воспитательно – образовательного пространства, координацию единых педагогических требований, и совместной деятельность педагогов;
- принцип коллективности – осуществляется на основе создания благоприятного психологического климата внутри команды;
- принцип системности и дополнительности – требует рассматривать деятельность каждой ступени как взаимосвязанный, взаимодейственный элемент целостной системы центра развития. С другой стороны деятельность клуба должна рассматриваться как целесообразная и целенаправленная система работы интерната.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
• формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
• формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
• развитие познавательной активности и самостоятельности воспитанников;
• формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
• привлечение воспитанников к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Особенности организации
Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у детей происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данная программа состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, кроссворды, что привлекательно для младших школьников.
Оценка результатов занятий в клубе интеллектуального развития осуществляется с помощью следующих критериев:
- умение работать в коллективе над решением интеллектуальной задачи;
- устойчивый интерес к игровой интеллектуально-творческой деятельности.
Виды индикаторов мониторинга:
Мониторинг ресурсов – измерение количества и определение качества используемых ресурсов.
Мониторинг продуктов – измерение количества и экспертиза качества полученных продуктов.
Мониторинг результатов – измерение и экспертиза качества результатов.
Мониторинг эффективности – сопоставление полученных продуктов и результатов с затраченными ресурсами и уровнем достижения проектных задач.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Уровни развития Уровни результата воспитания Показатели воспитанности и развития
Зона актуального развития
Ребенок приобретает знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий. Формируется мотивация к учению через внеурочную деятельность. 1 уровень результата Интеллектуальные знания, мотивы, цели, эмоциональная включённость, согласованность знаний, умений, навыков.
Ребенок самостоятельно, во взаимодействии с педагогом, сможет выполнять задания данного типа, для данного возраста: высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать. 2 уровень результата Осуществление действий своими силами. Заинтересованность деятельностью. Активность мышления, идей.
Зона ближайшего развития
Ребенок сможет аргументироватьсвою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат. 3 уровень результата Откликаемость на побуждения к развитию личности, активность ориентировки в социальных условиях, произвольное управление знаниями, умениями, навыками.
Разминка.
Одной из задач на занятии является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
Методическое обеспечение программы.
При реализации программы используется ряд современных образовательных технологий:
• Гуманно – личностная технология (Ш. А. Амоннашвили) «Школа жизни» изложенная в его трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно – личностной педагогики;
• Технология развивающих игр (Б. Н. Никитина);
• Технология коллективного творческого воспитания (И. П. Иванова).
Содержание курса построено на междисциплинарной (интегративной) основе обучения с такими предметами как математика, русский язык, окружающий мир, информатика.
Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Для оценки эффективности клубной деятельности используются следующие показатели:
• степень помощи, которую оказывает воспитатель детям при выполнении заданий: чем помощь воспитателя меньше, тем выше самостоятельность детей и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
• поведение воспитанников на занятиях: живость, активность, заинтересованность детей обеспечивают положительные результаты занятий;
• результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли воспитанники с этими заданиями самостоятельно.
Реализация программы предполагает развитие следующих интеллектуальных способностей воспитанника:
Развитие восприятия. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания.
Развитие внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия.
Развитие речи. Обогащение и активизация словаря воспитанников. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки.
Содержание программы
Первый год обучения (34 часа) :
Модуль «Мышление и логика»
Допиши по аналоги. Раздели на группы. Нарисуй по точкам. Нарисуй такую же фигуру. Шифровальщик. Найди общее название. Перевёртыши. Выбери правильный ответ. Лабиринты. Построение фигур из счетных палочек.
Модуль «Словесно-дидактические игры и задания»
Найди слово в слове. Продолжи ряд слов. Повтори фигуру. Тренируй внимание. Преврати одни слова в другие. Вставь слово. Восстанови порядок. Восстанови слова. Соедини половинки слов. Соедини выражение. Замени одним словом. Найди лишнее слово. Вставь числа. А ну-ка собери. Кроссворды. Загадки. Игры со словами (антонимы, омонимы, синонимы). Викторина о животных. Викторина о птицах. Шарады. Задачи – шутки. Интеллектуальная игра «К доске».
Модуль «Интеллектуальные шоу-игры»
Игра «Устами младенца». Игра «Что? Где? Когда?».
Модуль «Компьютерные развивающие игры»
Компьютерные игры.
Второй год обучения (34 часа) :
Модуль «Мышление и логика»
Игра «Наблюдатель». Лото. Знакомство с японскими кроссвордами «Судоку». Тест на выявление достижений.
Модуль «Словесно-дидактические игры и задания»
Развивающие настольные игры. Ребусы. Головоломки. Игры со словами (антонимы, омонимы, синонимы). Анаграммы. Викторина «Космическая азбука».
Модуль «Интеллектуальные шоу-игры»
Эрудит – марафон. Игра «Кто хочет стать миллионером». Брейн-ринг по сказкам. Игра «Звездный час». Игра «Своя игра». Игра «Умники и умницы». Игра «Что? Где? Когда?». Игра «Я садовником родился». Игра «Поле чудес». Игра «Счастливый случай». Конкурс знатоков. Путешествие в Портфельную страну. Гиннес-шоу. Игра «Весенний переполох». Интеллектуальный конкурс «Цветик семицветик»
Модуль «Компьютерные развивающие игры»
Компьютерные игры.
Третий год обучения (34 часа) :
Модуль «Мышление и логика»
Игра «Найди фигуру». Игра «Лото». Игра «Самый быстрый». Кроссворды. Игра-соревнование «Самый любознательный». Недостающие цифры. Спичечный конструктор. Задачки-смекалки. Логические задачи.
Модуль «Словесно-дидактические игры и задания»
Удивительный мир чисел. Слова-двойники. Отгадываем кроссворд. Состав слов. Необыкновенное превращение слов. Эти забавные животные. Экскурсия в мир слов «Анограммы». КВН «Что я, знаю о…». Гиганты природы.
Модуль «Интеллектуальные шоу-игры»
Конкурс «Веселые вопросы». Занимательная викторина. Игра «Счастливый случай». Игра «Русское лото». Игра «Своя игра». Игра «Что? Где? Когда?». Игра «Крестики – нолики». Игра «Поле чудес». Конкурс знатоков.
Модуль «Компьютерные развивающие игры»
Компьютерные игры.
Четвертый год обучения (34 часа) :
Модуль «Мышление и логика»
Совершенствование воображения. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. Кроссворды. Развитие логического мышления. Недостающие цифры. Логически – поисковые задачи. Тренировка слуховой памяти. Тренировка концентрации внимания. Задачи-смекалки. Логические задачи.
Модуль «Словесно-дидактические игры и задания»
Удивительный мир чисел. Слова-двойники. Отгадываем кроссворд. Состав слов. Экскурсия в мир слов «Анограммы». Ребусы. Головоломки. Развивающие настольные игры.
Модуль «Интеллектуальные шоу-игры»
В стране Всезнайки. Викторина «В мире знаний». Игра «Найди фигуру». Игра «Лото». Игра «Самый быстрый». Конкурс эрудитов. Игра «Поле чудес». Конкурс «Веселые вопросы». Конкурс «Что я, знаю о…».
Модуль «Компьютерные развивающие игры»
Компьютерные игры.
Требования к личностным, метапредметным и предметным
результатам освоения курса
Личностные результаты:
• развивать любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий;
• развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности;
• воспитывать чувство справедливости, ответственности;
• развивать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
• осваивать способы решения проблем поискового характера;
• овладевать логическими действиями;
• осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УУД
• овладевать логическими операциями сравнения, анализа;
• соблюдать нормы этики и этикета;
• учиться давать оценку и самооценку своей деятельности;
• формировать мотивацию к работе на результат.
Коммуникативные УУД
• развивать доброжелательность и отзывчивость;
• сравнивать предметы по заданному свойству;
• определять последовательность действий;
• находить истинные и ложные высказывания.
Предметные результаты:
• выделять существенные признаки предметов;
• сравнивать между собой предметы, явления;
• обобщать, делать несложные выводы;
• классифицировать явления, предметы;
• определять последовательность событий;
• судить о противоположных явлениях;
• давать определения тем или иным понятиям.
Ожидаемые результаты
Мониторинг результатов клубной деятельности осуществляется по следующим параметрам: умение работать в паре, организаторские способности, уровень общительности, уважение мнения других, умение высказывать свое мнение, проявление творческой инициативы, уровень познавательной мотивации, удовлетворенность жизнью в интернате, уровень развития креативных способностей, уровень социальной активности, степень конфликтности, эмоционально-психологическое самочувствие, личностный рост воспитанника.
Повышение мотивации воспитанников к учению и уровня воспитанности за счет учета индивидуальных образовательных запросов обучающихся, а также их психологических и социальных характеристик (анкета Лускановой Н. Г.). Обладание творческим воображением, умение изображать и создавать образы, выражая своё отношение к ним (Ильин И. А.). Участие в различных конкурсах, олимпиадах.
Технические средства обучения
• Ноутбук для воспитателя
• Проектор
• Колонки
• Магнитная доска.
Список литературы для воспитателей
1. Бабкина Н. В., Бабкин С. В. Занимательные задачи для детей и их родителей. М. : Педагогический поиск,2006.- 143с.
2. Бесова М. А. Познавательные игры для младших школьников: методика, технология и практика. Минск, 2006. –167с.
3. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. – М. : СПб. : филиал изд-ва «Просвещение», 1981. – 195с.
4. Венгер Л. А. Педагогика способностей. – М. : Педагогический поиск, 1973. – 256с.
5. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Программы внеурочной деятельности: познава-тельная деятельность и проблемно-ценностное общение детей. - М. : Просвещение, 2011. – 212с.
6. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. – М: «Просвещение», 1999. – 234с.
7. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М. : «Педагогический поиск», 2001.- 187с.
7. Попова Г. П., Грицаева Н. В. Календарные праздники 5-7 классы. Волгоград. 2006. – 179с.
8. Худенко Е. Д., Гаврилычева Г. Ф. Организация и планирование воспитательной работы вспециальной (коррекционной) школе - интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – М. : АРКТИ, 2005.- 213с.
9. https://www.zavuch.info.
10. elitarosobr@yandex.ru.