Виктория Синицкая
Использование элементов орф-педагогики в речевом развитии дошкольников
▼ Скачать
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 «Белоснежка»
Информационно – практико – ориентированный проект
«Использование элементов Орф-педагогики
в речевом развитии дошкольников»
Составили воспитатели:
Макарова В. П.
Мадиярова А. Г.
г. Мегион
Содержание
1. Информационная карта проекта…. …. 3
2. Введение….4
3. Актуальность проекта….…. …. 4
Публикация «Использование элементов орф-педагогики в речевом развитии дошкольников» размещена в разделах
- Методика Карла Орфа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
4. Новизна и педагогическая целесообразность проекта…. 5
5. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты…. 5
6. Концептуальное обоснование проекта. …. …6
7. Основные принципы работы в рамках проекта….7
8. Педагогические технологии….7
9. Условия реализации проекта…8
10. Этапы реализации проекта….….10
11. Целевые ориентиры…. …. …. …. …. 11
12. Основные показатели достижений детей в рамках проекта….11
13. Календарно-тематическое планирование….…. 11
14. Риски и пути преодоления рисков…. 12
15. Сравнение показателей результативности проекта в сравнении с
традиционными методиками обучения. 12
16. Вывод. ….….….…. 13
17. Литература…. … 13
Приложение №1 Примеры игр…. … 15
Приложение №2 Продуктивная и творческая работа…. … 16
Информационная карта проекта
Название проекта «Использование элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников»
Тип проекта Практико - ориентированный
Вид проекта Среднесрочный
По количеству детей, вовлечённых в проект Групповой
Форма проведения Дневная (совместная образовательная деятельность)
По уровню контактов На уровне образовательного учреждения
Нормативно-правовое обеспечение
Концепция дошкольного воспитания (1989 г.)
Конвенция о правах ребёнка (одобрена ООН 20.11.1989)
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ
Цели подбор и апробацию системы развития ребенка, основанную на связи музыки, речи, движения, познания себя и окружающего мира, творческой импровизации.
Задачи изучить альтернативные формы деятельности для всестороннего развития ребенка в рамках Орф – педагогики;
подобрать доступные фольклорные формы, для вовлечения детей в продуктивные виды деятельности;
создать базу приоритетных игр с детьми основанных на Орф подходе.
Структура и срок реализации проекта 1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Обобщающий этап. Презентация проекта.
Срок реализации: март месяц
Составитель проекта Макарова Виктория Петровна, воспитатель
Мадиярова Анастасия Григорьевна, воспитатель
Введение
«Трудно найти лучший метод воспитания, чем тот, что уже найден опытом столь многих веков; его можно вкратце определить как состоящий из гимнастики для тела и музыки для души».
Практика убеждает в том, что у большинства детей с нарушением опорно-двигательного аппарата возникают проблемы с формированием одной из наиболее сложной организованной психической функции – речи. Речевые нарушения вызываются, и повреждениями двигательных механизмов речи, и расстройствами смежных психических функций. Помимо нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи, трудности представляет выполнение движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкции. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно – временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.
Исходя из этого, на проводимой ежегодно в детском саду МПК выявляется достаточно большое количество детей, нуждающихся в логопедической помощи. Так как приоритетным направлением в работе детского сада является коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата, работа логопеда строится по типу логопункта. Учитывая, что в часть родителей по какой-либо причине не может, или не желает переводить своего ребенка в специализированную речевую группу другого ДОУ, для занятий с логопедом зачисляются воспитанники ДОУ с тяжелыми нарушениями речи: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, ОНР, заикание, алалией.
В отличии от специализированного ДОУ, задача коррекции речи на логопункте является дополнительной, поэтому в нашем случае, как нигде, очень важна и значима взаимосвязь и приемственность всех специалистов дошкольного учреждения. Реализация подхода взаимодействия способствует более высоким темпам развития речи. Результатом такой работы являются чистая, правильная речь детей, хорошая подготовка их к школе и как результат, успешное обучение в дальнейшем.
Актуальность
В настоящее время согласно ФГОС уделяется большое внимание музыкальному воспитанию дошкольников. Об этом свидетельствует неугасимый интерес к семинарам, на которых можно получить практическую помощь в изучении основ музыкальной педагогики.
В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция Карла Орфа Шульверка. "Музыка для детей" и обозначает “обучение в действии”. Это обучение и привитие любви к музыке с раннего возраста, через игру. В основу этой игры входит: движение, речь и элементарная музыка с элементами импровизации.
Проблема:
Главная задача орф-педагогики – помочь малышу раскрыть и развить собственный творческий и музыкальный потенциал. Именно поэтому в этой методике большое внимание уделяется импровизации и активации фантазии.
Новизна и педагогическая целесообразность проекта заключается:
Обучая детей навыкам коллективного музицирования, К. Орф делал упор на пение, импровизацию, движение и игру на простейших ударных инструментах (отсюда «элементарное музицирование» – состоящее из элементов). Автор разработал упражнения, песенки и пьесы, которые можно изменять, варьировать, прибавлять или придумывать вместе с детьми. Интересный материал побуждает ребенка сочинять, импровизировать, фантазировать. Основной целью занятия является не столько развитие техники игры на орф-инструментах, сколько развитие творческого начала, которое в свою очередь важно для общего развития личности («для ребенка, с ребенком, исходя из ребенка»). Одна из общих идей, лежащих в основе системы детского музыкального воспитания Карла Орфа: «Каждый, узнаёт лишь то, что сам пробует сделать (Песталоцци)».
Данная система представляет большой интерес, так как обладает рядом несомненных достоинств:
– для организации музыкальных занятий с использованием элементов системы К. Орфа не требуется специального музыкального образования;
– система обладает необходимой универсальностью, экономичностью, гибкостью, позволяющей сочетать её с различными методиками, высокой адаптивностью к различным национальным условиям, дает возможность использования лучших образцов народной культуры;
– «элементарное музицирование» учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, предполагает взаимодействие людей, которые обладают очень разными навыками, потребностями, проблемами или способностями.
– создает большой потенциал для развития и дальнейшей творческой деятельности, как детей, так и педагогов.
Главное и самое важное на занятиях «Орфикой» – это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров – детей и учителя. Это общение с полным правом можно назвать игровым. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. «В этой игровой форме не все участники должны делать то же, что остальные, но каждый…со своим личным опытом участвует в игре». Своеобразная ритуализация (повторяющаяся структура занятия) помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим участникам и радоваться их успехам и удачным находкам. Здесь в них верят, любят и поддерживают
Цель:
подбор и апробацию системы развития ребенка, основанную на связи музыки, речи, движения, познания себя и окружающего мира, творческой импровизации.
Задачи:
изучить альтернативные формы деятельности для всестороннего развития ребенка в рамках Орф – педагогики;
подобрать доступные фольклорные формы, для вовлечения детей в продуктивные виды деятельности;
создать базу приоритетных игр с детьми основанных на Орф подходе.
Ожидаемый результат:
создание базы игр на основе собранной и проанализированной информации по Орф – педагогике;
использование в работе материалов основанных на Орф – подходе для повышения мотивации в продуктивных видах деятельности;
Формы работы над проектом:
1. Информационно-аналитическая:
сбор и анализ информации по заданной теме;
2. Игровая:
ознакомление и обучение детей малым фольклорным формам в образовательном процессе;
3. Наглядно-информационные формы:
родительские собрания;
консультации;
информационные стенды.
Продукты проекта:
картотека игр, основанная на Орф – педагогике с музыкальным сопровождением;
информационно-консультативный материал для родителей;
театрализация на основе изученного материала.
Концептуальное обоснование проекта
Психолог Маслоу А. написал: «Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нам сегодня необходим человек другого качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь владеть проблемой творчески. Во времена быстрых перемен, подобных нашему, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено. Немецкий педагог и музыкант Карл Орф разработал систему комплексной музыкальной деятельности, которая строится на интеграции движения, пения и игры на специально созданных ударных музыкальных инструментах. В результате его экспериментальной музыкальнопедагогической работы было создано пособие по музыкальному воспитанию «Шульверк». Приобщение к музыке по мнению К. Орфа должно основываться на активной творческой деятельности, приносящей радость и чувство удовлетворения. Большое внимание уделяется музыкально-ритмическому воспитанию. Оно осуществляется в движении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в мелодической декламации. Значимость приобретает слово как элемент, речи и поэзии, его метрическая структура, мелодико-интонационное звучание. Это не только отдельное слово, но и рифмы, пословицы, поговорки, детские считалки, дразнилки и т. д.
Основные принципы работы в рамках проекта
1. Самостоятельное сочинение детьми музыки и сопровождения к движению, хотя бы в самой скромной форме.
2. Обучение детей игре на простых музыкальных инструментах, не требующее большого труда и дающее ощущение радости и успеха. С этой целью Орф придумал некоторые простые инструменты и использовал уже существующие. Главный 7 инструмент ребенка – он сам: руки и ноги. Ребенок свободно пробует хлопать, топать, щелкать, шлепать и т. д.
3. Коллективность занятий детей младшего возраста. Минимальная группа состоит из двух участников, каждому из которых обеспечено равноправное участие в воспроизведении или импровизационном оформлении пьесы. Максимальное количество участников группы практически не ограничено, т. е. для такого музицирования переполненные школьные классы – не помеха.
4. Предоставление детям известной свободы на занятиях: возможности хлопать, топать, двигаться.
5. Уделение с первых же дней внимания дирижированию, с тем чтобы каждый ученик мог управлять исполнением.
6. Работа со словом, ритмизация текстов, речевая основа которой – имена, считалочки, простейшие детские песни. Помимо музыкальных целей, воспитывается подсознательное ощущение гармоничности и стройности родной речи, языка. Это – основа восприятия поэзии и шире – литературы вообще.
7. Постижение учеником импровизационным путем значения интонаций при выборе наиболее точной для данного контекста. Из интонации возникает ладовая конструкция и затем – переход к пятиступенному звукоряду.
8. Музицирование в пределах пятиступенного звукоряда в течение как минимум одного учебного года, а возможно и дольше. Органичное существование ученика в пятиступенном звукоряде обеспечивает мягкое вхождение в семиступенный звукоряд.
Педагогические технологии
Взаимодействие всех участников проекта осуществляется на основе современных образовательных технологий:
личностно-ориентированная технология обучения и воспитания: обеспечение комфортных условий ребёнку в семье и дошкольном учреждении, предоставление возможности ребёнку для самореализации в игре. Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании;
индивидуального подхода - воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для деятельности. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников;
здоровьесберегающие технологии (физ минутки, пальчиковые гимнастики, подвижные и спортивные игры, гимнастика (для глаз, дыхательная, динамические паузы, релаксация, закаливания, обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье);
технология проектной деятельности одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее;
технология исследовательской деятельности: знакомство с историей своего народа; предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей;
в современном мире при всем нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видео просмотры, подбирается иллюстративный материал (сканирование, интернет, принтер, презентация); дополнительный познавательный материал к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий; оформление групповой документации по проекту; создание презентации в программе РowerРoint для повышения эффективности совместной деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Условия реализации проекта
Создание условий для реализации проекта должно обеспечить развитие личности ребенка в сфере социально-коммуникативного развития на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, себе и к другим людям.
Построение предметно-развивающей среды в ДОУ основано на Методических рекомендациях для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова и др. М. : ФИРО, 2014
Психолого-педагогические условия
Для успешной реализации проекта обеспечены психолого-педагогические условия. Это уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности через реализацию намеченных мероприятий.
Проект соответствует возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитание детей через вовлечение в совместную деятельность с детьми.
Материально – техническое обеспечение проекта
музыкальные инструменты;
спортинвентарь;
фонотека;
аудиомагнитофон;
театральные принадлежности;
Развивающая предметно – пространственная среда
Компоненты среды Оснащение
Функциональный модуль «Игровая» :
- коляски детские;
- костюмы по профессиям;
- куклы, кукольная мебель;
- модуль – основа для игры «Кухня», «Дом»;
- набор машинок;
- художественная литература, сборник стихотворений о семье, сборник пословиц и поговорок о семье.
- фотографии, семейные фотоальбомы;
- создание «Банка методических идей»,
Функциональный модуль «Физкультура» :
- мячи;
- ленты;
- обручи («Семейный круг»);
- султанчики;
Функциональный модуль «Музыка» :
- комплект видеофильмов;
- компакт-диски со звуками природы;
- сказки и музыкальные произведения
- интерактивные коммуникативные игры;
- ширмы;
Функциональный модуль «Творчество» :
- мольберт двухсторонний;
- наборы для мальчиков и девочек (машины, город, строительство…);
- разрезные сюжетные картинки;
- репродукции картин по теме проекта,
Функциональный модуль «Логопед» :
- подборка художественной литературы;
- комплекты карточек для проведения артикуляционных гимнастик;
- набор пазлов;
- набор пальчиковых кукл по сказкам;
- интерактивные коммуникативные игры;
- серии картинок (характерные виды работ и отдыха людей)
Функциональный модуль «Психолог» :
-домино логическое на тему «Семья»;
- подборка художественной литературы;
- логическая игра на подбор цветных, теневых и контурных изображений;
- интерактивные коммуникативные игры;
- набор фигурок «Семья», «Профессии»;
Функциональный модуль «Уличное пространство» : - дом игровой;
- песочница;
Этапы реализации проекта
I этап — подготовительный (накопление знаний).
разработка плана реализации проекта ;
подбор методической литературы для реализации проекта ;
подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, организация развивающей среды в группе.
II этап: Основной
разучивание и использование игр основанных на Орф – педагогике в образовательном процессе;
родительские собрания и консультации.
III этап – Заключительный
театрализация
Целевые ориентиры:
Научиться играть и петь, лучше осознавать свое тело (лучше им управлять, понять определенные закономерности музыки, тренироваться в концентрации внимания, улучшать память, ориентироваться в пространстве и времени, учиться абстрактно мыслить и узнавать разные эмоции, общаться с другими детьми. Знакомиться с различными культурами через музыку и движение.
Основные показатели достижений детей в рамках проекта:
Дети обучатся через искусство и творчество, основанное на связи музыки, движения и речи. Разовьют не только музыкально-двигательные способности (будут петь, лучше чувствовать своё тело, танцевать, играть на инструментах, но и полноценно разовьются как личность, раскроют внутренний потенциал.
Календарно – тематическое планирование
1. Родительское собрание в форме круглого стола – «Основы Орф педагогики»
Цель: Знакомить родителей с малыми фольклорными формами на основе Орф — педагогики
2. Утренний круг «Отработка лексических тем».
Цель: Включение элементов Орф – педагогики в образовательный процесс по лексическим темам в виде физминуток.
3. Продуктивные виды деятельности «Отработка лексических тем».
Цель: Использование малых фольклорных форм в виде потешек, небылиц, распевок, логоритмики.
4. Консультация для родителей «Поем, играем и танцуем вместе с ребенком»
Цель: Знакомство родителей с малыми фольклорными формами основанными на Орф – педагогике и использование их в повседневной жизни ребенка.
5. Непосредственно образовательная деятельность «Ритм, движение, музыка»
Цель: Использование Орф – приемов как неотъемлемой, сопровождающей части в образовательной деятельности.
6. Родительское собрание «Играем дома».
Цель: Обмен опытом по использованию родителями малых фольклорных форм в повседневной жизни ребенка.
7. Малые театрализованные формы «Пальчиковый театр», «Куклы би-ба-бо», «Плоскостной театр» (с использованием коммуникативного планшета и настольного плоскостного театра).
Цель: Создание атмосферы дружелюбия, радости, положительного эмоционального настроя всех участников проекта.
Риски и пути преодоления рисков
Возможное неприятие со стороны родителей, которое может проявляться в нежелании участвовать в мероприятиях. Для этого предусмотрено построение мероприятий от теоретических форм работы к практической, когда родители осознают значимость совместной деятельности. С целью активизации деятельности родителей, запланировано проведение ряда индивидуальных консультаций для родителей по теме Проекта. Также обеспечена открытость деятельности учреждения: Функционирует сайт ДОУ, имеется электронная почта.
Утеря интереса детей к деятельности. Для устранения данного риска в Проект включены инновационные формы работы с детьми, они разнообразны и как правило представлены в игровой форме. Это стимулирует познавательную активность детей.
Сравнение показателей результативности проекта в сравнении с традиционными методиками обучения
• Внедрение модели речевого развития детей через новые педагогические технологии в образовательной практике способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Дальнейшее использование разработанной и предложенной модели позволит совершенствовать поисково-исследовательскую активность дошкольников
• Результативность проекта в сравнении с традиционными методиками обучения очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Данный проект доказывает, что такой инновационный метод обучения как проектная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону достижений детьми целевых ориентиров дошкольного образования.
Вывод
Концепция педагогики Карла Орфа абсолютно созвучна с концептуальными основами ФГОС ДО, особенно в областях:
-художественно-эстетическое развитие;
-речевое развитие.
Основной целью системы является практический способ воспитания и обучения через искусство и творчество, основанный на единстве и взаимосвязи музыки, движения и речи. «С начала времен дети не любят учиться. Они предпочитают игру и любое обучение нужно подать как детскую игру» - цитата К. Орфа, поэтому использование орф-игр на занятии можно назвать «полезным баловством», это скрытое, не директивное обучение, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат, на занятии царит увлеченность, раскованность, внутренний комфорт.
Преимущества педагогики Орфа в ее универсальности, экономичности, ее можно легко сочетать с другими методиками. Она позволяет учитывать индивидуальные особенности, навыки, потребности ребенка. Сам композитор не раз говорил о том, что его работа не может считаться законченной и имеет практические безграничные возможности развития и совершенствования.
Литература:
1. «Искусство в школе» №2, №3–2005 г., №5–2005 г.
2. «Музыка в начальной школе» М. «Просвещение» 1985 г.
3. «Музыка в школе» №1–1991 г.
4. Дмитриева Л. Т., Черноиваненко Н. М «Методика музыкального воспитания» М. «Академия» 2000 г.
5. Зимина А. Н. «Народные песни с пением» М. «ГНОМ и Д» 2000 г.
6. Каптерев, П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования. // Избр. педагог. соч. М., 1982 г.
7. Князева М. М. Опыт музыкального воспитания за рубежом // Эстетическое воспитание в современном мире: Теория и практика эстетического воспитания за рубежом. – М., 1991 г. – с. 141–166
8. Назайкинский Е. В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки – М., 1980 г.
9. Программно-методические материалы «Музыка. Начальная школа» М. «Дрофа» 2001 г.
10. Сергеева Г. П. «Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе» М. «Академия» 2000 г.
11. Т. Э. Тютюнникова «Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа» М.» Астрель» 2000 г.
12. Тельгарова Р. А. «Уроки музыкальной культуры»» М. «Просвещение» 1991 г.
13. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду - М. : Просвещение, 1981 г.