Светлана Лушняк
Использование дидактического тематического куба для развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня представляю вам новую разработку «Тематический (экологический) стенд – куб», которая заняла второе место в региональном этапе всероссийского экологического конкурса «Эколята дошколята».
«Экологический стенд - куб» разработан творческой группой педагогов для самостоятельной и совместной деятельности детей от 5 до 7 лет, педагогов и родителей. Стенд используется в педагогическом процессе экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.
Публикация «Использование дидактического тематического куба для развития речи дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Через комбинацию наглядных и действенных средств, для ознакомления детей с окружающим миром, который способствует реализации основных целей экологического воспитания дошкольников и стимулирует их активность в речевом развитии. Используется для получения естественно научных представлений о живой и неживой природе детей и практического закрепления знаний о природе, умений и навыков, полученных из наблюдений, экспериментов, рассматривания картинок, составления рассказов, чтения, слушания, или с помощью творческой деятельности: создания рисунков, аппликаций, поделок.
Его тематика сменная, соответствует недельной лексической теме.
Цели и задачи создания стенда:
• расширение кругозора детей относительно окружающего мира;
• развитие всех компанентов речи;
• стимулирование интереса к познанию, проявлению любознательности; учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.
• развитие логического мышления, внимания и наблюдательности;
• формирование представлений о прекрастном, творческого видения мира;
• приобретение трудовых навыков по уходу за растениями и животными;
• воспитывать желание принимать участие совместно с взрослыми в практической природоохранной деятельности, экологических праздниках, включая День Земли;
• воспитывать бережное отношение к миру природы;
• закреплять правила экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе, в быту и навыков ресурсосбережения.
При всей простоте конструкции он очень компактен, выставляется, как стенд или как куб, поэтому будем его называть либо стенд, либо куб. Позволяет применять его в различных видах деятельности; подгрупповой, индивидуальной работе с детьми и даже с родителями. Он помогает организовать предметно-развивающую среду группы. Куб имеет две стороны, одна для работы с родителями, вторая сторона для самостоятельной работы детей
«Экологический куб» имеет четыре функциональных раздела, посвящё нных каждому из героев эколят: Умнице, Шалуну, Тихоне и Ёлочке и заполняется по любой лексической теме ( Н: «Перелётные птицы).
Для работы с родителями пособие используется, как раскладушка или ширма в холле группы. Там родители могут познакомиться с информацией, либо забрать часть материала и выполнить задание дома вместе с ребенком.
В разделе «Это интересно» родители получают кратко изложенную, интересную и познавательную информацию, которую в эмоциональной форме передают ребёнку. Полученные знания побуждают к речевому общению, развитию монологической и диалогической речи детей, соответственно запоминанию важной информации.
( Н: Информация для родителей о перелетных птицах из красной книги Липецкой области)
В разделе «Акции, конкурсы» представлена информация для родителей о проводимых группе акциях и конкурсах. Совместная деятельность всегда требует речевого взаимодействия и нуждается в корректировке совместных действий.
( Н: Акция «Принеси старый носовой платок», Конкурс «Самый веселый скворечник»)
В разделе «Творим вместе» представлены мастер классы по изготовлению каких-либо поделок, сувениров с подробным пошаговым описанием, с опорой на схемы и мнемотаблицы, которые так же можно делать с детьми и творить.
( Н: МК «Птица счастья» из старого носового платка, совместно с ребенком)
В разделе «Играем с детьми» представлено огромное количество совместных игр, заданий, упражнений. В том числе и речевые, которые можно проводить с детьми. Это Словесные игры с мячом на развитие речи, формирования лексико грамматических категорий и навыков словообразования: «Подбери слово», «Один - много», «Наоборот», «Продолжи ряд», «Назови ласково», «Верно - неверно» и др. Словесные игры на развитие логического мышления «Кто лишний», «Почемучка», «Что сначала, что потом» отгадывание загадок и др. Игры способствующие восприятию картины, серии картин. Пересказы сказок и рассказов по сюжетной картине, с опорой на серию сюжетных картин, творческие зарисовки и т. п.
Детская сторона выставляется в виде куба. Ребенок может попросить педагога в свободное время поставить ему стенд для самостоятельной работы и выглядит он, тогда как куб. В таком варианте он устойчив и за ним могут работать от четырех до восьми ребят. И хотя все продуманно для самостоятельной работы, дошкольник может всегда получить совет, помощь, поддержу, если у него возникли какие-то затруднения.
При разработке куба были учтены, все возрастные особенности старших дошкольников. Все материалы, помещены в разделы и доступны для самостоятельной работы, игр и экспериментов. Каждый раздел состоит из двух разных файлов, с которыми удобно работать детям самостоятельно.
Например, в разделе «Экспериментируем» ребенку предоставлена схема эксперимента и материал для него. В самой теме зашифрован в виде образов вопрос и подсказка. С результатами своего творчества ребенок может ознакомить группу в ходе занятий в виде «выступления», так как тема соответствует недельной теме или в свободное время.
Занимаясь за этим пособием, так же решается задача по здоровье сбережению, так как ребенок сидит прямо, а материалы расположены на вертикальной поверхности стенда.
В соответствии с определенной лексической темой педагог осуществляет подборку материала для каждого раздела и каждый день выставляет новые игры, картинки, схемы.
Ребенок берет с собой друга или общается с логотипом (эколенок, делится своими эмоциями, впечатлениями, рассказывает. В результате у него активизируется речевое общение.
Каждая сторона пособия состоит из четырех разделов.
В разделе «Играем» вместе с «Шалуном» дети открывают для себя всевозможные увлекательные игры и задания для закрепления лексической темы, совершенствования мелкой моторики и тренировки мозга, развития психических процессов, и, конечно же, всех сторон речи.
Это: графомоторные дорожки, логические таблицы, разрезные картинки. Карточки «Судоку», «Пластилиновые заплатки», «Продолжи ряд», «Найди лишнее», «Направо, налево». Игры «Подбери фрагмент», «Пройди по лабиринту», «Обведи по образцу», «Найди тень», Раскрась по образцу и др.
Работая в разделе «Экспериментируем», дошкольник учится, используя план-схему, ставить эксперимент и получать новые знания, делать выводы. «Умница» - помогает дошкольникам в проведении элементарных опытов и экспериментов с лабораторным оборудованием
( Н: найти ответ «Почему птицы не летают в сильный дождь)
Когда ребенок получает знания самостоятельно, у него возникает потребность внутренний посыл к передаче данных знаний. Развивается эвристическое мышление, а это соответственно основа для речевого творчества.
Раздел «Творим» наполнен мнемотаблицами с пошаговыми схемами для создания рисунков и поделок по теме. В гостях у «Елочки» дети занимаются творчеством: рисуют, лепят, мастерят поделки из природного и бросового материала, организуют выставки - конкурсы детского и семейного творчества.
И здесь у ребенка возникает радость от созданного им результата. А изготовленная работа всегда помогает при создании творческого или описательного рассказа.
( Н: Пошаговое рисование уточки с последующим составлением рассказа о ней)
В разделе «Рассказываем» вместе с «Тихоней» воспитанники составляют простые и сложные предложения, рассказы разных видов, сказки, ведут беседы. Соответственно, у них активизируется словарь, формируются грамматические навыки, совершенствуется монологическая и диалогическая речь. Раздел наполнен разнообразным материалом, заданиями, картинками, схемами для составления повествовательных и творческих рассказов, рассказов описаний, дифференциаций, сравнений, упражнениями на развитие связной речи.
Детям очень нравится заниматься с кубом, открывать для себя что-то новое.
В заключении хотелось бы отметить что, в процессе использования данного пособия одновременно формируются экологические знания дошкольников и решаются разнообразные задачи: обогащение сенсорного опыта детей, совершенствование аналитического восприятия, развитие познавательной активности детей, умение самостоятельно организовывать игры и упражнения, воспитание доброжелательных отношений со сверстниками в процессе совместной деятельности, развитие всех сторон речи.