екатерина коробка
Использование элементов методики Шичиды в художественно-эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Времена стремительно меняются, когда наши дети вырастут, то это будет совершенно иной мир, поэтому наша задача, как педагогов, уметь адаптироваться к новой грядущей эпохе и воспитать детей в соответствии сеё требованиям.
Человеческая память разделяется на память правого полушария и левого. Левое полушарие воспринимает и запоминает слова. Правое полушарие – картинки. Левое полушарие логически раскладывает все по порядку, и это занимает достаточно времени, правое полушарие – быстрое, оно схватывает картину моментально. Эти возможности правого полушария есть у каждого человека, но обычно мы ими не пользуемся, в результате разрушаются и теряются эти способности.
Публикация «Использование элементов методики Шичиды в художественно-эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Дети обладают необыкновенными талантами, и самый главный их талант – это психологическая мощь. А также их возможности коммуникации без слов и другие способности, на которые мало кто обращает внимание. Работая в детском саду, я поняла, что использование авторской методики японского профессора, доктора наук, исследователя в области человеческого мозга, Макото Шичиды в художественно-эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста развивает правополушарное мышление у детей.
Главная цель данной методики - развитие художественно – эстетических качеств через совершенствование правополушарного мышления у младших дошкольников посредствомразвитиявоображения, памяти, нестандартного мышления, творческих способностей.
Методика Шичиды дает не просто знания, а учит детей проявлять любовь, чувство уникальности и взаимодействия с социумом.
Цель моей работы: развитие художественно – эстетических качеств у детей младшего дошкольного возраста с помощью элементов методики Шичиды.
Мои задачи по реализации данной цели заключаются в следующем:
- создание условий для эмоционального благополучия, творческого развития ребёнка;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы;
- реализация совместной свободной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, театрализованной, музыкальной и др.);
- максимальное развитие всех органов чувств ребенка;
- контролировать развитие не левого, как это обычно делается, а правого полушария мозга;
- систематически и последовательно использовать элементы методики Шичиды.
Я не ставлю своей целью достижение высоких результатов путем форсированного формирования тех или иных навыков в художественно-эстетическом развитии младших дошкольников, но используя в своей работе элементы из методики «Малыши - гении» под редакцией М. Шичиды, стараюсь создавать условия для эмоционального благополучия и творческого развития ребёнка
Использование данной методики не обходится без применения ИКТ, т. к. они являются одним из сильных способов обогащения эстетического, творческого, эмоционального развития ребенка.
Моя работа построена на основе современных дидактических принципов, которые опираются на закономерности обучения, развития в художественно – эстетической деятельности:
1. Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материалов в определенном порядке, системе.
2. Принцип доступности - доступность и привлекательность необходимой информации.
3. Принцип опоры на позитивные начала в художественно – эстетическом, интеллектуальном, творческом и физическом развитии ребенка.
4. Принцип «Сам», человек может развить в себе те или иные творческие качества только сам, только, если захочет, испытывает потребность в той или иной деятельности.
5. Принцип комплексного и интегративного подхода – развитие у дошкольников художественно – эстетических качеств осуществляется через различные виды деятельности в системе воспитательно–образовательного процесса, использование различных видов и форм взаимодействия с детьми, т. к. творческое развитие должно пронизывать всю жизнь ребенка.
6. Принцип позитивный «центризм»-отбор наиболее актуальных для ребнка этого возраста знаний.
7. Принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызвать у детей интерес и эмоциональный отклик.
8. Принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.
Обязательным условием моей работы по данной теме, является соблюдение принципов, на которых основана сама методика Макото Шичиды
1. Любой ребенок с рождения обладает задатками гения;
2. Первое, что способствует успешному обучению - любовь родителей и благоприятный климат в семье;
3. Вмладшем дошкольном возрасте важно максимально развить все органы чувств ребенка;
4. В младшем дошкольном возрасте необходимо уделять внимание развитию не левого, как это обычно делается, а правого полушария мозга - оно доминирует всего лишь до 3-4 лет;
5. То, насколько занятия будут успешными, напрямую зависит от их систематичности и последовательности.
Для применения элементов данной методики я создала определенные условия предметно – развивающей среды для детей :
1. Уголок художественного творчества «Юные таланты» с нестандартным оборудованием: бумажные, пластиковые трафареты и яркие обводки; печати из пробок; баночки с соленым разноцветным тестом; пластилин; валики и формочки; восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, ватные палочки, трубочки, пластиковые вилки и т. д. ; шаблоны "Дорисуй картинку" для развития воображения; палитра "Веселая улитка" для закрепления цвета и т. д.
2. Оформила уголок конструирования «Умные строители» с набором конструкторов разного вида (Лего, плоскостной, блоки Дьеныша, деревянный, мягкий и др.).
3. Уголок сенсорного развития «Веселые пальчики» : мозаика, пазлы, лото, развивающая игра "Золушка"(дети перебирают горох и фасоль в разные тарелки, бизикуб; банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, камешками, песком; аудиозаписи природных шумови др.).
4. Оформила книжный уголок «В гостях у сказки»
5. Оформила папки и тематико-обучающие презентации с флеш – карточками различной тематики.
6. Собрала фоно- и видеотеку материалов для слушания музыкальных произведений в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ, а так же релаксационной направленности (сборник композиций Джефри Томпсона, звуки природы и т. д.).
7. Собрала различные виды театров в уголке «Теремок» (театр мелкой игрушки, театр на фланеллеграфе, театр с использованием различных масок, пальчиковый театр, кукольный театр, театр на магнитной доске)
В свою работу я включила следующие формы работы с детьми:
- образовательная деятельность: (индивидуальные, фронтальные и интегрированные занятия);
- познавательные беседы;
- творческая и продуктивная деятельность детей;
- праздники и развлечения;
А так же я использую следующие инновационные методы и приемы :
- наглядные методы;
- словесные методы;
- практические методы, в которых ведущими являются упражнения, игры.
В своей работе я использую педагогические технологии в условиях реализации ФГОС ДО:
- здоровьесберегающие технологии;
- обеспечение социально-психологического благополучия ребенка;
- технологии проектной деятельности с использованием методов проекта (в рамках художественно - эстетического воспитания, врамках педагогического сотрудничества детского сада и семьи по развитию у детей творческих способностей, детской художественной деятельности, моделирования;
- игровые - детские занятия с элементами сюжетно-ролевой игры, театрализованной игры, подвижной игры, участие в групповой деятельности (игры, танцы, драматизации, разного рода развлечения);
- информационно-коммуникационные технологии;
-личностно-ориентированные технологии.
Реализация элементов данной методики проходит через интеграцию всех образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
«Познавательное развитие»- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображение и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме и т. д.).
«Речевое развитие»- владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.
«Художественно-эстетическое развитие» - становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства: восприятие музыки, художественной литературы, реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и др.).
«Физическое развитие» - выполнение упражнений, способствующих правильному формированию опорно – двигательной системы организма, развитию крупной и мелкой моторики обеих рук; овладение подвижными играми.
Моя работа с детьми проходит постепенно. От внедрения элементов методики Шичиды в работе с детьми раннего возраста и дальнейшая ее реализация с детьми младшего дошкольного возраста.
Алгоритм моей работы по реализации элементов данной методики следующий :
- анкетирование родителей детей младшего дошкольного возраста по теме : «Художественно – эстетическое развитие детей по Методике Шичиды». Результаты анкетирования показали, что у большинства дошкольников отсутствует познавательный интерес к эстетическим качествам, а также слабо развиты художественные навыки; у некоторых детей отмечается низкий уровень знаний о видах искусства; многие родители не уделяют должного внимания художественно – эстетическому развитию младших дошкольников, поэтому нарушается путь успешного раннего развития творческой личности.
- создание условий для накопления сенсорного опыта, обогащения чувственных впечатлений ребенка: обращать внимание детей на разнообразие и красоту форм, цвета, звуков, запахов в окружающем мире во время прогулок, экскурсий, в игре, в быту, в специально организованных видах деятельности. При этом очень важно развивать у детей способность видеть в окружающих явлениях, предметах, живых существах внутреннюю жизнь, наделенную понятными ребенку переживаниями, распознавать их в разнообразных проявлениях (внешнем облике, движении, поведении и пр.).
-развитие психологических процессов у детей : эмоциональной отзывчивости, эстетических эмоций, накоплению у детей ярких впечатлений об окружающем мире. Тем самым закладываются предпосылки для актуализации у ребенка художественных способностей, а также развитие художественного вкуса.
- реализация художественно - продуктивной деятельности с детьми:
Игра «На что это похоже?» (в этой игре дети учатся объяснять на ч что похожи нарисованные кляксы, отпечатки рук,облака, лужицы и т. д.).
«Волшебные подарки» (на листке бумаги нарисована геометрическая фигура, знакомая ребенку. Его задача попытаться создать из этой фигуры с помощью рисования какой – либо предмет - подарок кому либо. Например, нарисован круг, ребенок дорисовывает лучи и получается солнце).
Игры с конструктором (различные самостоятельные и по заданию взрослого постройки детей. Для этого используются разные виды конструкторов).
Игра «Что пропало, что появилось» (Игра с предметами. Показываю ребенку несколько предметов, затем добавляю или убираю незаметно для него один предмет и показываю снова. Ребенок называет, что изменилось. Карточки с изображениями. Игра проводится также, как предыдущая, только вместо реальных предметов используются карточки с изображением каких-либо вещей и предметов).
Игра «Правильно разложи блоки» (для этой игры понадобятся блоки от конструктора самых простых форм и различных цветов. Положить два уровня блочной конструкции с тремя кубиками на каждом уровне. Показать ребенку данную конструкцию, накрыть тканью, а ребенок с помощью таких же точно кубиков должен воспроизвести построенную взрослым конструкцию).
Игра «Угадать, что в коробке» (В коробку поставить три или четыре предмета и накрыть их тканью. На мгновенье ткань удаляется и ребенок запоминает вещи, затем коробка покрывается снова тканью. Попросить ребенка сказать, что было в коробке).
Рисование с помощью разнообразных нетрадиционных техник.
«Флеш-карточки»(показ быстро меняющихся карточек с изображениями различной тематики. На каждую тему необходимо не менее 10 карточек с изображениями).
- использование музыкальных произведений для развития музыкальных способностеймладших дошкольников : альфа-музыка – Шичида ее рекомендует включать в начале занятия и слушать в фоновом режиме в процессе игр, свободной деятельности, в некоторых моментах организованной деятельности. Альфа-музыка помогает активизировать правое полушарие мозга. Ритмопластика, музыкальная пауза, танцы (сюда входят любые веселые песни или мелодии, которые нравятся детям, под которые дети танцуют)
В театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста, я использую следующие игры и упражнения:
«Воображаемые истории» ( сказать ребенку следующее:«Сейчас ты в тихом лесу. В лесу удивительные животные. Ты входишь в лес. Красивая белка встречается тебе на пути, она смотрит на тебя. Скажи: «Привет белка». Белка улыбается и говорит: «Привет. Добро пожаловать в наш лес!» Что же должно произойти дальше?»Дальше, как пишет Шичида, воображение само поведет ребенка. Попросить ребенка запомнить, что он видел во время визуализации, и рассказать когда вернется. Начинать нужно с коротких легких «путешествий»).
«Притвориться (сделать вид) что играешь» (попросить ребенка представить, что он стал бабочкой, пчелкой, мухой. Посмотри в угол комнаты там цветочная поляна. Очень много нектара в цветах. Давайте подлетим туда сядем на цветок и будем есть нектар. Вот ты летишь на своих крыльях. Ты в цветке. Попробуйте нектар и скажите, какой он на вкус»).
Любые сюжетно-ролевые и театрализованные игры.
Как правило ребенок и родитель – это единое целое. А совместная деятельность всегда эффективна. Для этого я на родительских собраниях рассказываю о реализации ОО «Художественно - эстетическое развитие» и знакомлю их с целями и задачами этой области. Тем самым я подвожу родителей воспитанников к тому, что закрепление навыков художественно - эстетического развития малышей должно быть в тесном сотрудничестве: детский сад – дом.
В работе с родителями использую разнообразные формы :
- консультации
- круглые столы
- папки - передвижки
Работа по теме в данном направлении ведется в тесном сотрудничестве с педагогическим коллективом ДОУ, в форме консультаций, круглого стола, «Школы общения», педагогических советов, семинаров.
Результатом работы считаю то, что дети с радостью бегут на занятия, где они получают эмоциональный подъем, выявляют у себя позитивные качества характера.
Я планирую продолжать работу по данному направлению, внедряя инновационные технологии развивающего обучения, такие как метод проекта.
Данная методика может успешно использоваться педагогами – дошкольниками, родителями для художественно – эстетического развития детей младшего дошкольного возраста, повышения уровня развития творческих способностей и эмоциональной сферы. Она доступна, интересна и вариативна.