Сидеева Рада
Использование этнокультурного материала хакасского народа в изучении родного языка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие и воспитание ребёнка нужно обязательно строить на знакомстве с историей своей малой Родины, ее бытом и традициями, так как в опыте наших предков заложены большие воспитательные возможности. Они передаются через фольклор, быт, декоративно – прикладное искусство, игры, музыку и прочее.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя, ребенок общается с другими детьми и взрослыми. Познает окружающий мир, учится осуществлять поиск, мыслить и творить. На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Так, в жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры – режиссерская игра с мелкими игрушками. Но для того, чтобы она получила свое развитие, детям необходимо привлекать игровое пространство. Таким образом для сохранения родного языка у дошкольников в современных условиях мы вместе с детьми конструировали макет «Юрты».
Публикация «Использование этнокультурного материала хакасского народа в изучении родного языка дошкольного возраста» размещена в разделах
Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, играет одну или несколько ролей. Моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме.
Игра с макетами также способствует развитию речи: во время игры дети описывают, сравнивают и рассуждают, тем самым, пополняя свой словарный запас.
В процессе игры закрепляются математические понятия, как пространство, количество, размер и цвет. Игра с макетами способствует сенсорному развитию детей: работа с разными по фактуре, качеству, форме материалами развивает чувства, активизирует мелкую моторику рук. Макет «Юрта» помогает расширять кругозор, наглядно представлять быт народов Хакасии, узнать особенности национальных костюмов народов Хакасии, увидеть среду обитания домашних животных, формировать целостную картину.
Ценность этого макета заключается в том, что на протяжении учебного года ведется работа с детьми по ознакомлению с бытом народов проживающих в Хакасии и их народным творчеством. Современные подходы к сохранению и изучению родных языков заключается в использовании интересных форм организации детей. С детьми проводятся творческие мастерские, где дети учатся лепить и разрисовывать посуду с национальными орнаментами, играть в народные игры, ставить национальные сказки совместно с воспитателем, изучать предметы быта хакасского народа. Создание атмосферы заинтересованного общения – непременное условие работы с детьми.
Ребенок имеет первичные представления об истории заселения Хакасии, о связи жизнедеятельности человека с природой, о народах Хакасии, их быте и традициях, о календарно – обрядовых праздниках, о природе и животных Хакасии, о фольклоре и творчестве. Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в группе продолжается. Действующий макет «Юрта» детского сада продолжает обновляться своими экспозициями. Стены юрты изготовлены из коробки обтянутой материей и украшена элементами из фетра. Утварь и обустройство из фетра и массы для лепки. Крыша изготовлена из алюминиевого каркаса обтянутая фетром.
У нас с детьми получился интересный макет, который понравился детям. Они с интересом принимают участие в рассматривании и беседах о этой теме. Что позволяет развивать познавательную деятельность и расширяет кругозор и словарный запас детей.
Большое значение здесь имеет опыт прошлого, приобщение детей к истокам малой родины, формирование патриотических чувств. Всё это обеспечивает связь поколений, способствует гармоничному развитию личности. Решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания. Поэтому в содержании образования включается региональный компонент, отражающий историю, культуру и традиции хакасского народа.