Марина Быкасова
Использование STEM — технологий в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле её эксплуататора, а как её понимающий и несущий нравственную ответственность за сохранение и совершенствование в ней всего живого и прекрасного»
А. С. Арсеньев.
Все мы - дети природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
Публикация «Использование STEM — технологий в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Началом формирования экологической культуры по праву можно считать – дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к природе, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые остаются в памяти человека на всю жизнь.
Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает : формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости бережного отношения к природе; стремление к адекватному восприятию знаний и выработке навыков по охране природы; приобщение к мировому уровню экологической культуры.
Для того, чтобы добиться этой цели я в своей работе использую разнообразные технологии.
Очень интересным для меня и привлекательным для детей является один из модулей STEM образования – мультстудия «Я творю мир».
Ключевой идеей образовательного модуля выступает создание авторского мультфильма, который становится своего рода итоговым продуктом детской исследовательской деятельности.
Создание с детьми мультфильмов с сюжетами экологической направленности - одно из эффективных средств формирования элементарных представлений у дошкольников о многообразии мира природы и воспитания этического и эстетического отношения к ней. Мультфильмы всегда привлекают детей, а сделанные вместе со взрослыми вызывают восторг и удовлетворение. Работа над созданием экологических мультфильмов способствует освоению и развитию у ребят навыков проектно-исследовательской деятельности, развитию общего кругозора, приобщению дошкольников к ознакомлению с природой, с окружающим их миром, развитию у них душевности, отзывчивости, творчества, умения замечать прекрасное в обыденной жизни. А в итоге - формированию гармоничной личности, так как создание мультфильмов - это многоплановый процесс, который интегрирует в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную.
Работая над мультфильмом, дети сами создают героев мультфильма. Они приобретают навыки коллективной и проектной работы, ведь автор мультфильма – это не только художник или скульптор, но еще и сценарист, и режиссер, и актер, и даже драматург и музыкант. И все эти профессии ребята осваивают сообща.
Все занятия строятся на творческой основе с использованием игровых ситуаций. Благодаря этому отсутствует однообразие, скука, повышается творческий интерес. Дети самостоятельно выбирают тот вид творчества, который им больше нравится.
Вместе с детьми мы создали цикл рисованных мультфильмов: «Животные Сибири. Лесная семья», «Спрятанное сокровище белок», «У медведя во бору», «Что ж ты ёж такой колючий?», «Путешествие капельки».
Пластилиновые мультфильмы: «Животные Африки», «Вот малыш жираф», «Обезьянка по деревьям скачет ловко», «Слон», «Крокодил».
Проводится большая речевая работа с детьми. Берём небольшое стихотворение и по нему создаём коротенький мультфильм.
В своей работе с детьми я широко применяю «Технологии эффективной социализации», используя такие формы работы, как «Клубный час», «Социальные акции», «Дети-волонтеры» и другие.
Посредством использования «Социальной акции» мы с ребятами реализовали проект «Сдай батарейку – спаси природу!».
Социальной значимостью работы над проектом стало то, что и воспитанники, и взрослые осознали значимость экономической проблемы переработки мусора, в частности утилизации использованных батареек.
Результатом нашего проекта стал мультфильм «Батарейка в гостях у мышки».
Моя задача, как педагога - спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы был соблюден баланс инициатив, то есть я и мои воспитанники являемся равноправными партнерами.
Используя технологию «План-дело-анализ» мы вместе выбираем тему проекта, вместе его реализуем. У детей всегда есть право выбора при выборе деятельности, способов получения информации, достижения результатов. Всегда учитываю индивидуальные особенности каждого воспитанника.
По инициативе детей реализовали проект «Животные зимой».
Результат нашего проекта - цикл мультипликационных фильмов «Как животные готовятся к зиме»
Наш детский сад выступает в роли маленьких волонтёров приюта для бездомных животных «Дружок» и «Добрые руки».
Наши ребята, педагоги и родители не остались равнодушными, изготовили листовки «Помоги друзьям нашим меньшим» и раздали жителям нашего микрорайона, рассказывали о судьбах животных попавших в приюты, читали стихи, дарили рисунки.
Благодаря акции организовали благотворительный сбор корма, необходимых вещей и лекарств, для четвероногих постояльцев, которые были переданы детьми и их родителями представителям приюта.
Ежегодная Социальная акция «Накормим птиц зимой» проводится с целью привлечения внимания детей и их родителей к проблемам зимующих птиц нашего района.
Нашей задачей стало – организовать регулярную работу «Птичьей столовой» на территории детского сада в холодное время года. Родители с большим желанием и интересом поддержали нашу акцию и изготовили разнообразные кормушки.
Дети, проявив творчество и выдумку, изготовили необычное лакомство - «печенье для птиц». Многие дети, проявив инициативу и вдохновившись идеей, изготовили угощение вместе с родителями дома и развешали лакомства для птиц в своих дворах.
По результатам социальной акции создали мультфильм «Птички зимой».
Важнейшим условием реализации образовательных областей, предусмотренных ФГОС, является экологизация среды в ДОУ, поскольку среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.
На территории нашего детского сада, с помощью всего коллектива, создали экологическую тропу, учитывая региональный компонент.
Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты: альпийская горка, цветники, огород, метеостанция, птичья столовая, озеро, муравейник.
Насыщенная событиями жизнь моих дошколят способствует формированию успешности и самореализации каждого воспитанника, углублению позитивного отношения к миру, природе. И в этом заслуга всех участников образовательной деятельности: детей, их родителей, педагогов. Ведь успешный ребенок – есть живое воплощение педагогического успеха.