Савуя Абдуллина
«Я должен взять-разгадав отдать». Конспект урока по литературному чтению в 3 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Я должен взять – разгадав отдать» И. А. Бунин
Цель:
1. Ввести учащихся в поэтический мир Бунина, показать художественное своеобразие его пейзажной лирики;
2. Развивать речь учащихся;
3. Пробуждать интерес к поэзии.
Материал урока : портрет поэта,
слайды: стихотворения «Первый утренник, серебряный мороз», «Вечер»; «Я должен взять и разгадав, отдать», «Нет более трудной задачи, чем рассказать о запахе речной воды или о полевой тишине. И притом рассказать так, чтобы собеседник явственно услышал этот запах и почувствовал тишину» (К. П. Паустовский, словарная работа;
Публикация «„Я должен взять-разгадав отдать“, Конспект урока по литературному чтению в 3 классе» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
проектор.
Ход урока:
1. Этап «включения» в уроке.
2. Постановка учебной задачи.
«Нет более трудной задачи, чем рассказать о запахе речной воды или о полевой тишине. И притом рассказать так, чтобы собеседник явственно услышал этот запах и почувствовал тишину», писал К. Паустовский как мы знаем, многие поэты прекрасно справились с трудной задачей.
Природа для Бунина была совершенно особым миром. «Я еще живее чувствую то, что так полно чувствовалось в юности: всю красоту и всю глубокую печаль русского пейзажа, так не различно связанного с русской жизнью». Для поэта природа – одно из важнейших явлений красоты жизни на земле, красоты, питающей человеческой разум и душу. Художник наполняется красотой природы и в своих стихах делится со своими впечатлениями.
Вслушайтесь, как звучит тема урока : «Я должен взять – разгадав отдать». В этих словах заключен смысл художественного творчества Бунина: не просто увидеть – изобразить, а разгадать. Попытаемся и мы «разгадать» тайну стихов Бунина.
3. Операционно – исполнительный этап урока.
А) словарная работа.
УТРЕННИК - весенний или осенний мороз по ночам, который бывает до восхода солнца.
ГЛЯНЕЦ – блеск начищенной или отполированной поверхности.
БИРЮЗА – драгоценный камень голубоватого или зеленоватого цвета. Бирюзовый - зеленовато – голубоватый.
НАСТУРЦИЯ – однолетнее садовое травянистое растение с крупными красно – желтыми красками. В 1580 г. настурцию привезли испанцы из Перу, Америки. В Японии она означала патриотизм, в Европе – любовь.
Б) чтение стихотворения «Первый утренник, серебряный мороз» и общее впечатление от прочитанного.
В) анализ стихотворения.
Почему первоначальное заглавие стихотворения «Утренник» поэт заменил?
Каково состояние души поэта?
Каков смысл стихотворения?
Почему два раза в первой четверостишии обращается к эпитету «серебряный»?
Поэт использует повторения, если ему важно подчеркнуть какой-то образ, художественный деталь. Найдите подтвержения этому в тексте стихотворения. (Образ настурции повторяется. Эти цветы символизирует любовь, используется автором как образное изображение любви и радости).
Определите гамму цветов в стихотворении.
Серебряный – блестяще-белый
На заре – нежно-розовый
Зеленеет – зеленый
Бирюзой - зеленовато-голубой
Красным пламенем – красный
Настурция – красно-желтый.
В стихотворении поэт обращается к многоцветию. Почему?
Он так чувственно воссоздает нам свою душу - любовь и радость. И вот что говорит Бунин об этом: «Я протокольно о природе не пишу. Я пишу или о красоте, то есть, значит все равно, в чем бы она ни была, или же даю читателю, по мере сил, с природой часть своей души».
Как мы убедились, и И. А. Бунин прекрасно справился с «трудной задачей». При этом он чувствует себя счастливым. Счастье доступно лишь тем, кто проник в тайне природы, «только знающим». Прослушайте стихотворение «Вечер».
Г) чтение стихотворения «Вечер».
4. Рефлексивно-оценочный этап урока.