гулина людмила михайловна
Занятие «Испытание магнита. Компас»
▼ Скачать + Заказать документы
«Испытание магнита. Компас.»
Программное содержание: познакомить детей с физическим явлением «магнетизм», с особенностями магнита; помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельных компасов. Рассказать о использовании магнита в компасе.
Публикация «Занятие „Испытание магнита, Компас“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
Материалы и оборудование. Блюдце, стакан с водой, магнитик в форме палочки, крышка, компас. Магнит, обычные иголки, растительное масло, алгоритм проведения опыта, кусочек ткани, картинки с изображением металлических предметов.
Методические приемы:
Организационный момент:
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Основная часть:
I. Артикуляционная гимнастика:
*«Трубач» -- стоя, руки сжать в трубочку, поднять вверх. Вдох, медленный выдох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф». Повторить 4-5 раз.
*«Маляр» - широко открыть рот, коснуться кончиком языка мягкого нёба и провести им вперед-назад.
*«Заводим миксер» - улыбнуться, открыть рот. Во время длительного произнесения звука: д-д-д-д за верхними зубами быстрыми движениями производить частые колебательные движения из стороны в сторону.
II. Постановка исследовательской задачи.
Познакомить детей с магнитом и его свойством притягивать металлические предметы.
-Уточнить правила безопасности. (Все опыты выполняет воспитатель.)
Опыт №1.
Дети под руководством воспитателя рассматривают иглу, определяют материал, из которого она сделана. Положить иглу в стакан с водой:
-Что произошло с иглой? (Утонула.)
-Почему? (Потому что она металлическая.)
Предложить назвать варианты, как достать предмет, не замочив руки (вылить воду, поднять с помощью другого предмета: сачка, магнита, поднося его к стакану).
Фиксирование результатов эксперимента.
Дети приклеивают картинки с изображением металлических предметов.
Вывод. Магнит притягивает металлические предметы.
Опыт №2. Педагог спрашивает у детей, что будет с булавкой, если поднести к ней магнит (она притянется, так как она металлическая). Дети проверяют действие магнита на булавку, поднося его разными полюсами, объясняют увиденное.
Дети выполняют опыт по алгоритму: смазывают иголку растительным маслом, осторожно опускают на поверхность воды. Издалека медленно подносят магнит.
Дети смазывают намагниченную иголку жиром, аккуратно опускают на поверхность воды. Замечают направление, осторожно вращают стакан.
Затем дети сравнивают направление стрелки компаса и иголки в стакане.
Результат. В первом опыте игла разворачивается к магниту. Во втором иголка возвращается в исходное положение.
Вывод. Все это связано с действием магнитных сил Земли. Магнитные силы проходят через многие материалы. Синий конец магнитной стрелки всегда показывает на север.
III. Спросить детей о том, как путешественники находят дорогу домой и что они используют для того, чтобы узнать, в какой стороне их дом. Предложить детям рассмотреть компас, проверить стрелочку компаса на притяжение железных предметов. Дети выясняют, из чего состоит компас.
Опыт: Предложить детям произвести следующие действия: налить в блюдце воды, положить магнитик в крышку от банки, а крышку опустить на воду. Дети выполняют опыт и делятся наблюдениями.
Результат. Крышка вместе с магнитиком плавает по воде и поворачивается так, что синим концом магнит направлен на северную сторону. Если повернуть крышку в сторону, она снова повернется в сторону. Синий конец магнита всегда показывает на север.
Вывод. У магнита есть два полюса — северный и южный. Северный полюс окрашен синим цветом, а южный — красным. Из магнита всегда делали компасы. С помощью этого прибора человек мог ориентироваться в любом месте и нахо-дить дорогу - домой.
Итог: вспомнить и закрепить знания детей о свойствах магнита, компаса.