Марина Бадаева
Использование средств изобразительной деятельности для формирования основ безопасности на дорогах у младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
«Использование средств изобразительной деятельности для формирования основ безопасности на дорогах у младших дошкольников».
«Самое дорогое у человека – это жизнь», - писал Николай Алексеевич Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем все изгибы и превратности нашего бытия. И от того, донесем ли мы, взрослые, до сознания
Публикация «Использование средств изобразительной деятельности для формирования основ безопасности на дорогах у младших дошкольников» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
ребенка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.
Система образования активно работает над проблемой обучения детей безопасному поведению на дорогах. Как правило, найти полностью разработанные методические рекомендации для занятий не так-то просто, ведь к дошкольникам нужен подход особый. Необходимо донести до малыша очень сложные вопросы, причем донести так, чтобы он затаив дыхание, поглощал информацию и с восторгом приходил на занятия. Сама тема «Правила дорожного движения» очень сложна для малыша, тяжела своими терминами и понятиями.
Методика работы в рамках обучения ПДД должна быть построена с учётом возрастных особенностей младших дошкольников. У них очень хорошо развито творческое воображение, которое оставляет яркие моменты в сознании детей, помогает закрепить ему полученные знания на практике, воплощая их в своих творческих работах. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, а и в близкой детям продуктивной деятельности, занимаясь художественным творчеством – рисуя, создавая композиции, аппликации, поделки из глины, пластилина и т. д. Изучая правила не только теоретически, но и практически, дети достигнут несомненных успехов в изучении ПДД.
Исходя из этого, была сформулирована цель работы по формированию у младших дошкольников основ безопасности на дорогах, через средства изобразительной деятельности. Поставленная цель реализуется в режимных моментах, благодаря игровой и продуктивной деятельности детей.
С помощью продуктивных видов деятельности, таких как рисование, лепка, аппликация, можно решить следующие задачи, поставленные в программе «От рождения до школы» под редакцией Николая Евгеньевича Вераксы.
Сегодня я хотела бы рассказать и показать, как с помощью изобразительной деятельности ребята средней группы изучают правила дорожного движения.
1. «Пешеходный переход» (аппликация)
Цель: совершенствование знаний детей о пешеходном переходе, о правилах его пересечения; закрепление умения аккуратно наклеивать полоски бумаги, пользоваться клеем.
Детям была предложена проблемная ситуация: утки с утятами нужно перейти дорогу, как сделать это безопасно? У каждого ребенка макет дороги, дети предлагают свои варианты, как помочь утке. Дети приходят к выводу, что нужен пешеходный переход. После этого им предлагаются полоски бумаги, из которых они выкладывают и наклеивают на макет пешеходный переход. Затем дополняют макет готовыми светофором и знаком пешеходного перехода, и обыгрывают ситуацию с переходом утки с утятами через дорогу.
2. Рисование «Автомобили» (рисование по трафарету).
Цель: закрепление знаний детей о правилах дорожного движения, о различных видах транспорта; совершенствование умения держать правильно карандаш.
После наблюдения за транспортом на дороге, находящейся недалеко от детского сада, детям было предложено нарисовать на подготовленном фоне с дорогой, увиденный ими транспорт по трафарету и повторить его названия.
3. «Городской транспорт» (рисование).
Цель: формирование графического навыка в передаче строения пропорций сложного по форме предмета на основе наблюдения натуры; закрепление знаний правил пользования городским транспортом.
Перед детьми была поставлена проблемная ситуация, нужно помочь кукле Даше, которая никогда не ездила на транспорте, доехать в гости к своей бабушке. После беседы и просмотра презентации о городском транспорте, его видах и поведении в нем, детям было предложено нарисовать гуашью один из видов пассажирского транспорта.
4. «Раскрась светофор» (в технике пластилинография).
Цель: знакомство с техникой пластилинографии; закрепление знаний детей о цветах светофора; совершенствование знаний детей о светофоре и его предназначении.
Во время недели безопасности ребята нашей группы захотели помочь малышам познакомиться со светофором, поэтому сделали его с помощью пластилина, познакомившись с новой техникой работы с ним, и подарили их малышам.
5. Раскраски на тему ПДД.
Цель: закрепление знаний детей о правилах дорожного движения; совершенствование навыков раскрашивания цветными карандашами и умения правильно держать карандаш.
Для закрепления полученных знаний о правилах дорожного движения за неделю безопасности, проходившей в детском саду, детям в свободной деятельности были предложены раскраски с изображением различных ситуаций ПДД.
6. «Машины на улицах» (аппликация с элементами рисования).
Цель: формирование у детей навыков вырезания машин из прямоугольников и квадратов, сложенных пополам; совершенствование техники вырезания ножницами: по нарисованному контуру и на глаз.
На заранее подготовленный фон с изображением улицы, ребятам было предложено заполнить улицу транспортом. Для этого нужно было из подготовленных квадратов и прямоугольников цветной бумаги вырезать автомобили и автобусы, наклеить на дорогу и дорисовать недостающие элементы.
Основная работа по формированию основ безопасности с помощью изобразительной деятельности проводится вне занятий, так как, изучив методическую литературу, выяснила, что готовых разработанных занятий практически нет.
Например, у Тамары Семёновны Комаровой в пособии по изобразительной деятельности для средней группы есть всего лишь одно занятие, связанное с ПДД (тема 46 (январь) аппликация «Автобус»).
У Ксении Юрьевны Белой в пособии «Формирование основ безопасности у дошкольников» для занятий с детьми 2-7 лет – 3 занятия:
• «Правила безопасного поведения на улицах»
• «Твои помощники на дороге»
• «Дорожные знаки»
Поэтому, предложенный мной в этой презентации материал помогает решить поставленные в программе задачи - в совместной деятельности воспитателя и детей, в утреннее и вечернее время, в подгрупповой и индивидуальной формах работы с детьми.
Важнейшими условиями обучения должны являться регулярность занятий, их непрерывность, преемственность, систематичность. Только совместными усилиями, используя знания, терпение и такт, возможно:
- расширить представления детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах города через продуктивную деятельность - рисование, лепку, аппликацию;
- и сформировать эмоциональную заинтересованность в использовании ПДД в жизни.
Чем раньше мы, взрослые, научим детей, начиная с дошкольного возраста, культуре поведения на дорогах и улицах, в общественном и личном транспорте, донесем до детского сознания правила дорожного движения, тем меньше будет травматизма и неприятных происшествий на дорогах.