Ольга Родионова
Использование технологии ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование технологии ТРИЗ
2 слайд: Как нам всем известно - одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного стандарта дошкольного образования являются - Развитие творческих способностей ребенка.
Использование ТРИЗ – это один из лучших способов развить творческую личность.
3 слайд:
Т - теория Р – решения И - изобретательских З - задач
Разработана бакинским ученым, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем
Альтшуллером.
"ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе
точный расчет, логику, интуицию".
Публикация «Использование технологии ТРИЗ» размещена в разделах
4 слайд: Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах.
Данная теория способствует:
- развитию творческого изображения;
-развитию нестандартного мышления;
-высокому уровню познавательной активности и речи дошкольника;
-овладению основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта;
-успешному адаптированию к школе вне зависимости
от системы обучения;
5 слайд:
Приёмы технологии ТРИЗ можно использовать во всех разделах воспитания ребёнка.
6 слайд:
Одним из эффективных средств организации, проведения и отслеживания результатов обучения является интерактивная технология «Мозговой штурм»; так как дает возможность смело высказывать свои мысли, развивать идею друг друга.
Мозговой штурм – это технология решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при которой детям предлагают высказать как можно больше вариантов решения, в том числе самых фантастических. Возможный порядок проведении мозгового штурма: разделить детей на 2 группы. Одна «Генераторы идей», другая «Эксперты». Обьяснить детям правила игры, рассказать об обязанностях обеих групп. Подчеркнуть, что высказывать можно любые идеи, чем больше. тем лучше. Затем дать слово экспертам. Важно выслушать каждого ребенка, дать возможность ему высказаться. Похвалить каждого ребенка.
Темы могут быть различные.
• Как уберечь продукты от мышей
• Как не намокнуть под дождем
• Как мышам достать сыр из-под носа кота
• Как выгнать лесу из заюшкиной избушки
• Как потушить пожар, если в доме нет воды
• Как не дать медведю залезть на теремок и развалить его
7 слайд:
Метод проб и ошибок. Самый простой метод, так как он не требует специальной организации. Метод предполагает перечисление всех возможных вариантов. Например игра. «Какие, слова обозначают название фруктов?» игра для подготовительной группы. Дети предполагают возможные варианты и составляют слова.
8 слайд:
Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Не секрет, что творческое рассказывание даётся дошкольникам с трудом в силу небольшого опыта монологической речи и бедности активного словаря.
Последовательность вопросов может быть следующей:
О ком сочиняем сказку?
Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал?
С кем он дружил?
Кто им мешал? Каким образом?
Как добрый герой боролся?
9 слайд:
Суть метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов.
Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес. Детям предлагаются 2 слова и они должны придумать фантастическое животное.
10 слайд:
2. Синектика (метод аналогий) :
а) Личностная аналогия (эмпатия).
Варианты заданий:
изобрази будильник, который забыли выключить;
покажи походку человека, которому жмут ботинки;
изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного
кролика;
представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а
хочет спеть песню. Прохрюкай знакомую песенку или промяукай.
б) Прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других
областях знаний (вертолет-стрекоза, подводная лодка-рыбы).
в) Фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как
в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы
( нарисуй свою радость - возможные варианты: солнце, цветок; изобрази
любовь - это может быть человек, растение) и т. д.
Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.
11 слайд:
Цель: выявить все возможные факты решения данной
проблемы, которые при простом переборе могли быть
упущены.
Лучше всего начинать работу по методу морфологического
анализа со сказочных образов. Например, необходимо создать
новый образ Ивана-царевича. Наше воображение рисует нам
образ молодого человека, доброго, смелого, сильного,
красивого. Не будем пока отказываться от данного образа.
Выделим основные критерии, по которым можно
охарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, место
жительства, внешний вид, средство передвижения, одежда.
Данный метод эффективен в работе с небольшим количеством
детей (от двух до пяти).
12 слайд:
Этот метод дает возможность научить детей находить
существенный признак в предмете, классифицировать
предметы и явления по общим признакам, слушать и
слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы,
точно формулировать свои мысли.
Правила игры: загадывается объект животного или
рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте.
На вопросы можно отвечать только "да" или "нет". Первые
вопросы должны быть наиболее общие:- Это живое?
- Это человек? Это животное? Это птица? Это рыба? и т. п.
Когда общая категория установлена, задаются более
конкретные вопросы домашнее ли это животное? Хищное?
Травоядное? и т. д. Далее следуют вопросы, основанные на
догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан.
13 слайд:
Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому
рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с
использованием конкретных приемов.
а) уменьшение-увеличение объекта (выросла репка маленькая -
премаленькая. Продолжи сказку);
б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);
в) дробление-объединение (придумывание новой игрушки из
частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные
части которого представляют собой части других животных);
г) оператор времени ( замедление-ускорение времени: нарисуй
себя через много лет, нарисуй какой была твоя мама в детстве);
д) динамика-статика ( оживление неживых объектов и наоборот:
Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег;
Колобок - живое тесто).
Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.
14 слайд:
Используя элементы ТРИЗ в работе с детьми,
можно реализовать кредо ТРИЗовцев :
"Каждый ребенок изначально талантлив и даже
гениален, но его надо научить ориентироваться
в современном мире, чтобы при минимуме
затрат достичь максимум эффекта"
(Г. С. Альтшуллер)
Для самообразования я предлагаю Вам методическую литературу по данной теме.
15 слайд:
При подготовке выступления я использовала следующие информационные ресурсы.