Елена Бережная
Использование технологии лэпбука в формировании основ безопасного поведения дошкольников на улице
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях современного общества вопросы безопасности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека. Сегодня как никогда раньше мы испытываем огромную тревогу за детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.
Публикация «Использование технологии лэпбука в формировании основ безопасного поведения дошкольников на улице» размещена в разделах
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Я начала изучать и использовать в своей работе новое, интересное методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома.
Лэпбук (тематическая или интерактивная папка) является одним из средств обучения сегодняшнего дошкольника. Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга).
Представляю вашему вниманию Дидактическое пособие «Лэпбук «Правила дорожного движения «Познаём, играя». Это такая небольшая самодельная папка.
Информация в ней представлена в виде кармашков, открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков, конвертах, также используется вращающийся круг, разрезной блокнотик. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
Материалы лэпбука можно дополнять.
Предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Может использоваться как в индивидуальной работе с детьми, так и со всей
группой или подгруппой детей.
Может быть использован в тематических беседах «Наша улица», «Осторожно, дорога!», «Транспорт на улицах города», «Правила для пешеходов и пассажиров»; «Знаки дорожные - знать очень нужно», «Правила пешехода»; Дидактические игры: «Угадай-ка», «Наша улица», «Учим дорожные знаки», «Собери знак». Сюжетно-ролевая игра «Научим гостей Правилам дорожного движения»; Занятие «В стране дорожных знаков».
Цель: формирование системы представлений, умений и навыков у детей дошкольного возраста по правилам дорожного движения
Задачи: -Расширять представления детей о правилах дорожного
движения, строении улицы и дорожных знаках, предназначенных для
водителей и пешеходов.
-Развивать умение предвидеть опасное событие, уметь по возможности
избегать его, а при необходимости действовать.
-Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность,
ответственность и осмотрительность на дороге.
-Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию
коммуникативных навыков.
-Развивать связную речь, активный словарь.
-Воспитывать чувство ответственности, личной безопасности и
самосохранения.
ЛЭПБУК «Правила дорожного движения» состоит из 13 разделов:
1. Разрезные картинки «Дорожные знаки»
Данный раздел представляет конверт, в котором лежат части разрезанной картинки.
ЦЕЛЬ: Закрепление правил дорожного движения. Развитие сообразительности, зрительного внимания. Развитие словаря, грамматически правильной связной речи.
2. Разрезные картинки «Транспорт»
Данный раздел представляет конверт, в котором лежат части разрезанной картинки.
ЦЕЛЬ: Закрепление названий транспорта. Развитие сообразительности, зрительного внимания. Развитие словаря, грамматически правильной связной речи.
3. Ребусы. Данный раздел представляет кармашек с дверцами, в котором лежат карточки- ребусы по ПДД.
ЦЕЛЬ: Активизировать мыслительную и познавательную деятельность.
4. Игра «Разложи знаки по группам». Этот раздел представляет 4 кармашка и карточки, на которых изображены дорожные знаки.
ЦЕЛЬ: Развитие памяти, объяснительной речи.
Задание: Разделить знаки по принадлежности на 4 группы (запрещающие, предупреждающие, предписывающие, указательные)
5. Викторина по картинкам «Дорожные знаки»
Данный раздел представлен в виде конверта с картинками на которых изображен дорожный знак и три варианта ответов. Ребенок должен проанализировать обстановки на картинке и правильно выбрать вариант ответа.
ЦЕЛЬ: Закрепить представления детей о правилах дорожного движения для пешеходов и водителей. Развитие памяти, объяснительной речи.
6. «Подбери нужные карточки». Данный раздел представлен в виде конверта с сюжетными картинками по теме и картинками –карточками.
Ребенок должен проанализировать обстановки на картинке и правильно разложить необходимые карточки на свои места.
ЦЕЛЬ: Закрепить у детей знания о правилах дорожного движения; учить находить нужные карточки в зависимости от ситуации на дороге; развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность.
7. Дидактическая игра «Виды транспорта» воздушный, наземный, железнодорожный, водный)
Цель: способствовать формированию умения классифицировать на основе общего признака, находить сходство и различия.
Данный раздел представляет конверт, в котором лежат 4 карточки (воздушный, наземный, железнодорожный, водный) и картинки с транспортом.
8. Дидактическая игра «Найди нужный знак»
Представляет вращающийся круг, на внутреннем круге в секторах расположены знаки. В кармашке картинки с дорожными ситуациями, загадки.
Цель: Закрепить у детей знания о правилах дорожного движения; учить находить нужные дорожные знаки в зависимости от ситуации на дороге; развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность.
Первый вариант: К картинке с определённой дорожной ситуацией подбирать нужный дорожный знак, соответствующий ситуации на дороге.
Второй вариант: Ведущий направляет стрелку на какой-либо знак, ребенок называет знак и объясняет его назначение. За правильный ответ дается фант.
9. Викторина по правилам дорожного движения «Не попади в «ловушку»». Большой конверт. Раздел представлен из 10 ситуационных плакатов с задачками и ответами.
ЦЕЛЬ: Закрепить представления детей о правилах дорожного движения для пешеходов и водителей. Активизировать процессы мышления, сообразительность, находчивость.
10. Раскрась знак. Фигурный конвертик с карточками, на которых нарисованы контуры дорожных знаков.
ЦЕЛЬ: Развивать память, внимание, объяснительную речь.
11. Стихи-загадки. Раздел представляет разрезной блокнотик. Стих-загадка находится в верхнем ряду, а отгадка (картинка дорожного знака) в нижнем ряду.
ЦЕЛЬ: Развивать память, интерес, навыки чтения, воображение.
12. Нарисуй знак. Данный раздел представляет кармашек с дверцами. Внутри карточки разной формы (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).
ЦЕЛЬ: Развивать память, умение обосновать своё решение.
Развивать художественные навыки.
13. Знайкины вопросы. Раздел представлен в виде блокнотика со страницами разной длины, на которых записаны вопросы.
ЦЕЛЬ: Закрепить представления детей о правилах дорожного движения для пешеходов и водителей. Активизировать процессы мышления, сообразительность, находчивость.
В результате данной культурной практики у детей развиваются универсальные умения, такие как:
-умение планировать предстоящую деятельность;
-договариваться со сверстниками;
-распределять обязанности;
-искать нужную информацию,обобщать ее, систематизировать;
-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
-принимать собственные решения,опираясь на свои представления и умения, делать выбор;
-использовать устную речь, выражать свои мысли, отношение, желания
Лэпбук разработан для использования в совместной деятельности взрослого с ребенком (викторины, так и самостоятельной деятельности детей.