Валентина Уронина
Обобщение педагогического опыта «Изучение и сохранение национальных традиций — основа патриотического воспитания» (часть II)
▼ Скачать + Заказать документы
Первый этап
Внедрение программы «Мы в Мордовии живём» На этом этапе стараюсь осуществлять проектирование модульной авторской программы историко – краеведческого направления «Мой край родной – Мордовия моя!». Представленная мной программа была рассмотрена на экспериментальной площадке в «Мордовском Республиканском Институте Образования», впоследствии были даны рецензии и рекомендации по использованию, в качестве методического пособия.
Публикация «Обобщение педагогического опыта „Изучение и сохранение национальных традиций — основа патриотического воспитания“ (часть II)» размещена в разделах
В содержание данной программы включены шесть модулей с теоретическими и
практическими блоками:
- «Историко – культурное образование в реабилитации детей дошкольного возраста»
- «Художественно – творческое дошкольников на материале устно – поэтического и декоративно – прикладного искусства»;
- «Мордовская художественная литература»;
- «Музыкальное и танцевальное искусство Мордвы»;
- «Природа Мордовского края»;
- «Мордовские подвижные игры, их значение в жизни детей»
Время, последовательность и реализация модулей программы может варьироваться в соответствии с условиями и режимными моментами, так как процесс познания должен быть мобильным, а главное удобным. Для этого в приложении к программе предлагается: «Учебно - тематический и Перспективный планы» с рядом тем и разработанных конспектов бесед и занятий,
устных журналов, викторин, сценариев праздничных мероприятий развлечений, экскурсий, целевых прогулок и наблюдений и т. д.
В процессе воспитательно – образовательной деятельности сочетается коллективная и индивидуальная работа. Нельзя забывать, что данная программа не должна быть назидательным предметом и вызывать неподдельную скуку у детей. Поэтому в процессе использования модулей программы стараюсь построить работу так, чтобы использовать активные и интерактивные методы воспитания.
В ходе реализации программы я пришла к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Информационный блок. Переработка теоретических материалов, сбор информации.
Технологический блок. Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения детей.
Организационный блок. Создание предметно – развивающей среды.
Опираясь на информацию научной литературы,
учебных пособий «Родиноведение», «Миристории» программа «Мы в Мордовии живём», «Концепция воспитания учащейся молодёжи Республики Мордовия», серия книг детских энциклопедий: «Мы – Мордва!», «Как возник город - крепость Саранск», «Саранск – столица Мордовии!», «Природа Мордовского края», «Мифические сказания и Боги Мордвы», «Музеи Мордовии», «Храмы Мордовии», «Мордовский национальный костюм», «Декоративно-прикладное искусство Мордовии», и т. д., Всё это явилось принципиально важным аспектом в воспитании дошкольников. Ведь многие из детей (даже в начальных классах, не знают элементарного значения геральдики Республики Мордовия, а это целая наука, какие города, районные центры есть в нашей Республики, название рек, заповедных мест, знакомство с географической картой Мордовии, экскурсии по достопримечательным местам города, исторические и познавательные для маленьких читателей, дидактическая настольная игра «Одень куклу Алдуню и Тюштюню», данная игра вызывает неподдельный интерес
На втором этапе
Оформление папок раскладушек, альбомов, информационных уголков,
стендов:
«Здравствуйте, мы дети дошкольной группы», «Мой край родной – Мордовия моя!», «Достопримечательности моего города», «Наша жизнь», «Познакомьтесь с Мордовским узором», «Знакомьтесь – с национальным костюмом «Эрзи» и «Мокши», «Мифические существа мордвы», «Лекарственные травы и растения нашего края», «Запомните их имена», «Геральдика Республики Мордовия», «Жизнь нашей группы».
Оформление дидактических игр по краеведению:
«Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Одень куклу Алдуню и Тюштюню», «Карта моего края», «Я, фотограф».
Выставки рисунков и коллективных работ:
«Флаг и герб Республики Мордовия», «Мордовский национальный костюм», «Девушка мордовка» (лепная работа, «Мой город – Саранск!», «Праздничный город», «Масленица», «Рождественские колядки», «Мой любимый уголок природы», «Я и природа» и т. д.
Разучивание стихов и песен о родном крае, постановки танцевальных композиций (с использованием декоративно – прикладных изделий: полотенца, ложки, корзины, ветки цветов, инсценировок мордовских народных сказок, разучивание мордовских национальных подвижных игр
Познавательно – развлекательная игра:
«Путешествие по городу Саранску»
…Мы городов немного знаем,
Но ты дороже всех для нас!
Ты сердце сказочного края –
юбимый город мой – Саранск.
Подарить детям радость от встречи с любимыми героями, от общения друг с другом, но и решать задачи их речевого развития нравственного воспитания :
У детей развивается слуховая и зрительная память.
Артистические способности, музыкальный слух.
Формируется умение сиюмино заполнить паузу (экспромтом, сообразительность и находчивость, умение излагать свои мысли понятные для всех.
Развивается воображение и фантазия в этюдах на разнообразные темы природы окружающей жизни, быта, календарных праздников и т. д.
Участие детей в театрализациях помогает им лучше понимать смысл литературного произведения, сохранить интерес к художественному слову.
Знакомятся с жанровыми особенностями рассказов, сказок, стихов, басен, малых фольклорных форм, произведений национальной мордовской культуры.
Из года в год моё желание сделать в своей работе что – то новое интересное, неповторяющееся. Я очень горжусь своим детищем, да, - это моя трудовая история, моя жизнь, которой я посвятила свои творческие замыслы, энергию, опыт. В своей общественной жизни стараюсь быть оптимистом, занимать активную жизненную позицию, учу этим качествам и своих воспитанников никогда не унывать. Желание совершенствоваться, внедрять в свою педагогическую работу инновационные методы и формы работы использовать технические средства, компьютерные знания и умения в системе Интернет.
Считаю и поддерживаю всех единомышленников, что возрождение к национальной культуре и духовно – патриотическому воспитанию в нашей Мордовской Республики находится на самом высоком и должном уровне. Вся педагогическая общественность, занимающаяся по духовно – патриотическому воспитанию детей на традициях мордовского народа никогда не забывает о своём предназначении – патриота. Ведь сейчас это не редкое явление, когда воспитатель сам настраивается, на рабочий лад, надевает яркий национальный костюм, передаёт всю доброту и щедрость души своего народа. Как ценно, когда дети могут обобщаться и работать с мастерами своего дела, получать ремесло, знания и умения из их рук. Именно такому педагогу, хранителю традиций, обычаев, охотно идущему к детям открываются детские сердца.
Нашим детям расти, учиться и мужать, быть настоящими гражданами России, её будущими хозяевами. Мы педагоги, должны быть уверенны в том, что наше подрастающее поколение были бы готовы своим трудом ответить за нашу заботу. Нашим детям продолжать эстафету славных дел. Это не просто красивые слова, а основа всей нравственной и культурной жизни народа.
Только бы не изменились взгляды наших воспитанников, когда они станут взрослыми, хочется верить, что моя маленькая искорка разожгла яркий огонь любви и уважения к народному творчеству, желание изучать историю своего родного края. И я верю, что он будет гореть, пылать в сердцах моих воспитанников всю жизнь, и отдавать людям живительную силу народных традиций.
«…Я низко кланяюсь всем нам, педагогам желаю только успехов, для осуществления которых, мы не требуем наград, но на всемирном, педагогическом совете – нам всем спасибо, люди говорят!» Н. К. Крупская