Шмелева Галина Ивановна
Консультация «История родного края как постижение национальной культуры России»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель высшей категории Шмелева Г. И.
МАДОУ № 30 «Ладушки»
«История родного края как постижение национальной культуры России»
Аннотация. В статье рассмотрена специфика национальных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования; подходы к формированию представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Выявлены основные факторы, способствующие патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, представлены материалы познавательно - исследовательского проекта.
Публикация «Консультация „История родного края как постижение национальной культуры России“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Консультации
- Темочки
Ключевые слова: проект, познавательно-исследовательский проект, воспитание, патриотическое воспитание, познавательная деятельность, исследовательская деятельность.
Важным условием развития личности современного ребенка дошкольного возраста является его патриотическое воспитание. В дошкольном возрасте формируются первые патриотические представления: уважение к правам и свободам человека, уважительное отношению к языкам, традициям и культуре разных народов, а так же приобретаются первичные знания о нормах общественной и коллективной жизни, об основных символах Отечества, народных и культурных традициях, исторических достопримечательностях, природе родного края.
Социальное и предметное окружение, в котором живут дети дошкольного возраста, является основой для расширения детского кругозора и для приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества. В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования система знаний о Малой Родине содержит следующие сведения:
• природоведческие и географические (особенности родного края, климата, природы);
• о жизни людей (особенности быта, труда, культуры, традиций,
• социальные (знания о достопримечательностях родного поселка, села, города,
• о государственной символики (герб, флаг, гимн);
• исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников поселка, села, города, улиц).
Нами было проведено исследование на базе МАДОУ Пушкинского муниципального района детского сада № 30 «Ладушки». В эксперименте приняли участие 26 детей старшего дошкольного возраста.
Цель нашего эксперимента – изучение уровня сформированности патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста о своем поселке. Для изучения патриотических представлений у детей о Малой Родине были использованы:
1. вопросы на тему «Что ты знаешь о поселке Софрино?
- Как называется наша страна?
- Как называется поселок, в котором ты живешь?
- Как называется улица, на которой ты живешь?
2. творческие задания по сериям фотографий:
- назови здания, которые ты знаешь и видел в п. Софрино;
- найди герб и флаг п. Софрино;
- найди и назови памятники, которые находятся в п. Софрино;
3. дидактическая игра «Назови, о каком празднике говорится», которые, проходили в п. Софрино.
4. творческое задание с использованием фотографий «Кто работает в п. Софрино».
5. Анализ предметно-пространственной среды в группе.
В ходе исследования было выявлено, что 5 детей имеют высокий уровень патриотических представлений, 13 детей имеют средний уровень, а 8 детей ниже среднего уровня. На основе полученных результатов, мы пришли к выводу, что уровень сформированности у детей патриотических представлениях недостаточный и с целью повышения уровня патриотических представлений о родном поселке Софрино необходимо разработать познавательно-исследовательский проект «Ознакомление с родным поселком как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» и апробировать его. Анализ предметно-пространственной среды старшей группы показал, что дидактического материала о поселке Софрино очень мало и требует пополнения и обогащения предметно-пространственной среды группы дидактическими материалами о поселке Софрино.
ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА.
Раздел программы - Познавательное развитие
Автор проекта - Шмелева Г. И., воспитатель МАДОУ Пушкинского муниципального района детского сада № 30 «Ладушки»
Название проекта - «Ознакомление с родным поселком, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Участники проекта - дети подготовительной к школе группы, педагоги, родители МАДОУ Пушкинского муниципального района детского сада № 30 «Ладушки»
Краткая аннотация проекта: давайте попробуем, насколько это возможно, в рамках нашего проекта, узнать больше о земле, на которой мы живём, проникнемся в своих идеях духом патриотизма к своей малой родине. И тогда желание сделать её ещё краше и богаче, прославить своими будущими деяниями вспыхнет в каждом из нас с новой силой.
Актуальность проекта - В обществе наблюдается "дефицит патриотизма".
Многие педагоги и психологи говорят о том, что процесс воспитания патриотизма необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни ребенка является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.
Вид проекта - Познавательно – исследовательский
Тип проекта - Краткосрочный (декабрь-май)
Проблема - Недостаточный уровень сформированности патриотических представлений, знаний у детей об истории родного края.
Причины - Нет возможности организовать систематические экскурсии и прогулки по родному поселку, слабое вовлечение родителей в образовательный процесс.
Цель проекта - Формирование патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством изучения истории родного поселка.
Задачи:
1. Формирование интереса к истории Отечества, своего поселка, расширение представлений об истории Малой Родины.
2. Осуществление ознакомления дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного поселка.
3. Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию родного посёлка, к его достопримечательностям и культурным ценностям.
4. Формирование патриотических чувств. Воспитание чувства гордости за своих земляков.
5. Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.
Предполагаемый результат:
Дети:
• Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности
• Формирование патриотические чувства к истории, культуре, природе родного поселка.
• Развитие связной речи, обогащение словаря.
Воспитатель:
• Повышение профессиональной компетентности по формированию патриотических представлений у детей об истории родного посёлка.
• Накопление практического дидактического материала по различным видам детской деятельности в рамках работы над проектом.
Родители:
• Активное участие в деятельности дошкольной образовательной организации по вопросах патриотического воспитания детей.
• Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.
Этапы работы над проектом
1 этап – подготовительный - сбор информации из различных источников по теме проекта. Обогащение предметно-пространственной среды по патриотическому воспитанию (литература, картотека, генеалогическое древо семьи, рисунки детей, фотоальбомы, оформление папки «Мой любимый поселок Софрино», изучение педагогических методик для изучения уровня сформированности патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
2 этап – технологический – постановка цели и задач
проекта, разработка программы деятельности:
• разработка форм работы с детьми, родителями;
• разработка диагностического материала по теме;
• разработка анкет для родителей;
• разработка конспектов занятий
• подбор материалов для педагогов и родителей
• сбор и оформление наглядного материала.
3 этап – реализация проекта - содержания проекта.
4 этап – завершающий – итоговая диагностика, рефлексия, презентация опыта работы по проекту.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
В процессе реализации проекта были задействованы следующие психологические процессы, которые эффективно влияют на формирование патриотических представлений у детей дошкольного возраста о родном поселке :
• ощущение окружающего мира родного поселка Софрино позволит ребенку индивидуально познавать его;
• восприятие поможет познать окружающий мир поселка Софрино полнее и целостнее;
• наблюдение будет способствовать получению ребенком информации об окружающей среде поселка Софрино, которую он самостоятельно сможет проанализировать, обобщить и запоминает;
• любознательность к истории родного поселка разовьет у детей стремление к приобретению новых сведений, а так же вызовет живой интерес ко всему, что ребенка окружает.
Основные проведенные мероприятия:
Анкетирование родителей «История поселка Софрино».
Индивидуальные консультации, беседы с родителями (законными представителями) «Прогулки по нашему поселку Софрино», «Праздники в поселке Софрино», «Традиции поселка Софрино», «Как помочь ребенку узнать свой родной край».
Круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина».
Фотовыставки «Мой любимый поселок Софрино», «Самое красивое место в нашем поселке», «Природа нашего поселка в разное время года», «Достопримечательности поселка Софрино», «Производства в поселке Софрино».
Конкурс рисунка, совместное творчество родителей и детей «Чудесные места в поселке Софрино».
Совместное создание взросло-детских мини проектов «Малая родина моих родителей».
Оформление информационного стенда: рубрика «История моей семьи», «Подвиги наших предков».
Родительский клуб «Опыт семейного воспитания по патриотическому воспитанию старших дошкольников».
Оформление буклета «Мир патриотизма в высказываниях и афоризмах великих людей».
Встреча с интересными людьми поселка Софрино.
Встреча со старейшинами поселка Софрино.
Беседа с детьми «Мы, Софринцы», «Наш поселок Софрино», «Культура и традиции народа поселка Софрино», «Кем работают мои родители».
НОД «Символы нашего поселка Софрино».
Круглые столы совместно с детьми и родителями (законными представителями) «Они жили в Софрино», «Наши герои».
Совместная экскурсия родителей и детей «Мураново - музей-усадьба им. Тютчева», «Парк памяти детям Беслана на источнике Казанской иконы БМ д. Мураново».
Дидактическая игра «Фотограф», по знаменательным местам поселка Софрино.
Сбор фотоматериалов и подготовка фотоальбома с детьми «Мой любимый поселок Софрино».
НОД рисование «Мой родной дом», «Вот наша улица».
Экскурсия родителей и детей «Здравствуй музей», знакомство с краеведческим музеем Софринской школы №1.
Встречи родителей и детей с представителями воинских частей поселка Софрино.
Развлечение «Путешествие по Софрино», «Праздник бабушкиных игр».
Создание видеофильма «Наш поселок Софрино – глазами детей», «Памятники в поселке Софрино», «Знаменитые люди поселка Софрино», «Игры и забавы нашего двора».
Беседа «Весна на нашей улице».
Рассматривание с детьми и родителями семейных военных фотографий.
Совместное создание родителями и детьми макета «Моя улица», «Моё Софрино».
Обогащение предметно-пространственной среды для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста:
Центр «Малая Родина» :
- геральдика поселка Софрино;
- фотоальбомы «Наш поселок Софрино», «Природа нашего поселка»;
- создание видеотеки «Поселок, в котором я живу»; «Достопримечательности родного посёлка», Озера и реки поселка Софрино»;
- дидактическое лото «Здания поселка Софрино»;
- книжки малютки с рассказами, загадками, стихами о поселке Софрино, написанные родителями (законными представителями, педагогами и детьми;
- макеты улиц поселка Софрино.
Активная деятельность детей, педагогов и родителей (законных представителей) в проекте дала возможность повысить уровень патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста: 15 детей стали иметь высокий уровень патриотических представлений, 11 детей стали иметь средний уровень, а ниже среднего уровень - отсутствует. Таким образом, мы пришли к выводам: что для успешного формирования патриотических представлений, необходимо, чтобы дети как можно раньше увидели патриотические взгляды педагогов и своих родителей и почувствовали красоту своего поселка. А так же созданная в дошкольной образовательной организации и группе система работы педагогов с детьми и родителями (законными представителями) позволяет планомерно, активно вовлекать родителей в патриотическое воспитание детей, и одновременно оказывать помощь и поддержку родителям (законным представителям) в вопросах патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным поселком позволило обогатить представления детей о прошлом и настоящем родного поселка Софрино, воспитать чувство любви и гордости за людей, которые в нём живут. Активные формы взаимодействия способствовали пробуждению у детей естественного интереса к родному поселку, вызвали эмоциональный отклик на события общественной жизни поселка Софрино. Участие всех участников образовательного процесса в праздниках и традициях поселка Софрино вызвали гордость за свою Малую Родину.
Библиографический список
1. Алексеева О. Задания для маленьких патриотов / О. Алексеева, Л. Петропавловская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 2.
2. Воротынцева О. Как научить детей любить Родину / О. Воротынцева // Предшкольное образование. – 2009. - № 2. – (проект «Я-гражданин, патриот»)
3. Гогоберидзе А. Маленькие граждане большой страны / А. Гогоберидзе // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 3.
4. Деркунская В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников / В. Деркунская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 4.
5. Ермакова Т. В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников / Т. В. Ермакова // Методист. – 2014. - № 3. – С. 66-68