Наталья Виноградова
Изучение особенностей развития внимания у детей 3–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые читатели, представляю Вашему вниманию дипломное исследование на тему: «Изучение особенностей развития внимания у детей 3-7 лет».
Причиной выбора данной темы является практическая заинтересованность в эффективных средствах и методах развития внимания у детей 3-7 лет.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2018
Актуальность исследования связана с многообразием психологических концепций, каждая из которых по - своему рассматривает процесс становления психики ребенка, а также имеет собственный подход к анализу такого явления, как внимание.
Ассоциативная психология, гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ выделяют различные аспекты развития психических процессов (в том числе внимания) у детей. Именно поэтому существует необходимость описания и сравнительного анализа различных концепций с целью выделения общих и главных черт, характерных для развития внимания у детей 3-7 лет.
Целью исследования является изучение особенностей развития внимания у детей 3-7 лет в различных психологических теориях, выявление общего и частного в этих концепциях, а также разработка методических рекомендаций с целью эффективного развития внимания у детей 3-7 лет при создании определенных педагогических условий.
Объектом исследования было внимание, как психологический процесс.
Предметом исследования являются особенности развития внимания у детей 3-7 лет.
Гипотеза исследования: мы предположили, что особенности развития внимания у детей 3-7 лет будут более эффективно развиты при создании следующих педагогических условий:
- формирование особенностей развития внимания проходит в игровой деятельности на основе занятий и упражнений;
- наглядный и игровой материал должен носить познавательный характер и соответствовать предъявляемому занятию или упражнению.
В исследовании были выдвинуты следующие задачи:
1) дать теоретико–методологическое обоснование изучения особенностей развития внимания у детей 3-7 лет;
2) подобрать и апробировать оптимальные методы и методики исследования развития особенностей внимания у детей 3-7 лет;
3) измерить уровни развития особенностей внимания у детей 3-7 лет;
4) выявить особенности развития внимания у детей 3-7 лет;
5) разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей с целью развития особенностей внимания у детей 3-7 лет.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблеме, эксперимент, наблюдение, описательный метод, метод анализа. Для получения эмпирического материала, согласно задачам исследования, использованы следующие методики: методика определения уровня продуктивности и устойчивости внимания «Найди и вычеркни» (Приложение №1, методика определения уровня переключения и распределения внимания «Проставь значки» (Приложение №2, методика выявления объема внимания «Запомни и расставь точки» (Приложение №3). [Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. : Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М. : Просвещение: ВЛАДОС, 2014. – 512с. ] стр. 125-133
Методологической основой исследования: идеи об источниках и механизмах изменения познавательных процессов в психики, фундаментальные положения нейрофизиологии, общей, дифференциальной психологии, выраженные в принципах развития, единства и деятельности, отражения, системного, индивидуального и дифференцированного подходов, в соответствии с которыми формулировались теоретические выводы и интерпретация эмпирических данных.
Теоретическая основа исследования: труды отечественных и зарубежных ученных посвященные общим вопросам психологии (А. Р. Лурия, Л. С Выготский, Р. Корсини и А. Ауэрбах, истории изучения и современному состоянию психологии детства (А. Фрейд, В. С. Мухина, О. О. Косякова, Л. В. Обухова, О. Е. Смирнова, Г. А. Урунтаева, Н. Е. Веракса, а также проблемам развития психических процессов человека (Д. А. Фарбер, М. М. Безруких, А. Г. Маклаков, Е. Н. Степанов, Л. Ф. Тихомирова) и в частности экспериментального формирования внимания (П. Я. Гальперин, С. Г. Якобсон и М. И. Яновский). Кроме того тема данной работы находится на стыке двух дисциплин - педагогики и психологии, поэтому в исследовании использованы педагогические пособия (К. Д Ушинский, В. В. Князева).
Научная новизна исследования: рассмотрены подходы отечественных и зарубежных ученых к трактовке понятия внимания, обобщены основные научные представления об особенностях развития внимания у детей дошкольного возраста, выявлены критерии свойств особенностей внимания, влияющие на успешный процесс развития внимания у детей 3-7 лет.
Теоретическая значимость исследования: уточнены в исследовании научные представления о наличии взаимосвязи особенностей внимания и создании взрослым, определенных педагогических условий для эффективного развития внимания у детей 3-7 лет.
Практическая значимость исследования: апробированный комплекс методических средств, исследования особенностей развития внимания может быть включен в арсенал методов детского практического психолога. Выводы, полученные по результатам исследования, могут использоваться в практике психологического консультирования по проблеме развития особенностей внимания у ребенка дошкольного возраста.
База исследования: МКДОУ «Детский сад №7» с. Татарка Шпаковского района Ставропольского края. В исследовании приняли участие 25 детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования: обеспечивалась выбором адекватной его цели и методологической основы, применением валидных и надежных методов исследования особенностей развития внимания, репрезентативность выборки; внедрение в практику и апробацией полученных результатов.
Дипломное исследование носило экспериментальный характер и проводилось в двух разновозрастных группах: старше-подготовительной и младше-средней на базе МКДОУ «Детский сад №7» с. Татарка Шпаковского района Ставропольского края. Для исследования была отобрана экспериментальная группа детей в составе 25 человек: из них 9 мальчиков и 16 девочек, в возрасте от 3-7 лет: 5 детей – 3 лет; 5 детей - 4 лет; 5 детей – 5 лет; 5 детей – 6 лет и 5 детей – 7 лет. Состав экспериментальной группы представлен в Приложении №4.
Так как уровень развития особенностей внимания определяется через диагностику его свойств, мы использовали следующие методики: «Найди и вычеркни» для определения уровней продуктивности и устойчивости внимания, «Проставь значки» для определения уровней переключения и распределения внимания и «Запомни и расставь точки» для оценки уровня объема внимания.
Были подсчитаны результаты обследования в процентном соотношении. По итогам проведенных методик, дети показали следующие результаты:
На рисунке 1, представлены результаты обследования детей по методике «Найди и вычеркни» для определения уровня продуктивности и устойчивости внимания. При исследовании не было выявлено детей с высоким уровнем продуктивности внимания. У 44% детей выявлено среднепродуктивное, но устойчивое внимание. Дети длительно удерживали внимание на объекте, но иногда отвлекались на посторонние действия. А у 56% детей низкопрдуктивное, но среднеустойчивое внимание. Дети удерживали внимание на несколько секунд и иногда отвлекались на посторонние действия. Таким образом, можно сказать, что большинство детей обладают недостаточным уровнем продуктивности и устойчивости внимания.
На рисунке 2, представлены результаты обследования детей по методике «Проставь значки» для определения уровня переключения и распределения внимания. В исследовании 4% детей показали средний уровень, а 96% детей показали низкий уровень переключения и распределения внимания. Дети допусками более двух ошибок или совсем не смогли выполнить задание. Это указывает на недостаточное развитие внимания у детей. Таким образом, можно сказать, что дети обладают недостаточным уровнем переключения и распределения внимания.
На рисунке 3, представлены результаты обследования детей по методике «Запомни и расставь точки» для оценки уровня объема внимания. В исследовании 48% детей обладают высоким уровнем, 24% детей – средним уровнем, а 28% детей низким уровнем развития объема внимания. Таким образом, можно сказать, что дети обладают достаточным уровнем развития объема внимания.
Обобщая результаты методик, можно сделать вывод, что у большинства детей исследованной группы внимание развито на среднем и низком уровнях.
Эти данные показали нам, что некоторые дети нуждаются в дополнительных занятиях по развитию внимания. Поэтому нами была рассмотрена и практически применена методическая разработка Загорной Елены Владимировны, практикующего психолога, методиста, преподавателя, заведующего лабораторией «Психофизиология и общий психологический практикум» Санкт-Петербургского института психологии и акмеологии по развитию внимания детей 3-7 лет.
В течение двух месяцев с детьми 3-7 лет (в составе той же экспериментальной группы) проводились занятия по развитию особенностей внимания. Все задания, применяемые на развитие внимания приведены в Приложениях №5-10. После этого была проведена повторная диагностика по тем же методикам, при первичной диагностике («Найди и вычеркни», «Проставь знаки» и «Запомни и расставь точки»).
Результаты обследования были подсчитаны в процентном соотношении. По итогам проведенных методик, после проведения развивающих занятий дети показали следующие результаты:
На рисунке 4, представлены результаты обследования детей, после проведения развивающих занятий по методике «Найди и вычеркни» для определения продуктивности и устойчивости внимания. При исследовании выявлено 16% детей с высоким уровнем продуктивности и устойчивости внимания. Дети длительно удерживали внимание на объекте, не отвлекались на посторонние действия. А 60% детей со среднепродуктивным и среднеустойчивым вниманием. Дети длительно удерживали внимание на объекте, иногда отвлекались на посторонние действия. И 24% детей с низкопрдуктивным и низкоустойчивым вниманием. Дети удерживали внимание на несколько секунд и часто отвлекались на посторонние действия. В связи с этим можно сделать вывод, что у большинства детей уровень продуктивности и устойчивости внимания развит на среднем уровне.
На рисунке 5, представлены результаты обследования детей, после проведения развивающих занятий по методике «Проставь значки» для определения уровня переключения и распределения внимания. В исследовании 14% детей показали высокий уровень, а 37% детей показали средний уровень и 49% детей показали низкий уровень переключения и распределения внимания. Большинство детей (51%) не допусками ошибок или задание выполняли с одной ошибкой. Это указывает на достаточный уровень развития внимания у детей. Таким образом, можно сказать, что дети обладают средним уровнем переключения и распределения внимания.
На рисунке 5, представлены результаты обследования детей, после проведения развивающих занятий по методике «Запомни и расставь точки»
В исследовании 56% детей обладают высоким уровнем, 26% детей – средним уровнем, а 18% детей низким уровнем развития объема внимания. Таким образом, можно сказать, что большинство детей обладают высоким уровнем развития объема внимания.
При сравнении данных первичной диагностики с повторной диагностикой после проведения развивающих занятий, можно сделать вывод о том, что уровни развития внимания повысились. Таким образом, это свидетельствует об эффективности, применяемой нами методической разработки для развития особенностей внимания.
Таким образом, целью нашего исследования, являлось изучение особенностей развития внимания у детей 3-7 лет в различных психологических теориях, выявление общего и частного в этих концепциях, а также выявление эффективности развития внимания у детей 3-7 лет при создании определенных педагогических условий.
Для достижения поставленной цели были успешно решены следующие задачи:
1) даны теоретико-методологическое обоснование изучения особенностей развития внимания у детей 3-7 лет;
2) подобраны и апробированы оптимальные методы и методики исследования развития особенностей внимания у детей 3-7 лет;
3) измерены уровни развития особенностей внимания у детей 3-7 лет;
4) выявлены особенности развития внимания у детей 3-7 лет;
5) разработаны методические рекомендации для развития особенностей внимания у детей 3-7 лет.
Так как поставленные перед нами задачи исследования были решены, то можно сказать с уверенностью, что цель исследования нами была достигнута.
Выдвинутая нами гипотеза исследования о том, что особенности развития внимания у детей 3-7 лет будут более эффективно развиты при создании таких педагогических условий, как:
- формирование особенностей развития внимания проходит в игровой деятельности на основе занятий и упражнений;
- наглядный и игровой материал должен носить познавательный характер и соответствовать предъявляемому занятию или упражнению, получила подтверждение в нашем экспериментальном исследовании.
Мы считаем, что наша дипломная работа на тему «Изучение особенностей развития внимания у детей 3-7 лет» актуальна и требует дальнейших разработок.
Приложения
Приложение №1
Методика «Найди и вычеркни»
Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей 3-4 лет
Методика «Найди и вычеркни»
Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей в возрасте 5-6 лет
Методика «Найди и вычеркни»
Матрица с кольцами Ландольта к заданию «Найди и вычеркни» для детей старше 6 лет
Приложение №2
Методика «Проставь значки»
Приложение №3
Методика "Запомни и расставь точки"
Приложение №4
Таблица 1
Состав экспериментальной группы
№ Имя ребенка Пол Возраст
1 Доминика А. женский 3 года
2 Алиса М. женский 3 года
3 Андрей Т. мужской 3 года
4 Мирослав С. мужской 3 года
5 Василий Т. мужской 3 года
6 Александр О. мужской 4 года
7 Кристина Ж. женский 4 года
8 Карина Г. женский 4 года
9 Макар Б. мужской 4 года
10 Полина Г. женский 4 года
11 Кристина Б. женский 5 лет
12 Милана В. женский 5 лет
13 Светлана Т. женский 5 лет
14 Мария Т. женский 5 лет
15 Анастасия Т. женский 5 лет
16 Арина В. женский 6 лет
17 Артем П. мужской 6 лет
18 Хадижат В. женский 6 лет
19 Матвей Г. мужской 6 лет
20 Татьяна Ш. женский 6 лет
21 Софья К. женский 7 лет
22 Глеб А. мужской 7 лет
23 Дарья П. женский 7 лет
24 Диана М. женский 7 лет
25 Сергей К. мужской 7 лет
Приложение №5
Рисунок 1
Результаты обследования детей по методике «Найди и вычеркни»
Приложение №6
Рисунок 2
Результаты обследования детей по методике «Проставь значки»
Приложение №7
Рисунок 3
Результаты обследования детей по методике «Запомни и расставь точки»
Приложение №8
Упражнения на развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания
1. Упражнения на нахождение сходства и различий
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 7
Приложение №9
Упражнения на развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания
2. Упражнения на нахождение одного предмета, у которого нет пары, или просто поиск парных изображений
Рисунок 8
Рисунок 9
Рисунок 10
Рисунок 11
Рисунок 12
Приложение №10
Упражнения на развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания
3. Упражнения – всевозможные лабиринты
Рисунок 13
Рисунок 14
Рисунок 15
Рисунок 16
Приложение №11
Упражнения на развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания
4. Упражнения на развитие концентрации внимания
Рисунок 17
Рисунок 18
Рисунок 19
Рисунок 20
Приложение №12
Упражнения на развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания
5. Упражнение «Выполни по образцу»
Рисунок 21
Рисунок 22
Приложение №13
Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания
2. Упражнение «Цифровая таблица»
Рисунок 23
3. Упражнение, направленное на тренировку переключения внимания
Рисунок 24
Приложение №14
Результаты обследования детей по методике «Найди и вычеркни», после проведения развивающих занятий
Рисунок 25
Приложение №15
Результаты обследования детей по методике «Проставь значки», после проведения развивающих занятий
Рисунок 26
Приложение №16
Результаты обследования детей по методике «Запомни и расставь точки», после проведения развивающих занятий
Рисунок 27
Спасибо за внимание!