МААМ-картинки

«Использование сюжетных картинок в развитии связной речи старших дошкольников»

Ольга Бычкова
«Использование сюжетных картинок в развитии связной речи старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

В обучении рассказыванию картина занимает почетное место. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание их речи…

Хорошая картина доставляет радость ребенку, активизирует его чувства и мысль, расширяет кругозор.

Р. И. Жуковская.

Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Умение составлять связный рассказ является составной частью одного из интегративных качеств, заложенных в ФГТ.

Публикация «„Использование сюжетных картинок в развитии связной речи старших дошкольников“» размещена в разделах

В последние годы наметилась тенденция снижения уровня речевого развития дошкольников. Дети, поступающие в школу, часто имеют недостаточный словарный запас, проблемы грамматического строя речи, слабые навыки связной речи. Проведенная в моей старшей группе диагностика умения составлять рассказ показала, что из 21 ребенка низкий уровень умений (характеризующийся тем, что дети допускают содержательные и смысловые ошибки, повторяют рассказы сверстников, имеют бедный словарный запас) проявился у 10 детей (49%). Средний уровень умений (допускают логические ошибки в рассказах, но исправляют их с помощью взрослого, достаточный словарный запас) показали 9 детей (42%).И всего 2 ребенка (9%) владели умениями, соответствующими высокому уровню (самостоятельны в придумывании рассказов, не повторяют рассказы других детей, имеют широкий словарный запас).

Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, стала вести углубленную работу по речевому развитию детей, в процессе которой заметила, что составление рассказов по серии сюжетных картинок создает у детей интерес с самых первых минут непосредственной образовательной деятельности и обеспечивает его сохранение до окончания занятия.

В методических рекомендациях Сохина, В. Гербовой, О. С. Ушаковой, Е. И. Тихеевой, Н. Г. Смольниковой серия сюжетных картинок выступает как наглядная модель связного высказывания, стимулирует поиск наиболее точных языковых средств. Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с его содержанием, соединять отдельные предложения в связный текст. У детей формируются элементар-

ные представления о структуре текста, умения использовать средства связи, обеспечивающие целостность рассказа. Поэтому я составила план работы по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картин.

Вначале я проводила тренировочные упражнения, целью которых было развивать словарь детей, формировать грамматическую правильность речи. Для этого применяла словесные и дидактические игры, такие как: «Подбери словечко», «Назови правильно», «Кто скажет красивей», «Придумай конец предложения», «Замени слово», «Назови одним словом», «Телефонный разговор», «Один спросит, другой ответит» и другие.

Основы, на которых строится речь,- это внимание, память, мышление, восприятие. Поэтому в работе с детьми широко использовала игры на развитие этих функций : например, «Запомни и повтори», «Найди недостающий», «Кто больше найдет отличий», «Чем похожи картинки», «Кто больше запомнит» и другие.

Подготовкой к рассказыванию по серии картин было составление описательного рассказа о предмете, изображенном на картине. Дети учились связно рассказывать о том, что видят. Кто (или что) изображен? Какой этот предмет? Что с ним делается? Где и когда происходит действие?

Затем описывали сюжетную картину, на которой дети учились наблюдать и выделять характерные признаки предметов и явлений, объединять предметы по группе признаков, устанавливать простейшие связи между явлениями. Например, почему решили, что действие происходит летом? Почему думаете, что мальчик испугался? Обращала внимание детей, что социальные связи можно выявить через пространственное положение человека, его позу, мимику.

Приобретенные навыки рассматривания картин и составления рассказов по ним позволили перейти к рассказыванию по серии сюжетных картин. Важно было донести до детей, что картинка из серии - это не просто картинка, а картинка с продолжением. Рассказ по серии картин также имеет свою структуру (начало, середина, конец). Освоить структуру рассказа помогли короткие художественные произведения, которые дети пересказывали. Именно на таких произведениях была применена модель текста. В дальнейшем она стала ориентиром, по которому дети самостоятельно составляли рассказы.

Литературные произведения познакомили детей с тем, что начало у них может быть разным (например, однажды…; как-то раз…; жили-были)

Прежде, чем составить рассказ, предлагала детям выложить картинки последовательно, соблюдая логическую цепочку событий. При этом ребенок сосредотачивается на сюжете : с чего все началось? А что было потом? Чем все закончилось? Во время выкладывания в начале работы наводящими вопросами способствовала размышлению ребенка и правильному расположению картинок. Когда у детей появился навык, применялось доказательство, почему именно так надо разложить картинки.

Потом предлагалось придумать название рассказа, Часто это оказывалось очень трудным заданием. Тогда предлагала сначала составить рассказ, а потом дать название.

Применяла и такой прием, как составление рассказа по плану :

1. Назвать сначала героя (или героев) .Далее излагается событие (завязка, по возможности объясняется, где и когда это происходило. Например: однажды Петя нес чашку на кухню, засмотрелся на Бобика и уронил чашку…

2. Рассказать развитие действия, установить временную и причинную связь между 2-3 эпизодами (кульминация). Например, чашка разбилась. Мама услышала звон, пришла и спросила: «Кто это сделал?» Петя сказал: «Это не я, это Бобик!». «Ах, так!- рассердилась мама - уходи тогда на улицу!» И прогнала Бобика на улицу. Это случилось зимой. На улице было холодно, дул ветер и шел снег. Бобик замерз и стал царапать лапами дверь и скулить. Петя услышал, выглянул в окошко и увидел бедного, несчастного, замерзшего Бобика. Ему стало жалко собаку и стыдно от того, что Бобик страдает из – за его обмана.

3. После этого следует окончание рассказа (развязка). Например, Петя побежал к маме и признался, что это он разбил чашку, а Бобик не виноват. Нельзя обманывать, могут пострадать другие. Бобика впустили домой.

Для составления рассказов использовала такие серии картинок :

* Старший товарищ

* Ай да малыши!

* Девочка и ее кукла

* Путешествие в зонтике

* В группе новенькая

* Как мышка кошку перехитрила

* Тяпа и Топ сварили компот

* Как птичка спасала своих птенцов

* На рыбалке

* Просто старушка

* Хитрая лиса

* Весна наступила

Работа сначала проводилась по сериям из 3 картинок, затем из 4, 5 и 6. Учитывались индивидуальные особенности детей. Чтобы каждый ребенок мог овладеть составлением рассказа по серии картинок, предлагались картинки с учетом возможностей каждого ребенка.

После освоения рассказывания по серии картинок ввела элементы творческого рассказывания. Например,1 картинка выкладывалась закрытой и детям предлагалось придумать начало рассказа по- своему. Иногда закрывалась последняя картинка, тогда дети придумывали свою концовку рассказа.

Многие родители стали активными помощниками в этой работе. Они помогали с подбором нужных картинок, знакомились с рассказами детей, которые оформлялись в записи. Для родителей были подготовлены письменные консультации, была организована игротека-подборка практических упражнений и игр на обогащение словаря в домашних условиях. Родители присутствовали на открытых мероприятиях в группе (конкурс знатоков, литературный конкурс).

Итоги диагностики умения составлять рассказ у выпускников показали следующие результаты: из 19 детей

Низкий уровень – 1

Средний уровень – 7 детей (41%)

Высокий уровень – 11 детей (58%)

Публикации по теме:

Конкурс «Утренняя звезда».Конкурс «Утренняя звезда». Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Музыка вызывает у слушателя разные чувства: радость, удивление, восхищение,.

Картины из пластилина. Мой пластилиновый музейКартины из пластилина. Мой пластилиновый музей Работы мой в технике пластинография уже многим знакомы. Сейчас хочу провести вас по своему музею из пластилиновых картин. Каждая картина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Использование сюжетных картинок в развитии связной речи старших дошкольников»
Опубликовано: 14 мая 2014 в 15:02
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Использование сюжетных картинок в развитии связной речи старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Бычкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД