Шелтыганова Екатерина Вадимовна
Особенности развития внимания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Внимание - характеристика психической деятельности человека, которая выражается в возможности быть сосредоточенным и в направленным на определённый объект80 или деятельность.
«Под направленностью сознания понимается избирательный характер психической деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта из некоторого поля возможных обьектов» [ Эльконин 1989].
Традиционно внимание не рассматривается как самостоятельный психический процесс, как, например, восприятие или мышление, но при этом, по мнению, Д. Б. Эльконина, оно является неотъемлемой частью всех познавательных процессов и «при этом той их стороной, B какой внимание играет существенную роль в деятельности, которая направлена на объект»[ Эльконин 1989]. Все познавательные процессы, в том числе и внимание, определяют целостность деятельности и образа.
Публикация «Особенности развития внимания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Невозможно быть внимательным постоянно, внимание вообще проявляется B обусловленных, определенных психических процессах: когда ребенок старается разглядеть предмет, принюхивается, решает задачи, прислушивается, сочиняет текст, т. е. когда повышается его познавательная активность B процессе восприятия и отражения окружающей его действительности. «Внимание — это, прежде всего, подвижная часть прохождения познавательной деятельности, оно формулирует важнейшие взаимоотношения психической деятельности с конкретным объектом»
[Эльконин 1989].
Традицонно выделяется три вида внимания, B зависимости от того, что
является причиной его возникновения. Рассмотрим их более подробно.
1. Первичное (непроизвольное) внимание подразумевает под собой такой вид внимания, при котором отсутствуют поставленная цель и волевые усилия.
Как правило, оно вызывается красочными, внезапными, интенсивными раздражителями. Неожиданный удар грома, появившийся внезапно незнакомый человек, оглушительный резкий крик даже взрослого человека отвлекут от осуществляемой деятельности. «Физиологической основой непроизвольного
внимания явлестя ориентировочный безусловный рефлекс» [Немов 1999].
Непроизвольное внимание преобладает у детей в младенческом и раннем возрасте, а также в дошкольном детстве. Из довольно просто отвлечь, если представить игрушку, красочную погремушку, новую игру или мультфильм.
Если ребенок дошкольного возраста интересуется чем-либо
(мультфильмом, компьютерной игрой, игрушками, то его внимание будут
привлекать и удерживать именно такие явления или предметы, которые
пробуждают в нем заинтересованность и такое внимание, не требует от ребенка
каких-либо усилий, оно притягивается самим объектом, его внутренним
содержанием, соответствующим устремленности, интересам ребенка. Когда
дошкольники слушают увлекательный рассказ, изготавливают интересную
поделку или занимаются собиранием конструктора или мозаики, у них
возникает вторичное непроизвольное внимание.
Для эффективного развития непроизвольного внимания можно
использовать познавательные интересы детей. Однако при этом, учителю не
следует стремиться к развлекательности на уроке,1 так как смешные рассказы,
шутки, игры или комические сценки на уроке могут отвлечь внимание
школьника от учебного материала. 1
2. произвольное.
Это такое внимание, которое управляется волевым усилием человека,
осознанием необходимости быть внимательным.
«Большая плотность переходов из одного вида внимания в другой
обуславливается особенностями высшей нервной деятельности».
У дошкольников с легкой или увеличенной возбудимостью внимание направлено на нужную деятельность или на тот объект, с каким ожидается деятельность. Для дошкольников каждого типа нервной системы свойственны циклические
колебания внимания. Эти «волны» внимания и отвлечения от главного занятия
встречаются тем чаще, чем младше дошкольник, чем меньше он проявляет
активность, чем больше продолжительность и монотонность работы» [Левитина 2016].
Произвольное внимание, как считала, Ф. Н. Гоноболина, относится к
высшим психическим функциям, присущим только человеку.
Психологический механизм возникновения внимания непосредственно
связан с постановкой разнообразных целей и деятельностью человека. Под
контролем произвольного внимания осуществляются : формирование цели,
подбор подходящей модели действий для ее реализации, коррекция
производимых действий и последующая оценка полученного результата.
Произвольный вид внимания возникает при решении человека
сознательно уделить внимание объекту и концентрироваться.
П. Я. Гальпериным была выдвинута теоретическая концепция внимания.
Основные тезисы данной концепции могут привести к следующему:
1) По своей функции внимание представляет собой контроль за
внутренним содержанием действия, его ориентировочной, исполнительской и
контрольной частями. Где контрольная часть определяется вниманием.
2) Внимание как определенный, автономный акт отличается только в тот
момент, когда действие становится как умственным, так и укороченным.
3) He каждый контроль надлежит разбирать как внимание. Контроль лишь
дает оценку действию, пока внимание содействует его совершенствованию.
4) Внимание проявляется одним из моментов ориентировочно-
исследовательской деятельности. Внимание выступает как психологическое
воздействие, которое обращается на внутреннее содержание мысли, иного
образа, феномена, который имеется в психике ребенка в настоящий момент
времени.
5) Произвольное внимание это — внимание, которое планомерно
выполняется, осуществляется по заранее составленному образцу или плану
6) Контроль во внимании исполняется посредством критерия, меры,
образца, что Дает вероятность сопоставления результатов действия и его
уточнения. [Немов 1999].
А. Н. Леонтьев утверждал, что процесс возрастного формирования
внимания — это совершенствование внимания на протяжении некоторого
времени, на которые воздействуют внешние раздражители. Примером таких
раздражителей являются окружающие вещи, предметы, некоторые слова, речь
старших. С первых дней жизни ребенка его внимание в большей степени
является управляемым с использованием со стороны взрослого слов-стимулов.