Злобина Людмила Николаевна
Рекомендации для родителей «Я — сам или как научить ребёнка самостоятельности»
Как сделать, чтобы дети росли самостоятельными? Когда уже пора начинать приучать чадо к независимости и самостоятельности?
Специалисты определяют самостоятельность таким образом :
умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
Публикация «Рекомендации для родителей „Я — сам или как научить ребёнка самостоятельности“» размещена в разделах
умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
умение переносить известные способы действий в новые условия.
Правила, которые помогут развить
самостоятельность ребёнка :
Постоянно обогащать знания и умения детей.
Создавать условия, побуждающие ребёнка активно использовать имеющиеся знания и навыки.
Воспитывать интерес к самостоятельным действиям, регулярно предлагая новые задания.
Позволить ребенку принимать самостоятельные решения и отвечать за себя, стимулируя формирование естественного чувства ответственности и внутренней дисциплины.
Постоянно менять тактику руководства деятельностью ребёнка : от прямых приёмов (показ, объяснение) переходить к косвенным (совет, напоминание).
Вырабатывайте у ребенка повседневные привычки
Как правильно одеваться, слаживать вещи, прибирать игрушки, чистить зубы и т. д. Не стоит делать из обычных вещей грандиозного шоу. Относитесь спокойно. Малыш будет подражать вам и вскоре поймет, что это обыденный ритуал.
Поддерживать желание преодолевать трудности, доводить дело до конца.
Помогая преодолевать трудности, не делать за ребенка то, что он уже может делать сам. («Вместе» с ребенком, а не «вместо» него.)
Ориентировать ребёнка на получение хорошего результата.
Постоянно расширять область самостоятельности ребёнка. Раскрывать перед ним новые возможности, показывать рост его достижений, связывать растущую самостоятельность с задачами будущего школьного обучения.
Поддерживать в ребенке чувство самоценности и уверенности в себе всегда, даже в ситуациях критики или запрещения его нежелательных действий (плохим является поступок, а не сам ребенок).
В любой ситуации оставаться прежде всего любящими родителями, чуткое отношение которых – главный источник душевных сил ребенка, его успешного психического развития.
Рекомендации подготовлены
воспитателем стационарного отделения Злобиной Л. Н.