Анна Корякова
«Я артистом стать хочу. Пусть меня научат!» Проект по театрализованной деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
В ходе своей работы, я заметила, что дети на занятиях ведут себя свободно, раскрепощенно, но на праздниках, в присутствии взрослой аудитории, начинают стесняться, забывают слова. Возникла необходимость в развитии уверенного поведения детей перед зрителями.
Театрализация – одна из самых доступных и понятных для детей форма выражения чувств и эмоций. Театрализованная деятельность помогает раскрепощению детей, устранению застенчивости, робости, придаёт уверенность в поведении перед зрителями, проявляется эстетическая и творческая активность.
Темочки:
Наиболее близка в дошкольном возрасте работа самих детей со сказками. Именно инсценировка спектаклей-сказок помогает детям почувствовать эмоциональное состояние героев сказки, их переживания, тем самым повышается компетентность детей в вопросах знакомства с окружающим миром. Поставленные перед детьми вопросы и проблемные ситуации заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, сотрудничать друг с другом.
Безусловным преимуществом театрализованной деятельности является наиболее увлекательное, эмоциональное заучивание ролей, благодаря жестам, движениям, эмоциональному выражению. Всё это помогает всестороннему развитию ребёнка
Цель проекта :
- Приобщение детей к театрализованной деятельности.
Задачи проекта :
- расширять знание детей о театре и его видах;
- развивать умение выразительно передавать образы;
- развивать сценическую речь детей, побуждать к эмоциональному исполнению роли;
- развивать речь, память детей при разучивании роли;
- формировать умение определять характер персонажа в соответствии с его поведением;
- развивать коммуникативные и актёрские навыки.
Формы работы с детьми:
- образовательная деятельность;
- показ спектаклей, драматизация сказок;
- презентации разных видов театра;
- беседы.
Методы и приемы:
- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное);
- игры-драматизации;
- упражнения для эмоционального развития детей;
- коррекционно-развивающие игры;
- упражнения по дикции;
- упражнения на развитие мимики, детской пластики;
- репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.
Использование разнообразных средств: театральные уголки в группах, разнообразные виды театров, костюмы, декорации, фонотека, наглядные иллюстрации.
Работа с родителями:
Активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театральной деятельности детей.
Формы взаимодействия работы с родителями:
- совместная деятельность;
- помощь в изготовлении костюмов и декораций.
Работа с воспитателями:
Задача – привлекать к совместной деятельности по развитию театрализованной деятельности в детском саду, сделать их своими союзниками в своей работе, научить педагогов помогать детям самостоятельно развивать творческие навыки во время свободной деятельности в группе.
Формы взаимодействия работы с воспитателями:
- консультации;
- помощь в организации предметно-развивающей среды;
- совместная деятельность;
- индивидуальная работа;
- праздники и развлечения.
Тип проекта : творческий.
Сроки проекта : краткосрочный (1 октября – 25 ноября 2018 г.)
Участники проекта : родители, дети и воспитатели средней группы.
Предполагаемый результат:
Общее интеллектуальное развитие детей. Ребенок умеет эмоционально выражать свои чувства.
Реализация проекта :
Конспект беседы с детьми средней группы «Виды и жанры театра»
Цель: познакомить детей с разновидностями театра (кукольный, теневой, оперы и балета и т. д.).
Материалы и оборудование: интерактивная доска, презентация «Виды и жанры театра», куклы перчаточного, пальчикового, теневого театров.
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку. (Слайд 1) Вы знаете этого сказочного персонажа? Конечно, это Буратино! А вы знаете название сказки про этого героя? Правильно, сказка «Золотой ключик». А каких друзей Буратино вы помните? (Мальвина, Пьеро). А встретил своих друзей Буратино впервые в театре кукол, где они играли роли по приказу злого Карабаса Барабаса. А этим друзьям нравилось в театре? Нет. Они боялись своего хозяина и поэтому сбежали. А вообще, я вам хочу сказать, что театр – это очень интересное место, где интересно и познавательно можно провести время со всей семьей. Сегодня мы посмотрим презентацию, и вы узнаете, что бывает много разных видов театра. (Слайд 2)
Театры бывают различного назначения.
В театре оперы и балета в балетных постановках танцоры и балерины под музыку рассказывают историю при помощи красивых движений, то есть, языком танца. (Слайд 3).
В опере актёры не разговаривают на сцене, а обо всём поют. (Слайд 4).
В драматическом театре показывают спектакли весёлые и грустные.
В уличном театре актеры выходят на площадь и показывают представление. Зрителями могут быть все прохожие. (Слайд 5).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как называется этот вид театра?
(Ответы детей (Слайд 6).
Воспитатель: Верно. Это театр с участием дрессированных животных. Они тоже выступают на сцене и играют свою роль.
Воспитатель: В театре же юного зрителя проходят постановки для детей. Загримированные актёры на сцене исполняют роли персонажей в сказках или различных историях. (Слайд 7).
Воспитатель: А это что за театр? (Слайд 8).
(Ответы детей). Верно, это театр теней. Устроен он не так ярко и красочно, как другие виды театра, но очень интересно. Необходимо подготовить трафареты-силуэты персонажей, белую ткань и лампу. Лампу устанавливают за натянутой ширмой и показывают спектакль. Размер персонажей зависит от их расстояния от лампы – чем дальше силуэт, тем больше он будет для зрителей, и наоборот: если рядом с лампой, то размер его намного меньше. (Слайд 9).
Воспитатель: А что это за театр? (Слайд 10). Верно. Это кукольный театр, в котором вы не раз были с родителями, бабушками, дедушками. И в наш детский сад приезжал такой театр. В кукольных спектаклях актеры управляют куклами и озвучивают их своими голосами.
Кукольный театр, ребята, бывает трех видов: верховых, низовых и средних кукол. Давайте посмотрим на картинки.
Театр верховых кукол (перчаточных, и кукол иных конструкций, управляемых снизу). Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой.
Одной из разновидностью этого театра является пальчиковый. (Слайд 11). Куклы, надевающиеся на палец - самые маленькие артисты кукольных театров. Это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги, связанные из шерстяных ниток. Играть можно за ширмой или при непосредственном контакте.
Ребята, мы с вами будем играть в актёров. Нашей задачей будет стать героями одной интересной сказки, которая называется «Под грибом», автора которой зовут Владимир Сутеев.
Педагог читает сказку детям.
Развитие предметно-пространственной среды.
Цель:
- создать благоприятную обстановку для творческого развития детей.
Задачи:
- Приобщить родителей к пополнению предметных уголков;
- Организовать уголок, который дети могут использовать в свободной деятельности;
- Научить детей правильному использованию атрибутов;
- Развивать творческое мышление и фантазию у детей;
- Формировать навыки самостоятельного театрализованного исполнения, правильного выбора характера определенного героя.
Благодаря родителям, в группе у детей появился «Теремок» и все необходимые персонажи для пальчикового театра. Дети с удовольствием играют, соблюдают очередность появления героев, изменяют тембр голоса в соответствии выбранному животному.
Для музыкального зала мной были изготовлены маски-шапочки для инсценирования сказок «Репка». «Колобок», «Теремок». На занятиях желающие могут побывать актёрами и показать своим товарищам спектакль, а зрители, в свою очередь, учатся правильному поведению при выступлении товарищей, представляя, что они находятся в настоящем театре и награждают актёров аплодисментами.
Так же данные атрибуты активно используются для подвижных игр во время занятий.
Занятия по разучиванию сказки (периодичность занятий – 1 раз в неделю).
Цель:
- Развитие актёрских навыков у детей.
Задачи:
- развивать умение слушать товарищей;
- учиться чётко, ясно, с выражением проговаривать текст роли;
- формировать ритмические навыки детей при исполнении танцевальных движений;
- учить преодолевать на сцене стеснение перед товарищами и зрителями;
- развивать память и внимание;
- учить двигаться в соответствии с характером персонажа с музыкальным сопровождением.
Спектакль «Лесной зонтик»
Сценка по мотивам сказки В. Сутеева для средней группы ДОУ.
Ведущий:
На полянке возле ёлок, где широк лесной простор,
В красной шапочке в горошек вырос стройный Мухомор.
Под музыку выходит Мухомор и растёт.
Тучка по небу гуляла, в одиночестве скучала.
Тучку думала, гадала, чем ей землю удивить?
И тогда она решила с неба дождик лить и лить.
Дождик под музыку двигается по залу,
машет прозрачными «салютиками».
Из-под мокрого кусточка, из-под жёлтого листочка
Мышка бедная бежала очень жалобно пищала.
Мышка:
Пи-пи-пи, пи-пи-пи, Мухоморчик, помоги!
Спрячь меня под шляпку. Видишь как мне зябко.
Ведущий:
Мухомор не удивился, низко шляпкой поклонился. И сказал:
Мухомор:
Иди, иди, спрячься, дождик пережди.
Ведущий:
Мышка юркнула под шляпку, Мухомор погладив лапкой, пропищала:
Мышка. Хорошо! Как тут сухо и тепло.
Ведущий:
Вдруг из леса на полянку к мухомору напрямик,
Выскочил промокший зайка. Весельчак и озорник.
К мухомору прискакал, очень вежливо сказал:
Зайка:
Мухоморчик, помоги, от дождя убереги.
Спрячь меня под шляпку, видишь, как мне зябко!
Ведущий:
Мухомор не удивился,
Низко шляпкой поклонился. И сказал:
Мухомор:
Иди, иди, спрячься, дождик пережди.
Ведущий:
Прыгнул заинька под шляпку,
Мухомор погладив лапкой,
А потом обнял за ножку.
Зайка:
Мне тепло уже немножко.
Ведущий:
Между сосен, между ёлок
Катится клубок иголок.
Колючий с головы до ножек,
Конечно, это серый ёжик.
Ё жик:
Мухоморчик, помоги,
Промочил я сапоги.
Спрячь меня под шляпку.
Видишь, как мне зябко!
Ведущий:
Испугались зайка с мышкой.
Зайка и Мышка:
Ты уколешь ёжик нас!
Ведущий:
Мухомор сказал:
Мухомор:
Трусишки! Подрасту сейчас для вас!
Ведущий:
Ёжик спрятался под шляпкой,
Мухомор погладил лапкой, и сказал он:
Ё жик:
Красота! Тут такая высота,
Даже очень интересно,
Нам втроём совсем не тесно!
Ведущий:
Вдруг валежник затрещал, полетели шишки.
К мухомору подошёл косолапый мишка.
Медведь:
У-у-у-у! Всех сейчас я разгоню!
Не хочу я с вами жить!
Не хочу ни с кем дружить!
Ведущий:
Мухомор ему в ответ.
Мухомор:
Для тебя здесь места нет!
Уходи-ка, косолапый,
Не маши сердито лапой!
Ё жик:
Не боимся мы его, хоть большой и страшный.
Нет сильнее ничего крепкой дружбы нашей!
Зайка:
Негде скрыться на поляне,
Мокнет Мишка под дождём.
Драчуну и забияке
Нету места под грибком!
Ведущий:
И пошло медведю впрок Ёжика ученье.
Он решил у всех зверят попросить прощенья.
Медведь:
Вы, друзья меня простите, под грибок скорей пустите.
Буду с вами мирно жить, буду с вами я дружить.
Мухомор:
Заходи, тебе мы рады,
Больше ссориться не надо.
Ведущий:
Всем советуем дружить,
Ссориться не смейте.
Без друзей вам не прожить
Ни за что на свете!
Медведь:
Друг за друга без сомненья
Мы сумеем постоять.
Так давайте веселиться,
Песни петь и танцевать!
Дети исполняют «Хоровод дружбы»
Если за руки возьмёмся, (Дети ведут хоровод, Мухомор стоит в центре)
Встанем в дружный хоровод,
Никакой на свете дождик
Нас водой не разольёт.
Да-да-да, да-да-да, (Три хлопка у правого уха, три – у левого)
Нас водой не разольёт (Кружатся вокруг себя, руки на поясе)
Да-да-да, да-да-да, (Три хлопка у правого уха, три – у левого)
Нас водой не разольёт (Кружатся вокруг себя, руки на поясе)
Неуклюжего Медведя (Все грозят пальчиком)
Проучили мы не зря.
Хорошо в лесу нам вместе, (Берутся за руки)
Мы теперь – одна семья.
Да-да-да, да-да-да, (Сужают круг)
Мы теперь одна семья. (Расширяют круг)
Да-да-да, да-да-да, (Сужают круг)
Мы теперь одна семья. (Расширяют круг)
Мухомор, хоть несъедобный, (Дети ведут хоровод)
Но большим на другом стал.
В красной шапочке в горошек
С нами польку танцевал.
Да-да-да, да-да-да, (Три хлопка у правого уха, три – у левого)
С нами польку танцевал. (Выставляют на пятку правую ногу, затем – левую)
Да-да-да, да-да-да, (Три хлопка у правого уха, три – у левого)
С нами польку танцевал. (Выставляют на пятку правую ногу, затем – левую)
Инсценировка-экспромт сказки «Репка» родителями на празднике, посвященном Дню Матери.
Предварительно выбираются участники методом жеребьёвки, актёры получают атрибуты (платья, шляпы, фартуки, хвосты, уши и т. д.)и листочек с текстом – короткой фразой, которую они должны повторять каждый раз, когда ведущий называет их персонажа.
Цель:
- создать радостное настроение детям и взрослым.
Ведущий: Дети, вы сказку своим мамам показали, а теперь их очередь выступить перед вами!
Уважаемые зрители! Сказку на новый лад увидеть, не хотите ли?
Знакомую до удивления, но с некоторыми добавлениями…
В одной, ну очень сельской, местности весьма далекой от известности, жил-был Дед.
(Появляется Дед).
Дед: Ой-ой-ой!
Ведущий: и посадил дед репку.
(Выходит Репка)
Репка: О-ба-на! Вот я какая!
Ведущий: Выросла наша репка большая-пребольшая!
Репка: Оба-на, вот я какая!
Ведущий: Стал Дед…
Дед: Ой-ой-ой!
Ведущий: … репку тянуть.
Репка: Оба-на, вот я какая!
Ведущий: тянет-потянет, вытянуть не может.
Ведущий: позвал Дед…
Дед: Ой-ой-ой!
Ведущий: Бабку.
Бабка: Где мои 17 лет!
Ведущий: Бабка…
Бабка: Где мои 17 лет!
Ведущий:…за Дедку…
Дед: Ой-ой-ой!
Ведущий: Дедка… за репку…
Дед: Ой-ой-ой!
Ведущий:… за репку…
Репка: Оба-на, вот я какая!
Ведущий: Тянут, тянут – вытянуть не могут.
Зовет Бабка…
Бабка: Где мои 17 лет?
Ведущий: Внучку!
Внучка: Не готова я еще!
Ведущий: Пришла Внучка…
Внучка: Не готова я еще!
Ведущий: … за Бабку…
Бабка: Где мои 17 лет?
Ведущий: Бабка …
Бабка: Где мои 17 лет?
Ведущий: … за Дедку…
Дед: Ой-ой-ой!
Ведущий: Дедка за репку…
Репка: Оба-на, вот я какая!
Ведущий: тянут, тянут – вытянуть не могут…зовет Внучка…
Внучка: Не готовая я!
Ведущий: Жучку!
Жучка: ну даете, собачья работа!
Ведущий: Прибежала Жучка…
Жучка: ну даете, собачья работа!
Ведущий: Взялась на Внучку…
Внучка: Не готовая я…
Ведущий: Внучка…
Внучка: Не готовая я…
Ведущий: …за Бабку…
Бабка: Где мои 17 лет?
Ведущий: Бабка за Дедку…
Дед: Ой-ой-ой!
Ведущий: Дедка…
Дед: Ой-ой-ой!
Ведущий: за Репку…
Репка: Оба-на, вот я какая!
Ведущий: тянут-потянут – вытянуть не могут…позала Жучка …
Жучка: ну даете, собачья работа!
Ведущий: Кошку!
Кошка: Уберите собаку с площадки! Аллергия у меня на ее шерсть! Без валерьянки не работаю!
Ведущий: Кошка…
Кошка: Уберите собаку с площадки! Аллергия у меня на ее шерсть! Без валерьянки не работаю!
Ведущий: за Жучку.
Жучка: ну даете, собачья работа!
Ведущий: Жучка…
Жучка: ну даете, собачья работа!
Ведущий: за Внучку…
Внучка: Не готовая я…
Ведущий: Внучка…
Внучка: Не готовая я…
Ведущий: …за Бабку…
Бабка: Где мои 17 лет?
Ведущий: Бабка за Дедку…
Дед: Ой-ой-ой!
Ведущий: Дедка…
Дед: Ой-ой-ой!
Ведущий: за Репку…
Репка: Оба-на, вот я какая!
Ведущий: тянут-потянут – вытянуть не могут…
Позвала Кошка Мышку.
Мышка: Сейчас всё будет!
Ведущий: Мышка…
Мышка: Сейчас всё будет!
Ведущий: …за Кошку
Кошка: Уберите собаку с площадки! Аллергия у меня на ее шерсть! Без валерьянки не работаю!
Ведущий: Кошка…
Кошка: Уберите собаку с площадки! Аллергия у меня на ее шерсть! Без валерьянки не работаю!
Ведущий: за Жучку.
Жучка: ну даете, собачья работа!
Ведущий: Жучка…
Жучка: ну даете, собачья работа!
Ведущий: за Внучку…
Внучка: Не готовая я…
Ведущий: Внучка…
Внучка: Не готовая я…
Ведущий: …за Бабку…
Бабка: Где мои 17 лет?
Ведущий: Бабка за Дедку…
Дед: Ой-ой-ой!
Ведущий: Дедка…
Дед: Ой-ой-ой!
Ведущий: за Репку…
Репка: Оба-на, вот я какая!
Ведущий: Тянут-потянут и вытянули репку!
Результат проекта.
В ходе работы над проектом дети получили массу положительных впечатлений, научились эмоционально исполнять предложенные роли. Возник интерес к театрализованной деятельности, что вызвало потребность продолжать работу в данном направлении.
Речь детей при выступлении стала более уверенной и чёткой, движениями дети стараются передать художественные образы. Обогатился словарный запас детей, многие дети без труда запомнили роли своих товарищей, что является хорошим показателем в развитии слуховой памяти.
В группе дети проявляют интерес к сказкам, эмоционально сочиняют рассказы по картинкам, меняя интонацию голоса. Воспитатели поддерживают детей в их стремлении учиться быть актёрами.
Родители собственным примером показали возможность раскрепощенного исполнения на сцене, тем самым помогли детям переступить порог стеснения и застенчивости при публичном выступлении.
В дальнейшей работе планирую продолжать удовлетворять потребность детей в развитии творческих навыков. Предполагается работа по выразительному чтению и заучиванию стихов с движениями для раскрепощения детей на сцене, формирования актёрских навыков.