Галина Казарова
Конспект занятия «Использование технологий моделирования представлений о времени. Знакомство с календарём»
▼ Скачать +Заказ
Ход ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Воспитатель: Всем доброе утро! Дети, у меня сегодня очень хорошее настроение, и я хочу поделиться с вами им! Давайте возьмёмся за руки. Что вы, чувствуете? (тепло, руку друг друга) Давайте пожелаем друг другу успеха, поддержки, приятного настроения и хорошей работы.
(Стук в дверь) Кто-то идёт к нам в гости. Кто же это?
Незнайка: - Можно к вам?
Воспитатель: - Здравствуй, Незнайка! Ты снова пришёл к нам в гости.
Публикация «Конспект занятия „Использование технологий моделирования представлений о времени, Знакомство с календарём“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Незнайка: -Здравствуй те, ребята! Я пришёл к вам за помощью. Меня пригласили на День Рождения, «когда будет второй месяц весны, вторник первой недели, в обед», а когда это будет я не знаю! У меня в голове как всегда всё перемешалось.
Воспитатель: дети, поможем Незнайке? (да)
А ты, Незнайка, садись с ребятами и послушай, о чём мы сегодня будем говорить, и всё запоминай.
Воспитатель: Сегодня мы закрепим знания о разных временных промежутках, познакомимся с основными правилами отсчета времени.
Игровое упражнение с моделью «СУТКИ».
Воспитатель: Посмотрите внимательно на эту схему. Вспомните, модель какого промежутка времени она изображает? Из каких частей состоят сутки, нам расскажут ребята (дети читают стихи).
1. Солнце яркое встаёт
Петушок в саду поёт
Наши дети просыпаются
В детский садик собираются.
2. Целый день, целый день
В игры нам играть не лень
Днём мы любим заниматься,
Прыгать, бегать, кувыркаться.
3. За окном уже темнеет
Бабушка тихонько дремлет,
Посмотри скорей в окно
Огоньков полным полно.
4. Спят медведи и слоны
И лиса и ёжик
Все вокруг спать должны
Папы, дети тоже.
Воспитатель: О каких частях суток рассказали дети?
Воспитанники: Рассказали об утре, дне, вечере и ночи.
Воспитатель: Из скольких частей состоят сутки?
Воспитанники: Сутки состоят из четырёх частей.
Воспитатель: Как вы думаете, какое время суток отмечено на модели серым (черным, белым и розовым?
(воспитатель выкладывает поочередно картинки с изображением зубной щетки, подушки, тарелки, игрушки и т. д. и просит детей ответить на вопросы)
Воспитатель: Подумайте и скажите, чем будут различаться модели летних и зимних суток. Почему на модели летних суток белого цвета больше, чем на модели зимних суток?
Воспитанники: Потому что летом дни длиннее, чем зимой.
Воспитатель: Изменяется ли последовательность частей суток?
Воспитанники: Не изменяется.
Воспитатель: А как изменяется длительность дня и ночи в зависимости от времени года?
Воспитанники: Зимой ночи длиннее, чем летом, а дни короче.
Воспитатель: Незнайка, ты запомнил, когда бывает утро, день, вечер, ночь?
Работа над закреплением понятия «неделя»
Воспитатель: Дети, как называется промежуток времени, состоящий из семи суток?
Воспитанники: Неделя. (воспитатель предлагает поиграть в игру «Лови, бросай, дни недели называй!»)
Воспитатель: Назовите дни недели по порядку?
Как называется первый день недели, пятый, шестой?
В какие дни недели мы не ходим в детский сад?
Какой день недели между четвергом и субботой?
(ответы детей).
Воспитатель: Дети, давайте попробуем изобразить модель недели. Для этого нам необходимо вспомнить, сколько дней в неделе. Каждый день постарайтесь изобразить разным цветом.
(Дети на листе бумаги или в рабочей тетради изображают модель, используя цветные карандаши. Затем вместе с педагогом они рассматривают изображенные модели, делают вывод, почему модели, в которых дни недели изображены по кругу (в виде цветка с семью лепестками или зонтика с семью секторами, кольца, окрашенного в семь цветов, наиболее точно представляют неделю - так как дни недели повторяются в определенном порядке, когда заканчивается одна неделя, начинается другая).
Воспитатель: Ну,что, Незнайка ты запомнил, что такое «неделя»?
Сравнение моделей «СУТКИ» и «ВРЕМЕНА ГОДА»
Воспитатель: Дети, мы уже знакомились с этой моделью времени. Давайте вспомним, это модель чего?
Воспитанники: Модель года
Воспитатель: Чем отличается и чем похожа модель года на модель суток?
Воспитанники: Они похожи тем, что модель суток и модель года состоит из четырех частей, а отличаются цветом секторов.
Воспитатель: Что на модели года мы отмечаем синим (зеленым, красным и желтым?
Воспитанники: Времена года. Синий цвет – это обозначение зимы, зеленый цвет – весны, молодой листвы, травы, красный цвет обозначает лето красное, жёлтый цвет - осени, золотых листьев.
Воспитатель: Обратите внимание, что на модели времен года все секторы равные по величине, а на модели суток розовая и серая части значительно меньше, чем черная и белая. Как вы думаете, почему?
Воспитанники: Потому что все времена года по длительности равны, а части суток разные, утро и вечер короче дня и ночи.
Игровое упражнение «Когда это бывает?»
Воспитатель: А теперь я буду загадывать загадки, а вы с помощью модельного знака покажете, когда это бывает.
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает – когда это бывает?
(Воспитанники показывают карточку зеленого цвета, символизирующую весну.)
Воспитатель: Очень душно, очень жарко, солнце светит ярко-ярко.
Побежим купаться, рыбками плескаться!
(Воспитанники показывают карточку красного цвета, символизирующую лето.)
Воспитатель: Утром мы во двор идём, листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят и летят, летят, летят.
Воспитанники (показывают карточку желтого цвета, символизирующую осень.)
Воспитатель: Дел у меня не мало: я белым одеялом
Всю землю укрываю, всю землю убираю,
Белю поля, леса, дома, а зовут меня?.
(Воспитанники показывают карточку белого цвета, символизирующую зиму.)
Воспитатель: Какое время года между зимой и летом?
Какое время года предшествует осени?
В какое время года мы отмечаем праздник Новый год?
В какое время года птицы улетают в теплые края, листья опадают?
(ответы детей).
Воспитатель: Незнайка, тебе понравились ответы детей? (да)
А сейчас становись с ребятами на разминку.
Физкультминутка:
«В понедельник я купался…
А во вторник рисовал…
В среду долго умывался…
А в четверг в футбол играл…
В пятницу, я прыгал, бегал
Долго, долго танцевал…
А в субботу в воскресенье
Целый день я отдыхал!»
Знакомство с разновидностями календарей.
Воспитатель: Ребята, знаете ли вы, с помощью чего мы узнаем, какое сегодня число, день недели, месяц, год?
Воспитанники: С помощью календаря.
Воспитатель: Посмотрите, какие разные календари бывают. Для чего нужны календари? Чем они похожи? Календари показывают число, месяц, день недели, рабочие и выходные дни обозначены разным цветом: рабочие дни – черным, а выходные – красным.
Воспитатель: Чем отличаются календари?
Воспитанники: Оформлением, размером, цветом.
Воспитатель: Вот этот календарь называется отрывной, в нем каждый листок – это день года. На нем указаны число, название дня недели и месяца. Посмотрите, вот листок, обозначающий день 17 февраля, понедельник. Когда день пройдет, его нужно оторвать, за ним следует листок18 февраля, вторник. Как вы думаете, какой затем следует день?
Воспитанники: 19 февраля, среда.
Воспитатель: Настенные календари бывают разные : помесячные с перекидными 12 листами. Как вы думаете, почему листов 12?
Воспитанники: Потому что столько месяцев в году.
Воспитатель: На дорожках стоят числа, каждое обозначает определенный день года. С помощью двигающего окошка мы отмечаем сегодняшний день.
А вот этот календарь называется перекидным, в нем такие же листочки, как в отрывном, только их не отрывают, а перекидывают, перелистывают (демонстрирует перекидной календарь). Перекидной календарь обычно занимает место на письменном столе. И, наконец, совсем маленький календарик, который можно носить в сумочке или кармане, называется карманным.
Сейчас я загадаю загадку, слушайте внимательно.
Под Новый год пришел он в дом
Большим румяным толстяком.
Но каждый день терял он вес
И, наконец, совсем исчез
Воспитанники: Это отрывной календарь!
Воспитатель: Вы правильно догадались: это отрывной календарь. А кто объяснит, почему это именно отрывной календарь (ответы детей).
Знакомство с моделью года.
Воспитатель: Сегодня я вас познакомлю с необычным календарем (показывает детям модель календаря). Какой формы этот необычный календарь?
Воспитанники: Он круглый.
Воспитатель: Правильно наш календарь круглый, как наша планета, как круглый год. Скажите, какими цветами раскрашен этот календарь?
Воспитанники: Синим, зеленым, красным и желтым.
Воспитатель: Вспомните, что мы обозначали с помощью круга, разделенного на части?
Воспитанники: Мы обозначали времена года.
Воспитатель: На нашем необычном календаре мы видим, что после зимы всегда бывает весна, а за нею лето, вслед за летом всегда приходит осень, и опять времена года повторяются в строгой последовательности, сменяя друг друга. Как только заканчивается один год, начинается следующий
Воспитатель: Знаете ли вы, ребята, в какое время года заканчивается старый год и начинается новый?
Воспитанники: Зимой.
Воспитатель: Обратите внимание, что на нашем календаре каждое время года разделено на части. Как вы думаете почему?
Дети: Потому что в каждом времени года три месяца.
Воспитатель: Назовите самые холодные зимние месяцы? А теперь подскажите, какие же в году самые жаркие месяцы? Сколько всего в году месяцев? Назовите их по порядку (ответы воспитанников)
Игровое упражнение «Найди ошибку»
Воспитатель: март, апрель, сентябрь…
Воспитанники: март и апрель – это весенние месяцы, а сентябрь – осенний.
Воспитатель: июль, август, декабрь…
Воспитанники: июль и август – это летние месяцы, а декабрь – зимний месяц
Воспитатель: июнь, январь,февраль…
Воспитанники: июнь – летний месяц, а январь и февраль – зимние.
Воспитатель: Дети, давайте наконец объясним Незнайке, когда ему надо идти на день рождения! (когда будет второй месяц весны, вторник первой недели, днём)
Игра детей группами на закрепление
(умение составлять модель суток, модель недели и модель года)
Воспитатель: Сегодня мы познакомились с необычным календарем. На нем нет цифр и букв, но с помощью условных изображений мы легко можем проследить последовательность времен года, месяцев в году. Как вы думаете, для чего календарь нужен человеку? Что вы узнали нового, необычного о календарях? (ответы детей).
Рефлексия
Воспитатель: Дети, что вам больше всего понравилось, и что запомнилось сегодня?
А мне тоже очень понравилось, как вы работали, я хочу подарить вам всем карманные календари.