МААМ-картинки

Консультация «История родного края как постижение национальной культуры России»

Шмелева Галина Ивановна
Консультация «История родного края как постижение национальной культуры России»
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитатель высшей категории Шмелева Г. И.

МАДОУ № 30 «Ладушки»

«История родного края как постижение национальной культуры России»

Аннотация. В статье рассмотрена специфика национальных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования; подходы к формированию представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Выявлены основные факторы, способствующие патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, представлены материалы познавательно - исследовательского проекта.

Публикация «Консультация „История родного края как постижение национальной культуры России“» размещена в разделах

Ключевые слова: проект, познавательно-исследовательский проект, воспитание, патриотическое воспитание, познавательная деятельность, исследовательская деятельность.

Важным условием развития личности современного ребенка дошкольного возраста является его патриотическое воспитание. В дошкольном возрасте формируются первые патриотические представления: уважение к правам и свободам человека, уважительное отношению к языкам, традициям и культуре разных народов, а так же приобретаются первичные знания о нормах общественной и коллективной жизни, об основных символах Отечества, народных и культурных традициях, исторических достопримечательностях, природе родного края.

Социальное и предметное окружение, в котором живут дети дошкольного возраста, является основой для расширения детского кругозора и для приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества. В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования система знаний о Малой Родине содержит следующие сведения:

• природоведческие и географические (особенности родного края, климата, природы);

• о жизни людей (особенности быта, труда, культуры, традиций,

• социальные (знания о достопримечательностях родного поселка, села, города,

• о государственной символики (герб, флаг, гимн);

исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников поселка, села, города, улиц).

Нами было проведено исследование на базе МАДОУ Пушкинского муниципального района детского сада № 30 «Ладушки». В эксперименте приняли участие 26 детей старшего дошкольного возраста.

Цель нашего эксперимента – изучение уровня сформированности патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста о своем поселке. Для изучения патриотических представлений у детей о Малой Родине были использованы:

1. вопросы на тему «Что ты знаешь о поселке Софрино?

- Как называется наша страна?

- Как называется поселок, в котором ты живешь?

- Как называется улица, на которой ты живешь?

2. творческие задания по сериям фотографий:

- назови здания, которые ты знаешь и видел в п. Софрино;

- найди герб и флаг п. Софрино;

- найди и назови памятники, которые находятся в п. Софрино;

3. дидактическая игра «Назови, о каком празднике говорится», которые, проходили в п. Софрино.

4. творческое задание с использованием фотографий «Кто работает в п. Софрино».

5. Анализ предметно-пространственной среды в группе.

В ходе исследования было выявлено, что 5 детей имеют высокий уровень патриотических представлений, 13 детей имеют средний уровень, а 8 детей ниже среднего уровня. На основе полученных результатов, мы пришли к выводу, что уровень сформированности у детей патриотических представлениях недостаточный и с целью повышения уровня патриотических представлений о родном поселке Софрино необходимо разработать познавательно-исследовательский проект «Ознакомление с родным поселком как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» и апробировать его. Анализ предметно-пространственной среды старшей группы показал, что дидактического материала о поселке Софрино очень мало и требует пополнения и обогащения предметно-пространственной среды группы дидактическими материалами о поселке Софрино.

ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА.

Раздел программы - Познавательное развитие

Автор проекта - Шмелева Г. И., воспитатель МАДОУ Пушкинского муниципального района детского сада № 30 «Ладушки»

Название проекта - «Ознакомление с родным поселком, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Участники проекта - дети подготовительной к школе группы, педагоги, родители МАДОУ Пушкинского муниципального района детского сада № 30 «Ладушки»

Краткая аннотация проекта: давайте попробуем, насколько это возможно, в рамках нашего проекта, узнать больше о земле, на которой мы живём, проникнемся в своих идеях духом патриотизма к своей малой родине. И тогда желание сделать её ещё краше и богаче, прославить своими будущими деяниями вспыхнет в каждом из нас с новой силой.

Актуальность проекта - В обществе наблюдается "дефицит патриотизма".

Многие педагоги и психологи говорят о том, что процесс воспитания патриотизма необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни ребенка является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.

Вид проекта - Познавательно – исследовательский

Тип проекта - Краткосрочный (декабрь-май)

Проблема - Недостаточный уровень сформированности патриотических представлений, знаний у детей об истории родного края.

Причины - Нет возможности организовать систематические экскурсии и прогулки по родному поселку, слабое вовлечение родителей в образовательный процесс.

Цель проекта - Формирование патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством изучения истории родного поселка.

Задачи:

1. Формирование интереса к истории Отечества, своего поселка, расширение представлений об истории Малой Родины.

2. Осуществление ознакомления дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного поселка.

3. Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию родного посёлка, к его достопримечательностям и культурным ценностям.

4. Формирование патриотических чувств. Воспитание чувства гордости за своих земляков.

5. Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.

Предполагаемый результат:

Дети:

• Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности

• Формирование патриотические чувства к истории, культуре, природе родного поселка.

• Развитие связной речи, обогащение словаря.

Воспитатель:

• Повышение профессиональной компетентности по формированию патриотических представлений у детей об истории родного посёлка.

• Накопление практического дидактического материала по различным видам детской деятельности в рамках работы над проектом.

Родители:

• Активное участие в деятельности дошкольной образовательной организации по вопросах патриотического воспитания детей.

• Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.

Этапы работы над проектом

1 этап – подготовительный - сбор информации из различных источников по теме проекта. Обогащение предметно-пространственной среды по патриотическому воспитанию (литература, картотека, генеалогическое древо семьи, рисунки детей, фотоальбомы, оформление папки «Мой любимый поселок Софрино», изучение педагогических методик для изучения уровня сформированности патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

2 этап – технологический – постановка цели и задач

проекта, разработка программы деятельности:

• разработка форм работы с детьми, родителями;

• разработка диагностического материала по теме;

• разработка анкет для родителей;

• разработка конспектов занятий

• подбор материалов для педагогов и родителей

• сбор и оформление наглядного материала.

3 этап – реализация проекта - содержания проекта.

4 этап – завершающий – итоговая диагностика, рефлексия, презентация опыта работы по проекту.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

В процессе реализации проекта были задействованы следующие психологические процессы, которые эффективно влияют на формирование патриотических представлений у детей дошкольного возраста о родном поселке :

• ощущение окружающего мира родного поселка Софрино позволит ребенку индивидуально познавать его;

• восприятие поможет познать окружающий мир поселка Софрино полнее и целостнее;

• наблюдение будет способствовать получению ребенком информации об окружающей среде поселка Софрино, которую он самостоятельно сможет проанализировать, обобщить и запоминает;

• любознательность к истории родного поселка разовьет у детей стремление к приобретению новых сведений, а так же вызовет живой интерес ко всему, что ребенка окружает.

Основные проведенные мероприятия:

Анкетирование родителей «История поселка Софрино».

Индивидуальные консультации, беседы с родителями (законными представителями) «Прогулки по нашему поселку Софрино», «Праздники в поселке Софрино», «Традиции поселка Софрино», «Как помочь ребенку узнать свой родной край».

Круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина».

Фотовыставки «Мой любимый поселок Софрино», «Самое красивое место в нашем поселке», «Природа нашего поселка в разное время года», «Достопримечательности поселка Софрино», «Производства в поселке Софрино».

Конкурс рисунка, совместное творчество родителей и детей «Чудесные места в поселке Софрино».

Совместное создание взросло-детских мини проектов «Малая родина моих родителей».

Оформление информационного стенда: рубрика «История моей семьи», «Подвиги наших предков».

Родительский клуб «Опыт семейного воспитания по патриотическому воспитанию старших дошкольников».

Оформление буклета «Мир патриотизма в высказываниях и афоризмах великих людей».

Встреча с интересными людьми поселка Софрино.

Встреча со старейшинами поселка Софрино.

Беседа с детьми «Мы, Софринцы», «Наш поселок Софрино», «Культура и традиции народа поселка Софрино», «Кем работают мои родители».

НОД «Символы нашего поселка Софрино».

Круглые столы совместно с детьми и родителями (законными представителями) «Они жили в Софрино», «Наши герои».

Совместная экскурсия родителей и детей «Мураново - музей-усадьба им. Тютчева», «Парк памяти детям Беслана на источнике Казанской иконы БМ д. Мураново».

Дидактическая игра «Фотограф», по знаменательным местам поселка Софрино.

Сбор фотоматериалов и подготовка фотоальбома с детьми «Мой любимый поселок Софрино».

НОД рисование «Мой родной дом», «Вот наша улица».

Экскурсия родителей и детей «Здравствуй музей», знакомство с краеведческим музеем Софринской школы №1.

Встречи родителей и детей с представителями воинских частей поселка Софрино.

Развлечение «Путешествие по Софрино», «Праздник бабушкиных игр».

Создание видеофильма «Наш поселок Софрино – глазами детей», «Памятники в поселке Софрино», «Знаменитые люди поселка Софрино», «Игры и забавы нашего двора».

Беседа «Весна на нашей улице».

Рассматривание с детьми и родителями семейных военных фотографий.

Совместное создание родителями и детьми макета «Моя улица», «Моё Софрино».

Обогащение предметно-пространственной среды для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста:

Центр «Малая Родина» :

- геральдика поселка Софрино;

- фотоальбомы «Наш поселок Софрино», «Природа нашего поселка»;

- создание видеотеки «Поселок, в котором я живу»; «Достопримечательности родного посёлка», Озера и реки поселка Софрино»;

- дидактическое лото «Здания поселка Софрино»;

- книжки малютки с рассказами, загадками, стихами о поселке Софрино, написанные родителями (законными представителями, педагогами и детьми;

- макеты улиц поселка Софрино.

Активная деятельность детей, педагогов и родителей (законных представителей) в проекте дала возможность повысить уровень патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста: 15 детей стали иметь высокий уровень патриотических представлений, 11 детей стали иметь средний уровень, а ниже среднего уровень - отсутствует. Таким образом, мы пришли к выводам: что для успешного формирования патриотических представлений, необходимо, чтобы дети как можно раньше увидели патриотические взгляды педагогов и своих родителей и почувствовали красоту своего поселка. А так же созданная в дошкольной образовательной организации и группе система работы педагогов с детьми и родителями (законными представителями) позволяет планомерно, активно вовлекать родителей в патриотическое воспитание детей, и одновременно оказывать помощь и поддержку родителям (законным представителям) в вопросах патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным поселком позволило обогатить представления детей о прошлом и настоящем родного поселка Софрино, воспитать чувство любви и гордости за людей, которые в нём живут. Активные формы взаимодействия способствовали пробуждению у детей естественного интереса к родному поселку, вызвали эмоциональный отклик на события общественной жизни поселка Софрино. Участие всех участников образовательного процесса в праздниках и традициях поселка Софрино вызвали гордость за свою Малую Родину.

Библиографический список

1. Алексеева О. Задания для маленьких патриотов / О. Алексеева, Л. Петропавловская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 2.

2. Воротынцева О. Как научить детей любить Родину / О. Воротынцева // Предшкольное образование. – 2009. - № 2. – (проект «Я-гражданин, патриот»)

3. Гогоберидзе А. Маленькие граждане большой страны / А. Гогоберидзе // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 3.

4. Деркунская В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников / В. Деркунская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 4.

5. Ермакова Т. В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников / Т. В. Ермакова // Методист. – 2014. - № 3. – С. 66-68

Публикации по теме:

Консультация «Использование проектной деятельности в ознакомлении дошкольников с природой родного края» Использование проектной деятельности в ознакомлении дошкольников с природой родного края. В наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию «История родного края» Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД) «Город Петропавловск - моя малая родина». Цель: Формировать умение.

Консультация для родителей «Знакомим детей с природой родного края» Консультация для родителей «Знакомим детей с природой родного края» Мир природы огромен и разнообразен, красота окрестных мест завораживает.

Консультация «Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 445 г. Нижнего Новгорода г. Нижний Новгород 2017г.. Должны.

Музыкально-фольклорные игры как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры «Музыкально-фольклорные игры как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры" Цель: Систематизировать представления.

Занятие по пониманию культуры родного края «Мы живём на земле Ломоносова» Первые чувства патриотизма и гражданственности - доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам.

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского краяНародные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот' В цетре круга водящий('солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

Презентация «История возникновения родного края» Вид проекта: духовно- нравственный, познавательный. Участники: дети, педагог. Срок реализации: 1 месяц. Предполагаемый результат: Итоговым.

Проект в подготовительной группе «Мое село». Патриотическое воспитание детей 5–6 лет на основе культуры родного края МДОУ «Нылгинский детский сад №3» Проект «Мое село - мой край родной» Выполнила воспитатель первой квалификационной категории: Воробьева.

Публикация опыта работы «Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников» Публикация опыта работы «Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников» Кириллова Е. Г. В настоящее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «История родного края как постижение национальной культуры России»
Опубликовано: 14 марта 2018 в 06:08
+31Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «История родного края как постижение национальной культуры России»» (включая файлы) размещена пользователем Шмелева Галина Ивановна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД