Татьяна Тишкова
Использование технологии проектирования в обучении дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ПИРАМИДКА» Р. П. ТАТИЩЕВО
ТАТИЩЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Тема:
«Использование технологии проектирования в обучении дошкольников». Разработала
Тишкова Т. А
2022
Введение.
Публикация «Использование технологии проектирования в обучении дошкольников» размещена в разделах
Новые ценности и цели дошкольного образования, признание значимости всех субъектов образования для развития и саморазвития личности ребенка вызывают потребность поиска новых образовательных технологий, в которых есть место инициативе ребенка, сочетания свободы познания и деятельности и культуры, принятой в обществе. Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как на “саморазвивающуюся систему”, при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Одна из таких технологий – проектная деятельность.
В этимологическом словаре слово «проект» заимствовано из латыни и означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.
Впервые о «Проекте» заговорил Джон Дьюи (1859-1952, американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, политики. Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965, который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.
Технология проектирования (далее технологии проектной деятельности) делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников. В основе технологии лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение.
Также следует отметить, что в концепции стандарта дошкольного образования и концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) определены основные возрастные характеристики детей дошкольного возраста. Самостоятельность и ответственность, в частности, являются одними из них, увидеть которые можно в разных видах деятельности детей: в игре, в труде, в познании, в общении и в разных ситуациях. Опыт самостоятельной деятельности, полученной ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.
Содержание проектной деятельности обуславливается решаемыми образовательными и воспитательными задачами. Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблем, когда формируется и развивается способность ребенка самостоятельно решать их. Решая различные познавательно-практические задачи со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительнее эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к поиску новых знаний.
В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою “самость”, особенно когда необходимо: заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми); открыто и четко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе; согласовать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.
В процессе проектирования ребенок может выступать как заказчик или исполнитель и непосредственный участник от зарождения идеи до получения результата, а также эксперт.
Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем – эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем – переходит к сотрудничеству.
Из нашего опыта работы хорошо известно, что уважение к личности ребенка, принятие его целей, запросов, интересов, создание условий для самоопределения, самоорганизации активно развивает сотворчество. Огражденная от насильственного вмешательства окружающих жизнедеятельность детей проявляется в неповторимых формах игры, сказки, путешествия, приключений, экспериментирования. В развивающем пространстве детского сада дети изготовляют развивающие игры, придумывают сказки, моделируют костюмы, создают журналы и книги.
Коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе. Педагоги ДОУ, использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
И так, технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.
Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т. е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя. Иными словами, проектирование выступает как принципиально иная, субъектная, а не объектная (исполнительская) форма участия в жизни, является одним из средств социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования (и детей и взрослых).
В профессиональной деятельности педагоги самостоятельно разрабатывают и внедряют в практику самые различные темы проектов.
Преимущества проектной деятельности :
- является одним из методов развивающего обучения, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
- повышает качество образовательного процесса;
- служит развитию критического и творческого мышления.
- способствует повышению компетентности педагогов.
Таким образом, использование технологии проектной деятельности является актуальной и позволяет создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно-образовательной работы.
Цель использования технологии проектной деятельности
Основной целью технологии проектирования в дошкольной организации является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог основное внимание обращает на вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизацию желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В процессе организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста воспитатель особое внимание уделяет формированию предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитию умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формированию умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитию желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Описание порядка использования технологии проектной деятельности в практической профессиональной деятельности
Для того, чтобы дети могли осознанно осуществлять свой выбор и планировать свою деятельность, в группах должны быть центры активности, которые способствуют исследовательской и самостоятельной деятельности детей.
Игра для ребенка – это познание, а познание – это игра. Центры активности – игровые зоны, где материалы, оборудование и игрушки подобранны таким образом, чтобы стимулировать разнообразные игры и виды деятельности. Воспитатель может работать в одном из центров, переходить от центра к центру, оказывая помощь и поддержку детям, там, где это требуется, переходить от центра к центру, наблюдая за деятельностью детей, наблюдать за конкретным ребенком.
Система применения технологии проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе
Технология проектной деятельности предполагает:
- наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
- практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельную деятельность воспитанника;
- структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
- использование исследовательских методов, т. е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Последовательность работы педагога над проектом :
- педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
- вовлекает дошкольников в решение проблемы;
- намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
- обсуждает план с семьями на родительском собрании;
- обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
- вместе с детьми и родителями составляет план? схему проведения проекта;
- собирает информацию, материал;
- проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта,
- даёт домашние задания родителям и детям;
- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
- организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг, составляет книгу, альбом совместно с детьми;
- подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Разработку проектов педагоги связывают с использованием модели “Трех вопросов”. Ее суть в том, что воспитатель задает детям три вопроса:
ЧТО ЗНАЮ? ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? КАК УЗНАТЬ?
Содержание, то что дети уже знают План (тема проекта) Источники новых знаний, т. е. средства
Модель “Трех вопросов” по проекту : В гостях у сказки «Репка»
ЧТО ЗНАЮ? ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? КАК УЗНАТЬ?
- Мы знаем что есть
кукольный театр.
- Во время просмотра
соблюдать порядок.
- В театре люди
играют разные роли.
- Мы хотим узнать, как делать маски для
театра.
- Какую сказку можно
разыграть.
- Как красиво сказать
слова?
- Какие виды театра ещё
есть? - Прочитать в книгах и энциклопедиях.
- Спросить у взрослых.
- Самим разыграть
сказку.
Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: Как нам найти ответы на вопросы? Способы сбора информации могут быть различны: чтение книг, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события.
Оформление проектов требует определенной структуры: на основе изученных проблем выдвигается цель проекта, разрабатывается план движения к цели, привлекаются специалисты к осуществлению соответствующих разделов проекта. Планирование воспитательно-образовательной работы осуществляется в виде разработки и реализации “Паутинки”. Обучение и развитие детей представляют собой интегрированный процесс: каждая область детского развития связана с другими.
Системная паутинка по проекту
Познание
ведущая деятельность - познавательно-исследовательская. Чтение художественной литературы
ведущая деятельность – чтение. Коммуникация
ведущая деятельность – коммуникативная.
Социализация
ведущая деятельность – игровая. Труд
ведущая деятельность – трудовая. Безопасность
интеграция разных видов деятельности.
Здоровье
интеграция разных видов деятельности. Физическая культура
ведущая деятельность – двигательная. Формы взаимодействия с семьей и соц. партнерами.
Художественное творчество
ведущая деятельность – продуктивная. Музыка
ведущая деятельность - музыкально-художественная. Режимные моменты
интеграция разных видов деятельности.
Системная паутинка по проекту : В гостях у сказки «Репка»
Раздел программы Формы и методы работы
Социально-коммуникативное развитие:
Рассматривание иллюстраций к сказке «Репка», показ настольного театра по сказке «Репка»; пальчиковые игры: «На ладошку села кошка»,
д/ и: «Овощи», «Что растет в огороде».
Познавательное развитие:
Рассказывание русской народной сказки «Репка»,
просмотр сказки «Репка»
Речевое развитие:
Загадывание загадок об овощах и фруктах, потешки «Об овощах и фруктах»,
д/и «Что растет в огороде».
Художественно-эстетическое развитие:
Лепка «Репка на грядке»;
рисование «Репка»;
театрализация «Репка».
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Собираем корзину овощей»,
физкультминутка «В огород пойдем».
Работа с родителями
Консультация для родителей на тему: «Воспитательные и образовательные возможности театрализованной деятельности в детском саду».
Составляется план-схема проекта; происходит сбор, накопление материала; в план-схему включаются занятия, игры, экскурсии и другие виды детской деятельности; даются домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
Игровые и учебные предметы и материалы систематизируются в тематических центрах активности, перечень которых может значительно изменяться в зависимости от возрастных, групповых и индивидуальных потребностей детей, от содержания проекта. От того, насколько разнообразно будет обеспечена тема материалами, во многом зависит самостоятельность работы в центрах, и однозначно зависит деятельность работы по теме.
Завершается проект презентацией, открытым занятием. Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой, что позволяет детям почувствовать уверенность в себе, в своих силах, способствует повышению самооценки. Можно задавать детям следующие вопросы: Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше? Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило? Какое из занятий вам понравилось больше всего?
Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках НОД). Такие занятия имеют определё нную структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.
Советы воспитателю по работе над проектом
- глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметнопространственную развивающую среду;
- создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик;
- вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт;
- заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме;
- при составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу;
- тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться;
- соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом;
- в ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход;
- развивать творческое воображение и фантазию детей;
- творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений;
- ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества;
- заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.
Таким образом, проектная деятельность в образовательном процессе:
- способствует гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями, сплочению педагогического коллектива,
- даёт педагогам возможность саморазвиваться и самовыражаться, что обеспечивает потребность личности идти по ступенькам роста - от проекта к проекту.