Папки-передвижки

Использование современных технологий в процессе развития связной речи дошкольников в условиях внедрения ФГОС до

Гульшат Хусаинова
Использование современных технологий в процессе развития связной речи дошкольников в условиях внедрения ФГОС до
▼ Скачать +Заказ

«Использование современных технологий в процессе развития связной речи дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов, формирования опыта по использованию современных технологий в процессе образовательной деятельности по развитию связной речи дошкольников.

Задачи:

Публикация «Использование современных технологий в процессе развития связной речи дошкольников в условиях внедрения ФГОС до» размещена в разделах

1. Демонстрация опыта работы по использованию современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по развитию связной речи дошкольников :

- Знакомство с технологией мнемотехника. (Слайд 1)

- Обучить педагогов практическим методам и приёмам использования техники

«сторителлинг» в работе с детьми по развитию речи;

Материал и оборудование:

1. Цветок ромашка, где на лепестках приготовлены вопросы для педагогов по развитию связной речи детей.

2. Мнемотаблицы для использования в работе с детьми.

3. Ноутбук и проектор.

4. Презентация по теме.

Цель - повышение компетентности и успешности педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы.

"Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи". /Ушакова О. С. / (Слайд2)

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.

Деловая игра «Речь беднеет – вот вопрос – нам поможет в этом ФГОС» (Слайд3)

Для того чтобы разговорная речь детей была хорошо развита педагогу необходимо иметь багаж знаний по формированию связной речи. Приобретением нового и развитием старого багажа знаний мы сегодня и займемся. Я приглашаю Вас на деловую игру, где вспомним все о связной речи, постараемся решить проблемные задачи, вспомним педагогические технологи.

Задание 1 Игра «Ромашка» (каждый участник отрывает лепесток ромашки, на которой прописаны вопросы, и отвечает на них. За правильный ответ получает фишку)

1. Диалогическое общение, через ко-торое расширяются, систематизиру-ются представления о предметах и явлениях, актуализиру-ется личный опыт (беседа) 2. Изложение прослушанного (пересказ)

3. Назовите формы связной речи

(монолог, диалог) 4. Как называется речь одного собеседника,

обращенная к слушателям? (монолог)

5. Приём, используемый воспитателем после рассказа ребенка для уточнения (вопрос) 6. Разговор двоих или нескольких человек на тему связанную с какой-либо (диалог)

7. Смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей (связная речь) 8. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рас-сказывание)

9. На чём основан рассказ ребенка по памяти? (личный или коллективный опыт)

Задание 2. «В каком возрасте это происходит»

Учить интересно рассказывать, делиться своими впечатлениями с воспитателями, родителями и сверстниками. Побуждать участвовать в драматизации знакомых сказок. (младшая группа)

Развивать монологическую форму речи. (Старшая группа)

Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы. (Старшая группа)

Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. (Подготовительная группа)

Совершенствоватьумение составлять рассказы о предметах. О содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. (Подготовительная группа)

Продолжать совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. (Средняя группа)

Проблема развития связной речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра.

Между игрой и речью существует двусторонняя связь : с одной стороны речь ре-бёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Поэтому педагог должен искать интересные детям и в тоже время несложные способы развития ребенка.

Одним из занимательных технологий по развитию связной речи является мнемотехника.

Хочу рассказать про технологию для развития памяти и речи – мнемотехнику. Более подробно, хочу остановиться на рассмотрении мнемотаблиц для детей. И познакомить с использованием этого интересного метода.

Что такое мнемотехника и мнемотаблицы.

Мнемотехника – это система различных приемов и методов, направленных на развитие памяти, путем образования ассоциаций, используя для этого визуальные и звуковые примеры.

Чтобы совсем стало понятно, что это такое, приведу пример:

Наверно, многие изучали расположение цветов радуги, используя такую поговорку :Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан

По первым буквам мы запоминаем, какой цвет есть в радуге, и в каком порядке располагаются цвета.

Так вот в этом случае мы пользовались мнемотехникой, мы облегчали себе запоминания путем образования ассоциаций.

Знакомить ребенка с мнемотехникой надо постепенно в игровой форме. Сначала показать ребенку мнемоквадрат, потом мнемодорожку, а потом мнемотаблицы.

Изображение, которое нарисовано в Мнемоквадрате, обозначает либо одно слово, либо простое предложение.

Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории.

Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками. Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации.

Но весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие.

Поэтому, когда ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов. Мозг запоминает эту взаимосвязь, и в дальнейшем, когда ребенок ассоциативно вспоминает по одному из образов, то мозг сразу же воспроизводит все ранее сохраненные образы.

Какая польза от мнемотаблиц для детей.

Положительных развивающих моментов для детей от такой методики, очень много.

Применяя эту технику в жизни, ребенок:

-Развивает память

-Воображение

-Интеллект

-Развивает образное мышление

-Внимательность

-Фантазию

Учится выстраивать логические цепочки

-Развивает речь и увеличивает словарный запас

-Ребенок сможет с легкостью запоминать информацию.

С какого возраста можно заниматься мнемотехникой.

Начинать знакомство с мнемотехникой можно с 3 лет, познакомить ребенка с

мнемоквадратом.

В возрасте 4-7лет интересно работать уже с мнемодорожками и мнемотаблицами. С их помощью, дети легко запоминают стихи и спокойно составляют рассказы- описания по картинкам.

Что нужно для занятий.

Для работы с мнемотаблицами, нужны только сами мнемотаблицы.

То есть используются наглядные пособия – таблицы, где каждое изображение имеет смысл. Таблицы можно создавать на разные темы, и выглядеть они могут по- разному.

Для детей от 3 до 5 лет важно чтобы мнемотаблицы были цветные, потому что они быстрей запоминают цветные образы: апельсин – оранжевый, помидор – красный, трава – зеленая, и т. п.

Детям старше можно давать черно – белые таблицы.

Этапы создания мнемотаблици самостоятельно.

1)Читаем рассказ или стих, выделяем важные моменты.

2) Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты.

3)В каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами этого квадрата.

4) Подписываем каждый квадрат, словами, которые стоит запомнить.

Как заниматься по таблицам

Алгоритм для того, чтобы выучить стих:

1. Выразительно прочитать стих

2. Прочитать стих еще раз, показывая изображение в мнемотаблице.

3. Уточнить все ли слова знакомы малышу. Если что — то не понятно, или не знакомо, стоит объяснить в простой и доступной форме.

4. Далее надо прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а ребенок должен повторить, смотря на таблицу.

5. И последнее, ребенок «читает» мнемотаблицу сам. То есть воспроизводит то, что запомнил.

Это примерный план работы с таблицами, каждый ребенок индивидуален. Кому-то достаточно один раз прочитать и показать пальчиком на картинки, и он все запомнил. А кому-то стоит читать много раз для запоминания. В каких — то случаях вы можете предложить малышу раскрасить мнемотаблицу, и в процессе прочитывать текст. Но в любом случае, запоминание происходит легче, если ситуации изображены на картинках.

Практическая часть.

Одному участнику предлагаю текст стихотворения, она рисует мнемотаблицу. Другие участники пытаются прочитать стихотворение по мнемотаблице.

Предлагаем вашему вниманию еще одну из техник по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста, под названием «Сторителлинг».

Модное слово «сторителлинг» в переводе с английского означает «рассказывание историй».

На основе данной техники, человеком далеким от педагогики Дэвидом Армстронгом давно была придумана игра «Кубики историй». Кубики Историй – это уникальная настольная игра-пособие жанра storytelling, развивающая фантазию и связную речь. («Кубики историй», оригинальные «Story cubes» для детей они сложные т. к. на кубиках изображены лишь символы и знаки. Для наших детей нужны яркие, понятные картинки. Взяв за идею оригинальную версию игры, воспитателю можно сделать свои «Кубики историй» (Сопровождается показом).

Для изготовления игры «Кубики историй» подбираются красочные предметные и сюжетные картинки. Кубики могут быть «стационарные», картинки на которых не меняются, а могут быть «мобильные», картинки на которых можно менять.

Сложить их в красочную шкатулку, и, получается замечательная и увлекательная игра для детей.

1. Суть игры в том, что на стол бросается 9 (или другое количество) кубиков и начинается история с каких-нибудь слов типа «Однажды…» или «Давным-давно…» и пр., нанизывая на нить повествования все символы, которые выпали на верхних гранях кубиков, начиная с того, который первым привлек внимание игрока.

2. В данном варианте игры могут участвовать от 1 до 9 детей. Первый игрок бросает кубик и, в зависимости от выпавшей картинки, начинает рассказывать увлекательную историю. Затем, следующие игроки выбирают и бросают кубики и продолжают историю, не теряя нить рассказа.

При составлении рассказа необходимо соблюдать следующую структуру:

1. Вступление.

Начать рассказ нужно интересно, можно предложить детям вспомнить начало сказок.

• Однажды, много лет назад…

• В некотором царстве, в некотором государстве…

• Когда-то давным-давно…

• Жили-были…

Затем «сказочники» описывают главного героя истории, где он живет, что делает?

2. Основная часть истории.

Описывается основная сюжетная линия.

• Что произошло с героем?

• Кого он встретил или что нашел?

• Что он планирует с этим делать?

Заключение.

• Появляется решение поставленной проблемы.

• Короткий вывод (итог рассказа).

Практическая часть с педагогами.

«Сторителлинг» не ограничивает воображение педагогов в составлении игр для детей. Так как техника многогранна, используя её при развитии связной речи, мы можем развивать и корректировать другие компоненты речевой системы.

Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники «сторителлинг» в работе с детьми старшего дошкольного возраста :

• Повышение интереса к заданию и как следствие повышение концентрации внимания;

• Расширение запаса знаний об окружающем мире;

Развитие всех речевых компонентов;

Развитие высших психических функций;

Развитие коммуникативных навыков детей.

Подведем итоги. У кого больше всех фишек награждается призом.

Рефлексия "Плюс, минус, интересно. "

В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на мероприятии, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению педагога, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» - «минус» - записывается все, что не понравилось, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению педагога, оказалась для него не нужной, бесполезной.

В графу «И» - «интересно» - педагоги вписывают все любопытные факты, о которых узнали на мероприятии, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к ведущему.

Публикации по теме:

Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС. Дидактический синквейн ВОСПИТАТЕЛЬ: Денисова Людмила Анатольевна МБДОУ» Березовский детский сад №3» п. г. т. Березовка 2016 г. Использование инновационных.

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Аналитическая справка об использовании в образовательном процессе современных технологий и методик воспитателем Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Вышневолоцкого района "Зеленогорский детский сад" 171130, Тверская область,.

Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи детей Речь – средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в младшей группе Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать.

Использование игровых технологий в процессе художественно — эстетического развития дошкольников В связи с введением «Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного Образования активизировался поиск современных технологий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование современных технологий в процессе развития связной речи дошкольников в условиях внедрения ФГОС до
Опубликовано: 20 октября 2022 в 13:06
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование современных технологий в процессе развития связной речи дошкольников в условиях внедрения ФГОС до» (включая файлы) размещена пользователем Гульшат Хусаинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД