Пруненко Ирина Анатольевна
Использование занимательного материала для формирования элементарных математических представлений у дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться с вами своими наработками по использованию занимательного материала для ФЭМП у дошкольников.
Математика – наука
Хороша и всем нужна
Без нее прожить нам трудно
Без нее нам жизнь сложна.
Математику недаром называют «царицей наук». Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы наверняка хотим, чтобы ребёнок не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и ПОНИМАЛ эту науку. Чтобы достигнуть успеха на этом поприще важно учитывать следующее: язык математики – это язык абстракции, логики и символа. Чтобы действительно понимать эту науку, впоследствии, научиться решать любые интеллектуальные задачи, ребёнку, прежде всего, необходимо понять, а не заучить.
Публикация «Использование занимательного материала для формирования элементарных математических представлений у дошкольника» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2024
Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.
Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.
Игры дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени раннего детства. Психологами и педагогами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - мертвый груз.
Занимательность может быть задана необычайной формой обучения. Надо только найти золотую середину: не усложнять - дети не поймут и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться. Получая пищу для своего ума, ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им.
С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях.
Занимательный материал не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольника.
Из многообразия математических игр и упражнений наиболее доступным и интересным в дошкольном возрасте являются загадки и задачи-шутки. В ходе решения загадок математического содержания анализируется предмет как с количественной, пространственной, так и с временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения.
Используя в своей работе задачи-шутки, стремилась развить у детей находчивость, смекалку, понимание юмора.
Давайте на происходящее вокруг нас посмотрим глазами детей. Предлагаю вам математическую разминку, где вы сможете проявить свою смекалку и ответить на вопросы.
Загадки.
1. Может ли дождь идти три дня подряд? (нет, ночь разделяет дни).
2. Кто становится выше, когда садится? (собака)
3. Как только с места сдвинусь, так четверо начнут крутиться (мельница, телега).
4. Четыре брата по улицам бродят, один другого не обгоняет, один от другого не отстает (колеса автомашины).
5. Два брюшка, четыре ушка (подушка).
Для решения задачек-шуток необходимо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора.
Предлагаю вам проявить эти качества, будьте внимательными.
Задачи-шутки
1. Двое пошли и три гвоздя нашли. Следом четверо пошли, много ли гвоздей нашли? (скорее всего ничего не найдут).
2. У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (четверо).
3. Надо разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы яблоко осталось в корзине (одна должна взять яблоко с корзиной)
4. В 10 часов малыш проснулся. Когда он лег спать, если проспал 2 часа? (в 8 часов).
5. Если курица стоит на одной ноге – она весит 2 кг. Сколько будет весить курица,если будет стоять на 2- х ногах? (2 кг)
Из многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки со счётными палочками. Традиционно палочки используются как счетный материал. Однако многообразные конструктивные возможности счетных палочек позволяют формировать геометрические представления и пространственное воображение у детей. В играх с палочками создаются большие возможности для развития смекалки и сообразительности, а также активности, самостоятельности.
Давайте же попробуем с ними поиграть. Я буду давать инструкцию, а вы следовать ей.
Итак, начнем, задание 1: Мы будем делать дачный участок, на нем должен стоять дом. Сделайте дом из палочек. Посадите дерево, поставьте лавку. Вокруг участка должен быть забор, его также необходимо сделать. А теперь ответьте на вопросы.
• Что находится слева от дома?
• Что перед домом?
• Что справа от дерева?
• Где стоит лавка?
• Какой формы дом? Крыша?
Задание 2:
Отсчитайте 3 палочки и сделайте треугольник, потом отсчитайте еще 2 палочки и сделайте еще один треугольник. Вопросы:
• Сколько палочек отсчитали?
• Сколько треугольников получилось?
• Сколько четырехугольников?
Отсчитайте еще 2 палочки и сделайте еще один треугольник.
• Сколько треугольников получилось?
• Сколько палочек понадобилось на эту фигуру?
• Сколько получилось четырехугольников? Назовите их. (Одна трапеция и два ромба).
Также можно использовать карточки помощники, чтобы строить фигуры по образцу.
Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, треугольника, круга, овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Например: «Танграмм», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра».
Предлагаю попробовать это увлекательное занятие. Но необходимо соблюдать следующие правила:
• В собранную фигуру должны входить все семь частей.
• Части не должны налегать друг на друга.
• Части должны примыкать друг к другу.
• А сейчас давайте отдохнем.
Я предлагаю вам игру «Полминутки для шутки» эта игра может служить динамической паузой. Смотрите на картинки, считайте и четко выполняйте задание
• Задания:
• 1. Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов. (6)
• 2. Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас. (7)
• 3. В ладоши хлопни столько раз, сколько кружечек у нас. (9)
• 4. Сколько очков, столько язычком щелчков. (14)
• 5. На картине сколько зайчиков? Загни столько пальчиков. (15)
• 6. Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки. (16)
7. Столько глазками моргни, сколько машинок впереди. (17)
Следующий занимательный материал, с которым я хочу вас познакомить это математическая игра «Геоконт», который является прекрасным средством для развития произвольного внимания, памяти, мыслительных процессов.
«Геоконт» - её еще называют «дощечкой с гвоздиками» или «разноцветные паутинки" - представляет собой фанерную дощечку с нанесенной на неё координатной пленкой. На игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, на которые натягиваются разноцветные «динамические» резинки. В результате такого конструирования получаются предметные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы.
Прежде всего, «Геоконт» открывает путь в мир Геометрии, Об этом говорит название игры, образованное из двух слов «геометрический» «контур»,
С помощью игры дети осваивают сенсорные эталоны цвета, формы, величины, тренируют тактильно-осязательные анализаторы, Это имеет огромное значение для их дальнейшего умственного развития.
Конструирование фигур на «Геоконте» способствует максимальному развитию мелкой моторики детских пальчиков, что немаловажно для совершенствования речи и интеллекта.
В игре «Геоконт» нет возрастной градации игровых заданий, поэтому важно ориентироваться на уровень развития ребёнка, подбирая игровые задания по силам.
Для побуждения ребенка к занятиям с «Геоконтом» достаточно организовать один раз объяснение правил и задач, а доступность и технологичность материала позволят ребенку каждый раз, общаясь с игрой, открывать для себя ее новые и новые грани.
Убедиться во всем этом нам поможет практические задания, которые мы с вами выполним с помощью планшета «Геоконт».
1. Задания
Давайте, пробуем построить длинные и короткие дорожки, широкие и узкие, натягивать большой и маленький квадраты, строить дома. Попробуйте,сами придумать узор. Обязательным условием при игре является назвать форму и величину создаваемых предметов.
2. Задания, выполненные по готовым схемам, для дошкольников постарше (4-7 лет)
Педагоги пробуют выполнить любой другой понравившийся узор.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и я в своей деятельности начала изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома.
Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.
Данный лэпбук представляет материал, направленный на развитие логического мышления, внимания, памяти.
Эта папка состоит из 10 рубрик.
1. Задачи в стихах. В этой рубрике представлены веселые логические задачи в стихах. Которые также формируют навыки сложения и вычитания.
2. Веселые цифры. Здесь в веселой стихотворной форме описываются цифры, что помогает детям лучше запомнить их написание.
3. Развиваем внимание (игры на внимательность : «Найди отличия», «Найди такой же», «Найди нужный предмет»)
4. Развиваем логику. Где собраны задачи на развитие логического мышления, игра «Найди лишнее»
5. Выложи фигуру из счетных палочек
6. Сосчитай-ка. Здесь нужно сосчитать количество предметов и поставить нужную цифру. Закрепляются навыки счета.
7. Состав числа. В этом разделе расположены числовые домики, для изучения детьми состава числа.
8. Пройди лабиринт. Здесь расположены познавательные лабиринты. Прохождение по ним способствует развитию мышления, логики. А также изучению геометрических фигур и есть полезная информация о питании зверей и насекомых.
9. Математические пазлы. Собраны картинки, где нужно из частей собрать целую картину, а также закрепить написание цифр прямой и порядковый счет.
10. Картотека математических физкультминуток. Здесь расположены карточки с играми и физкультурными паузами, в которых закрепляются математические понятия.
Также вы можете познакомиться еще с некоторыми дидактическими играми.
Итак, я хочу закончить свое выступление словами, с которых начала свой мастер – класс
Математика – наука Хороша и всем нужна, Без нее прожить нам трудно, Без нее нам жизнь сложна.
И хотя математика – один из самых сложных предметов, но наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием.
Спасибо за участие!