Наталья Баер
Использование сюжетно — ролевой игры как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Целью детской профориентации в дошкольных учреждениях является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых. Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно-ролевые игры профессионально-ориентированной направленности. Ведь в игре можно стать кем угодно: врачом, парикмахером, поваром и т. д.
Публикация «Использование сюжетно — ролевой игры как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» декабрь 2022
И все мы знаем, что игра – ведущий вид деятельности дошкольников. В ней ребёнок развивается, черпает информацию об окружающем мире, получает различные навыки, знания и умения. Необходимо создать условия для того, чтобы сюжетно-ролевые игры были разнообразными, в которых бы дети смогли учиться строить свои отношения друг с другом, так как в этих играх чаще всего взаимодействие происходит между несколькими воспитанниками. Атрибуты для таких игр должны соответствовать возрастным особенностям детей, необходимо их размещать в группе так, чтобы дети имели свободный доступ к ним.
Ранняя профориентация призвана :
- дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
- сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
Для создания игровой среды в нашем детском саду были изготовлены напольные ширмы для сюжетно-ролевых игр.
Напольная ширма является интересным интерьером в группе, а также соответствует требованиям ФГОС, предъявляемой к развивающей предметно пространственной среде группы.
Основное преимущество ширм в том, что они легкие, дети могут самостоятельно перемещать их по группе. Ширмы изготовлены из пластиковых труб. К рамкам крепятся полотнища из ткани, они являются съемными, так как закрепляются на тесьму-липучку, что позволяет быстро и легко снять или закрепить полотна. Рамки соединяются между собой мобильными крепежами. Ширмы удобно хранить.
Все атрибуты и элементы сюжетно-ролевой игры хранятся в отдельных специальных коробках с обозначением игры.
Ширма безопасна, легко трансформируема, привлекает детей яркостью, необычностью, разнообразием содержания.
На одной стороне ширмы нашиты карманы-органайзеры, которые обеспечивают доступность мелкого игрового материала и выполнят функцию
временного хранения. На обратной стороне ширмы с помощью липучек, лент и прищепок можно закрепить иллюстрации, фотографии, рисунки для создания сюжета или рассматривания и обсуждения.
Ширма может использоваться как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и в самостоятельной деятельности детей. Варианты использования ширмы в сюжетно- ролевой игре представлены в нашем видео. Например, ширму используем как лепбук – в кармашках кроме атрибутов в отдельных конвертиках находятся различные задания и дидактические игры по ознакомлению с профессией.
Были разработаны технологические карты сюжетно-ролевых игр на каждый возраст, где прописаны цели и задачи данной игры, предварительная работа, необходимые атрибуты, предполагаемые роли (главные и второстепенные) и игровые действия, варианты начала и окончания игры; анализ игры.
В связи с выбранным приоритетным направлением деятельности нашего детского сада – безопасность, ( которая охватывает следующие виды детской безопасности: витальная (жизнь и здоровье, социальная, экологическая, дорожная, пожарная, информационная) мы сделали акцент на таких сюжетно-ролевых играх, как «Пожарные», «МЧС», «Больница», «ГБДД», «Банк», «Экологический патруль»
Играя в Пожарных, дети смогли проникнуться атмосферой настоящего пожара, примеряли на себя роль пожарного и попавших в беду людей. Ребята проявили такие качества как смелость, решительность, ловкость, силу и мужественность. Эта игра помогла научить детей правилам пожарной безопасности и получить массу невероятных эмоций, почувствовав себя героями спасая других, закрепили знания о причинах возникновения пожара.
Проигрывая игру «МЧС», ребята научились не только оказывать медицинскую помощь, но и проводить аварийно-спасательные работы. Они помогали людям, попавшим в трудную ситуацию: открыть дверь, снять кошку с дерева и т. д.
И полученные знания в этой профессии помогли нам совсем недавно спасти раненную сову, залетевшую к нам на участок. Ребята не растерялись и смело предлагали варианты по спасению птицы.
В условиях группового помещения мы с удовольствием играли в сюжетно – ролевую игру «Больница». Эта игра приблизила мечту мальчиков и девочек стать врачами максимально близко. Ребята познакомились с такими профессиями как стомотолог, кардиолог, хирург, педиатр, медсестра, формацевт. Надев костюм врача, и достав из карманчиков медицинские атрибуты, дети смогли в игровой форме узнать много полезных приёмов как помочь «больному» и самому не заболеть, запомнили названия медицинских инструментов, поняли, что таблетки не конфетки, какие полезные и вредные продукты существуют для здоровья. У детей сформировалось чуткое, внимательное отношение к заболевшим пациентам.
Во время сюжета я могу подсказать ход игры «Посмотри, Алеша, к тебе пришли еще пациенты», постепенно фиксирую внимание детей на сходство их действий с действиями взрослых. Так я формирую у детей начальные навыки ролевого поведения, умению связывать ряд действий с названием роли и атрибутами, необходимыми для этой роли: халаты, инструменты, лекарство.
Нашим детям понравилось играть в сюжетно – ролевую игру «ГБДД, автомастерская». Эта игра помогла мальчикам и девочкам попробовать себя в роли водителя, автомеханника, заправщика, пешеходов. В результате все участники этой игры научились соблюдать правила дорожного движения, закрепить правила безопасного поведения на заправках.
Родители моих воспитанников активно и с увлечением принимают участие в изготовлении атрибутов для сюжетно – ролевых игр, наши семьи поучаствовали в создании видеоролика по ПДД для детей, который есть на сайте детского сада, получили 1 место в номинации «Семейный челленджПДД174» в городской акции по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
В том году получили 3 место в городском фестивале-конкурсе «кем быть?» с сюжетно-ролевой игрой «МЧС всегда поможет»
Сейчас я веду кружковую работу со своими ребятами по теме «в городе профессий», где продолжается ознакомление с профессиями через различные виды деятельности, в т. ч. через сюжетно-ролевые игры.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей старшего дошкольного возраста в профессию взрослых.
Проведённая нами работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей, посредством вовлечения детей в сюжетно – ролевую игру, показала положительный результат – наши воспитанники стали более осторожными дома, в общественных местах, на природе, знают правила поведения на проезжей части и даже делятся своими знаниями с друзьями.