Валентина Уронина
Система работы по патриотическому воспитанию. Реализация национально-регионального компонента. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Считаю, что метод проекта и моё педагогическое направление,позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через современный поиск
решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным.
Данный проект программы «Мой край родной - Мордовия моя!» охватил
поэтапную творческую деятельность в процессе реабилитации детей на основе регионально – национального компонента, где развитие творческих способностей дошкольников помогает мне, развиваться как творческой личности. На протяжении всей педагогической деятельности стараюсь совершенствоваться, не только теоретическими знаниями, но и практикую новаторские идеи и новые социальные технологии,компьютерные знания.
Публикация «Система работы по патриотическому воспитанию, Реализация национально-регионального компонента, Часть 2» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Периодически пополняю свою «Педагогическую библиотечку», приобретаю новые издания, методические разработки, пособия, познавательные фильмы, диски с конспектами занятий и бесед для дошкольников, кроме всего прочего, приобрела серию музыкальных дисков с «Инструментальной национальной музыкой и песнями этнического направления» Нестандартные формы и методы, собственная инициатива в реабилитационном процессе воспитанников способствуют удовлетворению социальных потребностей,развитию индивидуальных способностей и повышению качества жизни дошкольников.
Первый этап охватывал 2007 – 2008 гг., внедрение инновационной программы в социально – реабилитационный процесс, то есть сам эксперимент. На этом этапе осуществлялось проектирование модульной авторской программы историко – краеведческого направления,приближённую к условиям социально – реабилитационного
воспитания дошкольников в стенах Реабилитационного центра «Радуга» «Мой край родной – Мордовия моя!».
Представленная мной программа была рассмотрена на экспериментальной площадке в «Мордовском Республиканском Институте Образования», впоследствии были даны рецензии и рекомендации по использованию, в качестве методического пособия и инновационной разработки в Приюты и Реабилитационные Центры РМ.
1. Проректором по научной и методической работе Мордовский
Республиканский Институт Образования Самсоновой Т. В.
2. Ведущим специалистом кафедры педагогики и психологии Ферцевым А. С.
3. Директором «Центра социально – правовой защиты детства Мордовский
Республиканский Институт Образования» Наумовой Н. А.
В содержание данной программы включены шесть модулей с теоретическими и практическими блоками:
- «Историко – культурное образование в реабилитации детей дошкольного
возраста»;
- «Художественно – творческое дошкольников на материале устно –
поэтического и декоративно – прикладного искусства»;
- «Мордовская художественная литература»;
- «Музыкальное и танцевальное искусство Мордвы»;
- «Природа Мордовского края»;
- «Мордовские подвижные игры, их значение в жизни детей»
Время, последовательность и реализация модулей программы может варьироваться в соответствии с условиями и режимными моментами, так как реабилитационный процесс должен быть мобильным а главное удобным. Для этого в приложении к программе предлагается: «Учебно-тематический и Перспективный планы» с рядом тем и разработанных конспектов бесед и занятий, устных журналов, викторин, сценариев праздничных мероприятий развлечений, экскурсий, целевых прогулок и наблюдений и т. д.
В процессе социально – реабилитационной деятельности сочетается
коллективная и индивидуальная работа. Нельзя забывать, что данная программа не должна быть назидательным предметом и вызывать неподдельную скуку у детей.
Поэтому в процессе использования модулей программы стараюсь построить работу так,чтобы использовать активные и интерактивные методы воспитания. В ходе реализации программы я пришла к выводу, что подобные занятия, игры,продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями,эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
1. Информационный блок. Переработка теоретических материалов, сбор
информации.
2. Технологический блок. Разработка конспектов занятий с
использованием развивающего обучения детей.
3. Организационный блок. Создание предметно – развивающей среды.
Опираясь на информацию научной литературы, учебных пособий
«Родиноведение», «Мир истории», программа «Валдоня», «Концепция воспитания учащейся молодёжи Республики Мордовия», серия книг детских энциклопедий: «Мы–Мордва!», «Как возник город – крепость Саранск», «Саранск – столица Мордовии!», «Природа Мордовского края», «Мифические сказания и Боги Мордвы», «Музеи Мордовии», «Храмы Мордовии», «Мордовский национальный костюм», «Декоративно-прикладное искусство Мордовии», и т. д., Всё это явилось принципиально важным аспектом в реабилитационном воспитании дошкольников. Ведь многие из детей начальных классов не знают элементарного значения геральдики Республики Мордовия, а это целая наука, какие города, районные центры есть в нашей Республики,название рек, заповедных мест, знакомство с географической картой Мордовии,экскурсии по достопримечательным местам города, исторические и познавательные для маленьких читателей, дидактическая настольная игра «Одень куклу Алдуню и Тюштюню», данная игра вызывает неподдельный интерес
На втором этапе с 2007 – 2011 гг. идёт полным ходом организационно - практическая деятельность. Формы работы разнообразны, каждый год по - своему яркий, значимый по своему содержанию и запоминающийся в жизни детей. Воспитанники младшей группы являются яркими представителями всей культурной, общественной и трудовой жизни нашего Реабилитационного центра «Радуга», и на уровне Республиканского масштаба.
Взаимодействие с внешними организациями:
Встречи гостей из различных организаций и ведомств, тесное сотрудничество и многолетняя дружба со студенческими активами
МГУ им. Н. П. Огарёва «Институтом Национальной культуры», МГПИ им. М. Е. Евсевьева факультетом «Педагогика и психология дошкольного образования», «Саранским Кооперативным Институтом», «Республиканским Краеведческим музеем им. И. Д. Воронина», «Музеем изобразительных искусств им. С. Д. Эрзя», «Национальным театром», «Республиканский театр кукол», Библиотеки и мн. др.
Участие во II Российском форуме «Российским инновациям – Российский капитал. IV Ярмарка Бизнес – Ангелов и инноваторов – 2009» Видео-презентация и защита Социального проекта:«Этнокультурный подход в социализации воспитанников специализированных учреждений для несовершеннолетних детей».
Участие в поздравительной программе на Межрегиональном уровне Приволжского Федерального округа посвящённой юбилейной дате Митрополита Саранского и Мордовского – Высокопреосвященнейшего Ворсонофия
(В Кафедральном Соборе им. Ф. Ушакова города Саранска). Опубликование статьи в журнале: «Православная жизнь» (с фотографией дошкольников) –
2010 год. Посещение праздничных молебен, исповедания, святого
причастия и т. д.
Опубликование статьи в журнале «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» № 3/2010 года. /Москва. ООО «Творческий центр «Сфера», «Пресса России» - Практический журнал /
1. Рубрика «Только у нас», статья «Любите свой край» (стр. 16–19
2. Рубрика «Играем с детьми», конспект игры – путешествия
3. этнокультурной направленности для детей старшего
4. дошкольного возраста «Путешествие по родным местам с
5. Вирьавой» (стр. 47 – 54) Участие во II Межрегиональной научно – практической конференции посвящённой 90- летию Г. Я. Меркушкина «Этнокультурное образование: опыт и перспективы» /Саранск, МРИО – 2008/
1. По итогам выступления с видео – презентацией в Пленарном
2. Заседании в МОУ «Гимназия №19 секции №1 по теме
3. «Этнонациональные процессы развития образования».
Опубликование статьи в Материалах II Межрегиональной
научно – практической Конференции статьи «Духовно – нравственное воспитание детей в социально – реабилитационном центре для несовершеннолетних «Радуга» на традициях мордовского народа» (стр. 57 – 64)
Выступление с видео – презентацией на Республиканском семинаре «Поиск оптимальных форм современной работы ГУСО «СРЦН «Радуга» и внешних организаций по социализации воспитанников», с докладом «Формы и содержание этнокультурных взаимодействий» - 2009 год