Снежана Сидоренко
«Использование технологии «Кроссенс» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование технологии «Кроссенс» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Сегодня мы встречаем всё больше технологий, которые и позволяют построить образовательный процесс интересным для дошкольников. А мы с вами помним, что использование нетрадиционных методов и приёмов обучения дают положительный результат. Их использование способствует повышению мотивации к познавательной деятельности (а это очень важно для будущих школьников, формирует навыки работы с информацией, развивает коммуникативные навыки детей, наглядно-образное и логическое мышление. Возникает вопрос: как развить логическое мышление дошкольников и его мыслительную деятельность интересно, нестандартно, но в то же время эфективно, а образовательную деятельность сделать для ребят интересной. Мы знаем с вами различные технологии развивающего обучения, назовите примеры… (такие как ТРИЗ, конечно же технология «Интеллект-карт», технология «Кластер», вспоминайте, «Синквейн» -его используют многие мои коллеги. А сегодня я предлагаю познакомиться с технологией Кроссенс.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Кроссенс. Образовательная технология
- Образовательные технологии в ДОУ
- Старшая группа
- Темочки
Идея создания данного метода принадлежит нашим соотечественникам писателю, педагогу и математику Сергею Федину (автор-составитель книги «Математики тоже шутят» логические задачи для детей). И философу Владимиру Бусленко (Владимир Николаевич Бусленко- советский ученый, доктор технических наук, философ и художник.) С чем у вас ассоциируется слово «кроссенс»? ( Ответы:кроссворд, сканворд).
Кроссенс – головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений (кроссвордов, ребусов, головоломок, загадок). Идея технологии - объединить понятия, слова и образы воедино.
Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд». Когда мы отгадываем кроссворды, то видим пересечение слов, а Кроссенс с английского означает «пересечение смыслов». Это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе сразу несколько интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса. Итак, представляю вашему вниманию Кроссенс. Вашему вниманию я предлагаю таблицы, есть уже с открытым центральным квадратом (экраном)
, а есть со скрытой разгадкой
Как видите, он размещается на поле из девяти квадратов. Но в отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Наша задача - найти связь между соседствующими картинками и определить тему кроссенса. Ответ находится в центральном квадрате.
Как вы думаете, какой темой объединены картинки в этом кроссенсе?
Ну, давайте вместе порешаем. В первом квадрате (а это левый верхний) центральной таблицы изображён художник-стаканы или баночки-масло-вода-вода раскрашена-кисти-палитра=так что же изображено в центре? Догадались? (краски)
Но в начале, следует начинать не с 9 квадратов, а с меньшего количества, н. -р с 4-5.
Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличный метод для развития логики и мышления.
А можно немного усложнить его, заменив некоторые прямые образы косвенными или символическими. Это простой способ чтения, нужно читать слева направо, двигаться только вперёд по часовой стрелке и заканчивать на центральном квадрате. Начинать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки.
Естественно, дошкольникам старшей группы 5-6 лет, сразу осилить кроссенс, состоящий из девяти смысловых картинок не по силам. Поэтому, я, основываясь на идее метода, предлагала детям для разгадывания кроссенса с полем из четырёх, а затем – из шести квадратиков. Сути метода и его педагогического значения это не меняло. А к концу подготовительной группы уже осилили кроссенс из девяти квадратов. Играть можно было как с одним ребенком, так и с группой.
Но вы должны понимать, уважаемые коллеги, что это работа не одного дня. Мы не можем показать детям таблицу кроссенс даже из 4 экранов. Спрашивая при этом разгадку. Дошкольники не поймут, о чём идёт речь. Для этого я выделила приёмы работы с детьми : логические цепочки
, «Умный блокнот», ассоциативный круг, приём прогнозирования с помощью открытых вопросов, приём подбора ассоциативных картинок на заданную тему, «Наши помощники».
Логические цепочки- нужно найти логическую связь между предлагаемыми картинками. Такая игра с картинками, смыслами и понятиями очень нравилась детям.
Ещё один приём мне помог «Умный блокнот», я его нашла у себя в литературе. Его можно заказать по интернету. Или распечатать. Этот метод используется в индивидуальной работе. Ребёнку даё тся задание:
-Какой признак объединяет картинки в одном ряду, а в одном столбце? назови.
-Найди связь между соседними картинками, назови их.
-Нарисуй в предметы, которые связаны с картинкой.
-Замени картинку на символ
Ассоциативный круг- это один из основных приёмов работы с информацией. Предлагаем картинку с ключевым словом темы на центральном круге, дети подбирают из имеющихся картинок все возможные ассоциации
, укладывая вокруг центральной, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями. Этот приём используют на первом этапе обучения, когда идёт адаптация к этой технологии.
На первой фотографии мы видим дети пользуются стрелками
, а уже на этой фоторгафии
работа проводится при помощи магнита, т. е. проверяется правильность выполненного задания. К этому приёму можно подключить приём прогнозирования с помощью открытых вопросов
-Как вы думаете, что будет дальше?- Почему вы так думаете? -А как бы вы хотели, чтобы было? Этот приём можно подключать к остальным приёмам.
Подбор ассоциативных картинок на заданную тему. Дошкольникам предлагается большой выбор картинок, и работа ведётся уже с таблицами.
«Наши помощники»- работа с символами
. Дети могут придумать эти символы и пользоваться ими. Могут вырезать из старых журналов и придумать к картинкам символы
. Итак, все эти игры подготавливают дошкольников к будущему разгадыванию кроссенса. Данная технология, своего рода, как итог всего пройденного и изученного ранее. Дети в старшем дошкольном возрасте начинают хорошо опираться на свой опыт. Используют в качестве ответов ту информацию, которую получили ранее. Вот здесь как раз прослеживается работа педагога.
Следует заметить, что дети заинтересованы не только в разгадывании головоломки, но и самому её придумать.
Хочется отметить, что во многих семьях решают кроссворды, сканворды, судоку, шарады. Тут и родители заинтересовались. Пришлось провести мастер-класс с родителями
Вот она- приемственность детского сада и семьи, и работаем мы из интересов детей. Следовательно, внедряем ФГОС.
Для меня эта технология является «палочкой - выручалочкой» : во-первых, групповая работа в форме игры способствует созданию положительного фона, атмосферы здорового соперничества. Дети раскрывают новые грани понимания привычных вещей, быстро запоминают материал, обмениваются идеями, взглядами, представлениями, это сплачивает детский коллектив. Применение технологии кроссенс позволяет создать ситуацию успеха. Дети могут начать разгадывать кроссенс не с первого изображения, а с того, которое ему более знакомо. Таким образом, каждый ребенок вносит вклад в общее дело, а это очень важно-быть значимым!
Подведем итог. «Кроссенс» - это метод, позволяющий на практике создать условия для мотивации,самостоятельного творческого поиска. Дети не только находят связи между предметами и явлениями, они углубляют свои знания, раскрывают новые грани понимания привычных вещей, т. е. развивается логическое мышление, связная речь.