Лилия Малярова
Изодеятельность в детском саду как одно из средств подготовки руки к письму
▼ Скачать + Заказать документы
«ИЗО деятельность в детском саду как одно из средств подготовки руки к письму»
С окончания института, 2001 года, я работаю с детьми. Воспитателем я работаю 5-ий год, параллельно занимаюсь с детьми в изостудии. Почему я взяла эту тему?
Публикация «Изодеятельность в детском саду как одно из средств подготовки руки к письму» размещена в разделах
Доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу. Очень важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными.
Ученые всего мира обеспокоены проблемой овладения детьми письмом, т. к. современные дети учатся в первую очередь печатать на компьютере, часто не умеют и не могут правильно держать в руках карандаш или ручку. А американские ученые ввели термин «кнопочный синдром» - дети с раннего детства привыкают к копкам : пульт телевизора, сотовый телефон, компьютер и многое другое. Они провели такой эксперимент: школьникам предложили набрать номер своего домашнего телефона с помощью дискового телефона. С первой попытки ни один из экспериментируемых с заданием справиться не смог.
Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
Почему же у дошколят слабо развита мелкая моторика? Причин тому несколько: одна из них заключается в неэффективном подборе игр и упражнений-заданий для развития мелкой моторики, которые ориентируются на работу основных пальцев руки. Однако, оставляя безымянный палец и мизинец вне поля внимания, мы снижаем эффект развития тонкой моторики. Однако из этого не следует, что надо переделывать левшу на праворукого или наоборот. Надо лишь не ведущую руку сделать более активной.
Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами (расстегивание и застегивание пуговиц, завязывание и развязывание ленточек, узелков, шнурков, перекладывание мелких предметов, плетение из ниток различных поделок, аппликации, конструирование, лепка, рисование и штриховка, пальчиковая гимнастика и массаж). Приемы могут быть разными. Важно вовлекать в движения больше пальцев, а сами движения производить энергично. Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка: его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции.
Рисуя узор, дети учатся держать линию. Рисование травки, точек, коротких штрихов учит ограничивать движения, что необходимо при написании букв, слов, строки. Многие детали узора напоминают фрагменты букв: штрихи, овал, завитки, крючки, палочки, волны.
Как же можно использовать рисование при решении воспитательных и образовательных задач, помимо подготовки руки к письму?
Во-первых, рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность, так как рисунок представляет собой тот же рассказ, но только не словами, а изобразительными средствами.
Во-вторых, возникновение под карандашом или кистью изображения доставляет детям удовольствие.
В-третьих, очень важно, что ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.
Целесообразно проводить пальчиковую гимнастику в начале занятия, чтобы подготовить пальчики ребенка к работе. "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Пластилинография. Картины из пластилина Объемные изделия Дощечки покрытые пластилином для выкладывания на которых используются различные материалы: горох, фасоль, семена тыквы, арбуза, вишневые и сливовые косточки, различной величины пуговиц, палочки.
Обводка плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т. д. Рисование по опорным точкам; дорисовывание второй половины рисунка; Рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.
Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего. Правила штриховки: Штриховать только в заданном направлении. Не выходить за контуры фигуры. Соблюдать параллельность линий. Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см. Выполняются на нелинованной бумаге.
Необходимо контролировать, чтобы дети правильно держали карандаш или кисть: свободно, не зажимая его слишком крепко.
Существует целая система, которая позволяет сделать рисование не только интересным и увлекательным, но и полезным для развития навыков письма, и что качество выполнения простейших заданий можно использовать как критерий готовности детей к обучению в школе и для прогнозирования успешности обучения.