Папки-передвижки

«Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников»

Коротеева Юлия
«Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Платоновский детский сад филиал пос. Маяк «Маячок»

ВЫСТУПЛЕНИЕ

ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

«Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников»

составила: воспитатель первой кв. категории Коротеева Юлия Викторовна

Цель: повышение педагогической компетенции воспитателей, ознакомление с техникой «скрайбинга», как средством речевого развития детей дошкольно- го возраста.

«Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене. И в трамвае на окне….»

Э. Успенский

Речевое развитие по ФГОС ДО – это одна из важнейших образовательных областей. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. И сегодня я хочу с вами поделиться одной из технологий, которую использую в речевом развитии детей. Что же это за технология?

В центре внимания находится набор компетенций, которые будут востребованы в любой сфере деятельности человека.

Концентрация и управление вниманием. Помогают справляться с информационной перегрузкой и управлять сложной техникой.

Эмоциональная грамотность. Помогает сохранить себя и взаимодействовать с другими с помощью эмоций, эмпатии и сочувствия.

Цифровая грамотность. Помогает работать в цифровой среде. Будет столь же востребована, как умение писать и читать.

Творчество, креативность. Помогает мыслить нестандартно, создавать новое в условиях автоматизации рутинной работы.

Экологическое мышление. Помогает понять связность мира, воспринимать свою деятельность в контексте всей экосистемы, поддерживать эволюционные процессы.

Кросскультурность. Помогает преодолеть разрыв поколений, понять другие культуры и субкультуры, найти с ними общий язык.

Способность к обучению/самообучению. Помогает учиться в течение всей жизни и самостоятельно осваивать навыки в быстро меняющемся мире.

Основой для этого выступает устная речь. Степень ее развития у дошкольников может существенно варьировать. Так как различаются социально-педагогические условия и индивидуальные особенности развития детей. Воспитателю во взаимодействии с родителями необходимо использовать все свое педагогическое мастерство, чтобы сделать процесс речевого развития максимально эффективным.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования речевое развитие включает:

владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Однако эти компетенции невозможно сформировать без «базовых навыков», таких как, умение читать, писать и считать. Именно они начинают формироваться с самого раннего возраста.

Особую роль в речевом развитии дошкольника играет творчество. Бесспорно, самые первые годы ребенка являются наиболее сензитивными (чувствительными, восприимчивыми) для развития речи. Наличие творческой составляющей в становлении речи малыша обогащает и социализирует его с самого раннего детства.

В нашем понимании «речевое творчество дошкольника» – это речевая деятельность ребенка, связанная с восприятием литературного образа или объекта, с внутренней и внешней интерпретацией его свойств, c созданием нового словесного образа.

В структуре речевого творчества мы выделяем когнитивный, рефлексивный и продуктивный компоненты, связанные, прежде всего, с творческой мотивацией ребенка и вниманием педагога к его индивидуальным особенностям.

Наиболее известные и исследованные виды речевого творчества: словотворчество, творческое рассказывание, сочинение сказок, поэтическое творчество.

Творческое рассказывание Преобразование литературного сюжета, образов, ситуаций, действий, соответствующих основному содержанию.

Словотворчество. Придумывание ребенком новых слов.

Сочинение сказок. Придумывание детьми собственной сказки с присущими ей элементами

Поэтическое творчество. Источником развития поэтического творчества является детский фольклор: потешки, небылицы, загадки, детские стихи.

Возникает проблема, проблема создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей, достижения более высокого уровня мотивации и интереса, развития их креативных способностей, реализации творческого потенциала.

Путь ее решения очевиден. Это целенаправленная работа воспитателя и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности, применение специальных методик, использование возможностей предметно-развивающей среды.

XXI век называют веком высоких компьютерных технологий. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования открывают перед педагогом широкие возможности выбора различных форм и методов проведения образовательной деятельности, направленных на целостное, всестороннее развитие ребенка. И в первую очередь, перед воспитателем стоит задача сделать процесс увлекательным и интересным для детей.

Добиться этого возможно, используя различные современные технологии и методики. Я представляю вашему вниманию инновационную технологию – скрайбинг, технологию развития критического мышления.

Это новое иностранное слово совсем недавно появилось в сфере образования.

Так что же такое скрайбинг?

Скрайбинг от английского «scribe», что означает набрасывать рисунки или эскизы, был изобретен британским художником Эндрю Парком. Это техника презентации, в которой речь оратора иллюстрируется «на лету» рисунками на белой доске (или листе бумаги).

Используя скрайбинг, можно просто и доступно рассказать о сложном, интересно объяснить практически любой материал.

Особенность скрайбинга в сравнении с другими способами донесения информации заключается в том, что появляется возможность задействовать одновременно слух, зрение и воображение человека, что способствует лучшему пониманию и запоминанию. Ведь аудиоряд фиксируется на ключевых моментах графически.

В основе скрайбинга лежит генерирование (формирование) визуальных образов – знаков, символов, рисунков, которые мы считываем. Рисовать можно чем угодно: и фломастерами и карандашами, используя и бумагу, и презентационную доску, сопровождать это все можно пиктограммами, символами, буквами, цифрами. И самое главное в этой технологии все-таки не картинки, схемы, а история, которая ведет за собой повествование.

Кроме графических схем в виде картинок можно использовать знаковые символы, содержащие скрытый смысл. Это способствует развитию воображения, фантазии ребёнка, его способности к мыслительным операциям, что служит благоприятной основой для дальнейшего обучения детей в школе.

На первый взгляд, термин «скрайбинг» совершенно нам не знаком. На самом деле в детстве мы все были немного скрайберами. Мы раньше научились рисовать, чем писать. Изображали простые картинки и показывали родителям, объясняя, что это. С помощью обычных рисунков мы пытались передать определенную информацию, настроение, эмоции, чувства.

Использование скрайбинга на занятиях помогает детям дошкольного возраста наглядно представить, запечатлеть, а затем воспроизвести материал. Давно известно, что 80% информации человек воспринимает визуально. Поэтому устный рассказ «с картинками» запоминается намного лучше, чем обычный рассказ. Используя данную технологию, мы при этом не загружаем детей большим объемом текста, а набрасываем им упрощенные рисунки. И в итоге ребенок не только быстро запомнит, но и заинтересуется самим процессом.

Ввиду того, что мышление дошкольников отмечается предметной образностью и наглядной конкретностью, скрайбинг весьма эффективен в качестве одного из средств формирования связной речи.

Визуализация позволяет связывать полученную информацию в целостную картину. Кроме того, в дальнейшем, если дети участвуют в создании скрайбинга, у них развивается критическое и образное мышление.

Условно все скрайбинги можно разделить на несколько видов:

Рисованный скрайбинг - это ручной классический, когда взрослый или ребенок рассказывает о чем - либо и в то же время рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ. Рисование и озвучивание должны совпадать по времени.

Необходимые инструменты и материалы: презентационная доска для рисования маркером или листы бумаги формата А4, А3 (ватман); маркеры, фломастеры, цветные карандаши, краски.

Например: ребенок рисует на лист бумаги рисунки, которые ассоциируются у него с прочтением русской народной сказки «Курочка Ряба».

Аппликационный скрайбинг - техника, при которой на произвольный фон накладываются и наклеиваются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту.

Необходимые инструменты и материалы: листы бумаги или любой другой фон; набор картинок-аппликаций.

Например: Ребенок раскладывает на лист бумаги картинки для заучивания стихотворения А. Барто «Мишка косолапый, по лесу идёт».

Магнитный скрайбинг - является разновидностью аппликационного, единственное отличие - готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.

Необходимые инструменты и материалы: презентационная магнитная доска; набор готовых картинок, магниты.

Например, русская народная сказка «Репка».

Также использую скрайбинг компьютерный, но при его создании необходимы специальные программы и онлайн-сервисы.

Скрайбинг в образовании выступает методом развития интерактивного мышления, который мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы детей. Другое его достоинство – творчество, поскольку визуализация образовательного материала, порой сложного для восприятия, превращается в увлекательный процесс.

Преимущества скрайбинга:

1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ. За короткий промежуток времени можно доступно и качественно объяснить материал, донести идею.

2. УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ВИЗУАЛИЗАЦИИ. Язык рисунка понятен всем, выступает универсальным языком общения.

3. МИНИМУМ ЗАТРАТ. Для того, чтобы создать скрайб, необходимы лишь поверхность и цветные маркеры.

4. КАЧЕСТВЕННОЕ УСВОЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ И ЗАПОМИНАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ МОМЕНТОВ ПРЕЗЕНТАЦИИ. Взаимосвязь вербальной и визуальной информации помогает легко восстанавливать в памяти прослушанную информацию.

5. Возможность НЕПРЕРЫВНОГО ОБЩЕНИЯ со слушателями на протяжении всего выступления.

6. Возможность ИСПОЛЬЗОВАТЬ скрайб (общую картинку, которая получается к концу мероприятия) В ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЕ в качестве обзора всей полученной информации.

7. ЭФФЕКТ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО СЛЕДОВАНИЯ. Звуковой ряд иллюстрируется образами практически одновременно, что способствует качественному усвоению материала.

Самое главное в образовательной деятельности – это научиться использовать технологию эффективно, важен методический аспект использования скрайбинга.

Для развития речи ребенку недостаточно слышать ее. Ему необходимо видеть артикуляцию говорящего. Зеркальные нейроны мозга считают физиологической основой развития речи. Именно они способствуют автоматическим имитационным воздействиям, и ребенок лучше запоминает слова.

Рефлексия

Конечно, формат мастер-класса не предоставляет мне возможности продемонстрировать широкий комплекс методик развития речевого творчества с использованием скрайбинга. Мы ограничены во времени.

Надеюсь, что у вас все же появилось желание внедрить скрайбинг в свою работу. Ведь самым главным результатом деятельности воспитателя является личностное развитие дошкольника в процессе приобщения к разным видам социальной культуры.

О взаимосвязи речетворчества и умственного развития писала Алла Генриховна Тамбовцева: «Постигая тайны языка, ребенок проделывает колоссальную работу по анализу и обобщению явлений окружающего мира».

Несомненно, наличие творческой составляющей в становлении речи малыша обогащает и социализирует его с самого раннего детства.

Ведь современные дети другие. И это не означает, что они хуже или лучше. Просто другие.

Они привыкли воспринимать потоки пёстрой информации одновременно: видео, картинки, текст, анимация.

Они не хотят учить наизусть стихотворение и зубрить правило. Лучше с удовольствием придумают и расскажут увлекательную историю.

Лучший способ заставить современного ребенка сфокусировать внимание — сделать так, чтобы ему было интересно.

Надеюсь, что у вас все же появилось желание запустить собственный «start up» (стартап) и внедрить в свою работу скрайбинг.

Однако у вас могут возникнуть обоснованные опасения.

Например: «Я не умею рисовать». Этого не может быть! Одним из преимуществ рисования в скрайбинге является то, что образы должны быть максимально упрощёнными. Используя пять базовых элементов (квадрат, круг, треугольник, линия и точка, можно изобразить то, что вам нужно.

ИЛИ «Я не силён в монтаже на компьютере». В данное время существуют программные продукты, которые не сложнее «Wordа». Просто попробуйте.

Вы скажите: «Я не понимаю, где это применять». Поверьте, скрайбинг можно применять каждый день. Поговорите об этом со своими детьми и внуками-школьниками. Учителя используют его возможности ежедневно, визуализируя изучаемые процессы и явления с помощью мела и обыкновенной доски.

Для скрайбинга многого-то и не надо: всего лишь то, чем рисовать, то, на чём рисовать и тех, для кого эти рисунки предназначены. Ведь использование скрайбинга для речевого развития поможет поддержать опосредованную память дошкольников, существенно увеличит эффективность процесса запоминания, обогатит словарный запас, разовьет творческое воображение, критическое и образное мышление.

Желаю и вам в дальнейшем творческих успехов!

Скрайбер немного волшебник. Он умеет превращать слова и фразы в понятные рисунки или схемы. Для скрайбинга многого не надо: всего лишь то, чем рисовать, то, на чём рисовать и тех, для кого эти ри- сунки предназначены. Так что вооружайтесь мелом, фломастером или карандашом и творите! Язык рисунка понятен всем!

Публикации по теме:

Читательская грамотность. Применение технологии «скрайбинг» в развитии речи детей дошкольного возраста Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного.

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников»
Опубликовано: 1 сентября 2024 в 23:25
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Коротеева Юлия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 сентября. День солидарности в борьбе с терроризмом. Передвижка «Как говорить с...

3 сентября. День солидарности в борьбе с терроризмом Наши дети видят новости о терактах, обсуждают это с ровесниками и задают вопросы взрослым. Как рассказать им о терроризме, как сделать это...

2 сентября. День напоминания правил Детского сада. Передвижка

Начинается новый учебный год и пришла пора напомнить родителям правила посещения детьми детского сада.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД