Наталья Шкурупий
Консультация «Использование современных педагогических технологий в процессе обучения»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование современных педагогических технологий в процессе обучения»
Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Благовещенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида»
Методическое объединение учителей начальных классов:
«Использование современных педагогических технологий в процессе обучения»
Составитель:
учитель нач. кл.
Шкурупий Н. В.
2019-2020 учебный год
Темочки:
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
«Использование современных педагогических технологий в процессе обучения»
(слайд)
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.
На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т. д. И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий.
Задача учителя начальных классов – создание необходимых и полноценных условий для эффективного обучения каждого ребёнка, поэтому я считаю, что педагог специальной (коррекционной) школы должен создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появится механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. (слайд)
«Педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве. Исходя из этого, можно выделить современные технологии, элементы которых возможно применять на уроках в коррекционной школе:
1. технология личностно ориентированного обучения
2. технология уровневой дифференциации
3. коррекционно - развивающие технологии
4. технология проблемного обучения
5. игровые технологии
6. информационно-коммуникационные технологии
7. здоровьесберегающие технологии
Технология личностно ориентированного обучении, в которой позиция ученика существенно изменяется. Он не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т. д. Целью этого обучения является создание условий для формирования познавательной активности учеников.
На уроках русского языка использую некоторые упражнения по технологии личностно ориентированного обучения :
Упражнения словесно - логического характера.
На основе этих упражнений развивается логика детей, оперативная память, связная доказательная речь, сосредоточенность внимания. Они представляют собой специально составленный текст, соответствующий изученной теме. Этот текст служит основой для проведения урока. С опорой на его содержание могут проводиться все последующие структурные этапы урока: минутка чистописания, словарная работа, повторение, закрепление изученного материала. Учащиеся воспринимают текст на слух. Первоначально это тексты небольшие по объему.
Упражнения на развитие мышления, умения делать умозаключения по аналогии.
(слайд)
Береза-дерево, фиалка-…; лещ-рыба, пчела-… и т. п.
Упражнения творческого характера.
По опорным словам или сюжетным картинкам составить рассказ.
Для того чтобы сделать процесс обучения личностно ориентированным, нужно немногое, а всего лишь признать право каждого ребенка на индивидуальность, самоценность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности.
Технология уровневой дифференциации. Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Существует три группы обучения, задание ученик получает в соответствии с группой. У одного учащегося на разных предметах могут быть разные группы обучения. Дети знают свои группы обучения по предметам. Важно, что при дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую, т. е. состав группы не закреплен навсегда. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, способностью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражавшейся в интересе к получению знаний. Дифференцированный подход используется на всех этапах урока, это работа по карточкам по группам, выполнение заданий в учебнике дозировано, проведение контрольных работ в соответствии с группой обучения, (слайд) домашнее задание даю дифференцированно, очень важно, чтобы объём был умеренным, иначе возникнут проблемы перегрузки или слабое звено учащихся. Задания должны быть выполнимыми всеми учениками, поэтому планирую по группам обучения. Дифференцированный подход создает благоприятные условия для развития личности учащихся, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки.
В практике своей работы я использую еще одну форму обучения, которая привлекает младших школьников - это групповая работа. (слайд)Групповая работа это полноценная самостоятельная форма организации обучения младших школьников. По мере овладения учащимися умениями совместной работы в парах, вовлекаю их в работу группами. Групповая работа наиболее эффективна тогда, когда учебный материал соединяет известное ученикам с неизвестным.
Это побуждает детей к взаимодействию друг с другом: обращению за помощью, обсуждению возникшей догадки.
Групповые технологии использую обычно на повторительно-обобщающих уроках. Продумываю состав групп, их количество. В зависимости от темы и целей занятия количественный и качественный состав групп может быть различен. Можно сформировать группы по характеру выполняемого задания: одна может быть численно больше другой, может включать в себя учащихся с различной степенью сформированности умений и навыков, а может состоять из «сильных», если задание сложное, или из «слабых», если задание не требует творческого подхода. Это способствует формированию дружного коллектива, умения работать сообща, распределять роли, договариваться, планировать свою деятельность, сорадоваться успехам товарища или сопереживать в случае неудачи другого.
Одна из главных задач в моей работе – сохранение и укрепление здоровья детей через правильную организацию учебного процесса. При организации учебного процесса в здоровьесберегающем режиме опираюсь на систему В. Ф. Базарного, учитываю основные направления физиологической коррекции: На своих уроках использую элементы здоровьесберегающих технологий, цель которых - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, провожу физкультпаузы, эмоциональную разрядку, зарядку для глаз, минутки для шутки, рефлексию, строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки. (слайд 6-9)
-расширение зрительно-двигательной активности (в этом направлении применяю «сенсорный шар»,
-обучение в режиме «зрительных горизонтов» («подвесная рейка»,
-изучение по «экологическому букварю» предметов и явлений окружающего мира.
Внедрение элементов здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе позволяет мне (слайд 10-13)
-обеспечивать сенсорную свободу психомоторную раскрепощённость,
-корректировать высшие психические функции,
-воспитывать мотивацию к учению,
-создавать условия для закрепления ЗУН,
-создавать ситуацию успеха,
-обеспечивать обратную связь на уроке,
-повышать уровень успеваемости и эффективности учебного процесса,
-создавать психологический комфорт на уроках.
Использование здоровьесберегающих технологий обучения в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.
При создании условий дети могут активно включаться в учебный процесс и активизировать свои потенциальные возможности. Одним из таких условий является использование игровых технологий на уроках.
У умственно отсталых детей вызывает определённые трудности освоение программного материала на уроках математики. Математический материал необходимо анализировать, обобщать, делать определённые выводы. Тема моей работы «Коррекционно-развивающие игры и упражнения на уроках математики в начальных классах». Цель: развитие психических процессов для успешного овладения программным материалом и оптимизации учебного процесса.
Разработанная мною система игр и упражнений на программном материале конкретно по теме и этапам урока показала следующие результаты:
-у детей возникла потребность внимательно слушать объяснение учителя;
-Все дети владеют счётными и вычислительными навыками в пределах 20;
-Учащиеся объясняют своё решение, делают выводы, сравнивают, анализируют, что способствует коррекции недостатков их психического развития.
Игры использую на различных этапах : (слайд 14-15)
-при устном счё те: например, «Молчанка», «Подумай», «Математический бег», «Рыбалка», «Поработай карандашиком» и др.
-при закреплении: например, «Весёлые задачи», «Найди лишнее выражение» и др.
Результативный и интересный урок отличается многообразием учебных ситуаций, которые способствуют активизации познавательной деятельности и коррекции психических процессов.
Уроки стараюсь сделать интересными, познавательными, развивающими мышление детей, их способность контролировать свое психоэмоциональное состояние.
В течение года провожу мониторинг уровня сформированности обязательных результатов по предметам в виде контрольных и самостоятельных работ. (слайд белый)
Активно использую информационно – коммуникационные технологии как при подготовке к урокам, так и на самих уроках. Внедрение ИКТ в специальных (коррекционных) школах, прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т. к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.
Информационные технологии на уроках я использую в следующих вариантах. Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. ИКТ на уроках и во внеклассной деятельности позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал учащихся. Построение шаблонов, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания- карточки по предметам с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование иллюстраций, рисунков, анимации, различных заданий воспитывают интерес к уроку, делают урок более интересным. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Наблюдения показали, что ИКТ формирует у школьников умение отвечать на поставленные вопросы полным ответом. ИКТ способствует развитию творческих способностей, воображения, практических умений. Расширяет кругозор представлений об окружающем мире, обеспечивается взаимодействие и общение с окружающим миром. Под воздействием ИКТ происходит преодоление негативных качеств формирующегося характера, коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере, поведенческих отклонений. Дети с нарушением интеллекта лучше воспринимают информацию и запоминают учебный материал, когда на уроке используется наглядность. Использование ИКТ помогает мне эффективно использовать пространство урока. ИКТ способствует:
-стимулированию умственной деятельности учащихся;
-развитию речи, расширению словарного запаса;
-повышению интереса к изучаемому материалу;
-стимулированию развития воображения;
-созданию эмоционально-нравственных ситуаций на уроке;
-развитию эмоциональной сферы учащихся;
-активизированию познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта.
При использовании этих технологий повышается уровень мотивации к учебе; каждый ребенок обучается на уровне его возможностей и способностей; реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех. (слайд 17)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М. : Педагогика 1999. 192 с.
2. Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки// Директор школы. № 2. 2006. – с. 53-57.
3. Кураченко З. В. Личностно-ориентированный подход в системе обучения математике // Начальная школа. № 4. 2004. – с. 60-64.
4. Лежнева Н. В. Урок в личностно- ориентированном обучении // Завуч начальной школы. № 1. 2002. – с. 14-18.
5. Лукъянова М. И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока // Завуч. № 2. 2006. – с. 5-21.
6. Разина Н. А. Технологические характеристики личностно-ориентированного урока // Завуч. № 3. 2004. – 125-127.
7. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М. : Сентябрь, 1999. – 96 с.
8. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания, 2010г.
9. С. Ю. Ильина, А. С. Чижова. Использование личностно-ориентированных технологий в обучении русскому языку детей с интеллектуальной недостаточностью//Специальное образование, 2013г. №2, стр. 38-47.