Евгения Баринова
Использование техник фототерапии в психологическом консультировании и психологической коррекции
▼ Скачать
Мы все знаем что новое — это хорошо забытое старое.
Фототерапия, как психотерапевтическая методика работает с одной из форм визуального искусства – фотографией. Фотография применяется психологом в работе для решения разнообразных психологических проблем, а также для гармонизации и развития личности.
Публикация «Использование техник фототерапии в психологическом консультировании и психологической коррекции» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Фототерапия в качестве арт-терапевтического метода уже давно завоевала признание практических психологов, использующих психологию творчества, как терапевтический «ключ» к решению проблем человека. Данный метод предусматривает спонтанность фотографирования, позволяет почувствовать свободу выбора художественного материала и техники. Психолог заинтересовывает взрослого, или ребенка необычными способами работы с фотографиями. Это располагает к проявлению творчества, дает возможность ощутить уверенность в себе, и создать ситуацию успеха.
Используемый в работе педагога-психолога перспективный план коррекционно-развивающих занятий, может дополняться фото и арт-терапевтическими элементами, упражнениями, играми, сказками, позволяющими, создать атмосферу психологического комфорта и эмоционально-чувственного отношения ребенка, взрослого и т. д. к окружающему миру.
Рекомендуется в каждое занятие включать арт-терапевтические упражнения, задания, техники. Напомню, арт-терапия (дословно «исцеление творчеством») — это направление психологической коррекции, которое помогает человеку диагностировать и разрешить внутренние конфликты, осознать и выразить подавленные чувства, обрести целостность. Арт-терапевтические практики сопровождают нас всю жизнь: с первых сознательных игр до последней рассказанной истории.
Использование технологии фототерапии может стать частью работы психолога, дефектолога, воспитателя по созданию педагогической команды, по реабилитации детей «изгоев», по переориентации педагогического или родительского поведения и др. Таким образом, фотография сочетает в себе множество форм творческой деятельности, которые могут использоваться в ходе занятий в различных вариантах и сочетаниях, обеспечивая многостороннее исцеляющее, гармонизирующее и развивающее воздействие на участников.
Фототерапия связана с применением фотографии для решения различных психологических проблем, а так же для развития и гармонизации личности. Особый интерес она представляет для детей и подростков.
Занятия по фототерапии можно проводить с детьми, начиная уже с 3-4 лет, попавшими к психологу с разнообразными психологическими проблемами, такими как невротические состояния, страхи, нарушения сна, замкнутость, тревожность, эмоционально-волевые нарушения, агрессивное поведение. На занятиях можно использовать как фотографии, так и слайды.
В процессе фотографирования и просмотра готовых снимков у ребенка формируются новые представления. Благодаря объективирующей функции фотографии, ребенок осознает свою принадлежность к национальной, социальной, религиозной, культурной и др. группам, все то, что является основой для самоидентификации.
Фототерапевтические технологии в работе можно использовать как самостоятельные формы, так и включать в коррекционные программы или тренинги. Главное условие – наличие фотокамеры и желание детей. Предложенные формы фототерапии даются детям и подросткам в виде домашнего задания. В ситуации отсутствия фотоаппарата или невозможности выполнения домашнего задания можно в каждом из предложенных упражнений использовать готовые фотографии. Это снимки, принесенные детьми из семейного архива; распечатанные фото из интернета, которые в больших количествах по любым темам можно найти на страничках с фотообоями; профессиональные фотоснимки, вырезанные из журналов (в том числе по фотографии).
Техника «Слайд-терапия».
Слайд-терапия гармонично включается в программу групповых психокоррекционных занятий в детских и детско-родительских группах. Непосредственно просмотр слайд-фильма занимает 10-15 минут. Зачастую дети просят показать фильм еще раз и остановить тот или иной кадр, возможно захотят подойти к экрану и внимательно, уже с близкого расстояния, хорошо рассмотреть его, а затем придумать и рассказать сказку о заинтересовавшем объекте.
Занятие можно проводить в детско-родительской группе. Детям и их родителям продемонстрировать слайд-фильмы (это может быть видеоряд с изображениями растений, животных и насекомых, сопровождаемый музыкальной композицией). После просмотра фильма родителям и детям предложить разойтись в разные помещения. Детям можно предложить нарисовать то, что больше всего понравилось при просмотре слайд-фильма. Родителям – нарисовать тот объект, который, по их мнению, мог бы понравиться их ребенку. Когда дети и родители закончат выполнение задания - подгруппы соединить. При сравнении рисунков родителей и их детей необходимо выявить, что родители в основном не угадали, какие объекты понравились их детям. Затем предложить детям придумать сказку о персонаже своего рисунка и объяснить своим родителям, почему ими был выбран тот или иной объект.
Техника «Фоторепортаж» (Мобильный фоторепортаж).
Цель использования техники : повторное переживание события с целью отреагирования, получения эмоционально положительного ресурса, поиска новых смыслов и др.
Примерные темы фоторепортажей : «Первый день каникул (отпуска с родителями)», «Один день из моей жизни», «Один день из жизни моей группы», «Ура, день рождения!», и др.
Алгоритм работы по технике «Фоторепортаж» следующий: ребенку предлагается сделать серию снимков на заданную тему. Это должна быть фотохроника заданного темой события. Отпечатанные снимки необходимо расположить на листе ватмана по хронологии события. Каждой фотографии необходимо придумать свою рамку и название. Затем автор представляет свой фоторепортаж. При работе в группе фоторепортажи могут рассматриваться и обсуждаться в микрогруппах. Такая форма работы, несомненно, будет интересна как ребенку, так и взрослому.
Предоставляю работы наших детей и родителей
Техника «Метафорический автопортрет»
Цель работы с техникой : актуализация и выражение чувств, связанных с самоотношением, исследование и укрепление Я – концепции.
Алгоритм работы по технике «Метафорический автопортрет» следующий: детям предлагается сделать ряд снимков, по принципу игры в ассоциации. «Если бы я был растением (животным, книгой, вещью, зданием, продуктом и др.) то я был бы…. «. В центре располагают свою реальную фотографию. Вокруг нее располагают ассоциативные снимки. При обсуждении в группе дети делятся на пары, обмениваются метафорическими автопортретами и проговаривают свои чувства. Еще один групповой вариант, это когда каждый располагает ассоциативные фотографии по кругу.
Этот вид фототерапии требует использования метафорических ассоциативных карт и реального человека. В центре размещается ребенок, а вокруг него – ассоциативные карты. Психолог организует работу участников группы, где они обсуждают метафорическое сходство реального ребенка и ассоциативных изображений.
Приведу примеры упражнений из опыта работы с детьми подготовительной группы.
Упражнение «Фотоэмоции».
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Цель: изучение эмоций, развитие эмоциональной компетенции, расширение поведенческого репертуара.
Материалы: фото с изображением общающихся людей в разных ситуациях. (занятия проводятся в течении учебного года)
Упражнение «Фотоистория».
Форма работы: групповая, индивидуальная, семейная.
Цель: осмысление представленного материала, сплочение группы, обучение бережному отношению друг к другу.
Материалы: фото участников в разные периоды их жизни
Упражнение «Фотоколлаж».
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Цель: самопознание. Создание коллажей с применением Фотографий и сочинить рассказ по коллажу, далее обсуждение.
Материалы: фото
Упражнение «Я фотографирую, меня фотографируют».
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Цель: изучение телесного «Я».
Материалы: фотоаппарат
Суть данного упражнения заключается в фотографировании себя и других с последующим обсуждением: участники по очереди фотографируют друг друга, сортируют снимки на две группы: фото нравится – не нравится. Далее слушают впечатления других о себе на фотографиях. Потом участники могут создать из своих фотографий фотоальбом и сделать подписи к фотографиям.
Упражнение «Фотонастроение»
Цель: изучение своих чувств, поведенческих реакций.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Материалы: фото с пейзажами, натюрмортами и т. п.
На определенном этапе занятия (чаще в конце) предлагается участникам выбрать понравившуюся фотографию и объяснить, почему понравилась именно это фото, можно в соответствии с темой занятия попросить выбрать фотографию, вызывающую радость, например, или другое чувство и т. п.
Итак, фототерапия – это использование фотографии (и как процесса, и как результата) в лечебно-коррекционных целях. Фототерапию можно смело назвать арт-терапией, поскольку она объединяет в себе изобразительное искусство, фотографию и психотерапию.
Фототерапия, как и любой другой вид творческого самовыражения, смягчает неврозоподобные состояния и снимает общее чувство напряженности, а также развивает эстетические чувства и доверие к окружающему миру.
Я думаю, что каждый из вас согласится со мной, что «Жизнь – как фотография : получается лучше, когда ты улыбаешься».