Елизавета Монахова
Конспект занятия «История возникновения шахмат»
"История возникновения шахмат"
Цель:
Расширять и актуализировать познавательные навыки детей о происхождении такой игры как шахматы.
Задачи:
Образовательная
Развивающая
Воспитательная
Дать представление о некоторых аспектах истории шахмат.
Развивать стремление к познанию, развивать любознательность и творчество.
Воспитывать интерес к игре в шахматы
Оборудование
Публикация «Конспект занятия „История возникновения шахмат“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Два красиво украшенных конверта в восточном стиле с картой сокровищ и письмом, ларец, шахматы, раскраски с изображениями шахмат и играющих в них людей, проектор, доска для проектора, презентация "Сказка о шахматах", восточная мелодичная музыка.
1. Организационный момент. «Приветствие».
Положительный рабочий настрой, дружелюбная атмосфера.
Звучит спокойная восточная музыка, входят дети. (создать положительный настрой между детьми.
2. «Сюрпризный момент».
Дети видят, что на столе лежит конверт
Повышать интерес к занятию;
Воспитатель:
Ребята, смотрите, кто то прислал нам с вами письмо, на конверте написано что оно из самой Индии, давайте же откроем его и узнаем, что внутри.
Текст письма: "Я великий и могучий Махарадж-индийский князь, правитель обширного Индийского царства. Я мудрый правитель и грозный воитель. Я люблю отгадывать и загадывать сложные загадки, люблю играть так же как и вы ребята, и сегодня хочу поделиться с вами своей любимо игрой! Но для начала, вам нужно будет ее найти. Я спрятал ее в вашей группе, и оставил подсказки на карте. Следуйте указаниям и вы найдете мое сокровище!
Великий Махарадж"
Ну что ребята, найдем сокровище?
3. «Поиск и нахождение клада».
Дети с помощью карты, ищут подсказки в группе и находят ларец, и еще одно письмо.
Рассматривают содержание ларца, шахматную доску и фигурки.
Воспитатель: " Давайте откроем второе письмо. Тут говорится, что чтобы открыть ларец, нам нужно отгадать загадку:
Король с королевою
Без корон,
Ладья без весел,
Без хобота слон,
Конь без копыт, седла
И уздечки,
А рядовые — не человечки.
Белые латы, чёрные латы.
Что за солдаты?
Что это за игра?
Правильно, это шахматы. Смотрите, и правда, ларец открылся, а внутри лежат шахматы.
Давайте прочтем, что же еще нам пишет Махаражд"
• Учебно-познавательная (работа с картой, ориентировка в пространстве)
• Социальная и коммуникативная (умение взаимодействовать в коллективе)
• Художественно-эстетическая (развивать у детей умение отгадывать загадки)
•
4. Основной этап
«Чтение сказки о происхождении Шахмат».
Формировать элементарные представления о происхождении игры шахматы.
Воспитатель: "Вот вы и нашли моё сокровище, мою любимую игру. А что бы рассказать вам о ней, я написал сказку, и ваш воспитатель сейчас ее прочтет (Текст сказки Приложение 1)"
Во время чтения, детям показывается презентация: "Сказка о Шахматах" (Приложение 2)
Ну вот ребята какая удивительная история у такой игры как Шахматы.
• Коммуникативная
(Ответы детей на вопросы)
• Информационная
• Социальная
• Учебно-познавательная
5. «Физкультминутка: «Шахматы».
Повышать уверенность в себе, развивать координацию;
Развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом, указаниями воспитателя под музыку.
Воспитатель выполняет упражнение вместе с детьми;
Воспитатель: "Пока мы читали сказку, немного устали, давайте разомнемся
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
И присесть мы вновь спешим. (садятся)
6. Игра «Вопрос-ответ».
Сформировать умение отвечать на вопросы, по услышанному тексту.
Воспитатель: "А сейчас вспомним, что же мы услышали в сказке. Я буду задавать вопросы, а вы мне постарайтесь ответить. (Можно еще раз запустить презентацию, прокомментировать слайды)
-Откуда же пришла к нам эта игра?
-Кто же предложил Махараджу эту игру?
-Каким было ее первое название?
-Чем же отличалась Чатуранга от наших современных шахмат?
-Для чего она была придумана?
Правильно, молодцы, внимательно слушали. Я думаю Махарадж будет доволен, что смог поделиться с вами историей своей любимой игры".
7. Заключительный этап. Подведение итогов.
Рефлексия/ «Подарки на память».
Формировать умение самооценки;
Воспитатель:
"Ребята, вам понравилось сегодня? Что запомнилось?
Вы молодцы, были внимательными, умелыми, ловкими.
На память о нашем сегодняшнем путешествии Махарадж передал вам эти раскраски. Он будет рад увиться с вами снова и больше рассказать о шахматах. Ведь у них осталось еще столько секретов"