МААМ-картинки

Использование современных образовательных технологий в условиях реализации ФОП ДО

Анна Строганова
Использование современных образовательных технологий в условиях реализации ФОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы

Использование современных образовательных технологий в условиях реализации ФОП ДО

«Знание — это абсолютная ценность нашего времени». Эта фраза принадлежит известному русскому писателю М. Горькому, рожденная на рубеже XIX и XX веков. Времени глобализации, новых инноваций и технологий, времени нового мышления и нового отношения к происходящим переменам.

Публикация «Использование современных образовательных технологий в условиях реализации ФОП ДО» размещена в разделах

В наше время дошкольное образование подвержено значительным изменения благодаря новым требованиям, предъявляемым обществом и государством. Федеральной образовательной программе дошкольного образования отведено ключевое место в этом действии. Целью программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства. Среди планируемых результатов внедрения ФОП ДО можно выделить следующие: наличие самостоятельности, инициативности, активности ребенка. Основой ФГОС ДО и Федеральной образовательной программы дошкольного образования является принцип деятельностного подхода - обязательного условия выбора форм и технологий реализации федеральной программы.

Современные педагоги дошкольного образования переосмысливают свою профессиональную деятельность. Важна не просто передача знаний, а развитие познавательного интереса, инициативности, самостоятельности и компетентности воспитанников в различных сферах. Эти задачи, возможно, выполнить только, применяя современные педагогические методики.

Педагогические технологии должны развивать любознательность - основу познавательной активности; способность самостоятельно решать творческие (умственные, художественные) и другие задачи, позволяющие быть успешным в разных видах деятельности: творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития; коммуникативность - способность общаться со взрослыми и сверстниками; способность к рефлексии - как одно из главных личностных качеств; понимание и осознание себя (действий, поведения речи, чувств, состояний, способностей).

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Сегодня я расскажу о наиболее популярной и успешной современной педагогической методике нашего дошкольного учреждения, здоровьесберегающей технологии – физкультурно-спортивной направленности и социально-педагогической направленности «ДОП – дошкольный отряд пожарных».

Закон РФ «О пожарной безопасности в Российской Федерации» № 69-ФЗ от 21.12.1994г. в статье 25 гласит о необходимости обязательного обучения дошкольников и обучающихся образовательных учреждений мерам пожарной безопасности. К тому же, возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам пожарной безопасности обусловлено главной особенностью современного мира - его высокой динамичностью. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления активности, правильное поведение в экстремальных ситуациях, например, при пожаре, является основным условием спасения. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов обучения дошкольников пожарной безопасности в образовательную практику, а целенаправленная работа, специально организованное обучение детей умениям и навыкам.

Пожарная безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растет и воспитывается ребенок.

Также, обучение дошкольников навыкам пожарной безопасности не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий, поэтому это длительное, систематическое, целенаправленное воздействие на ребенка, в том числе и ходе режимных моментов дня ребенка в детском саду. А для этого необходима единая система подхода к работе с дошкольниками по воспитанию культуры противопожарной безопасности.

Творческий подход к системе пропаганды и агитации, овладения основными правилами пожарной безопасности среди воспитанников ДОУ, к занятиям профильным (пожарно-спасательным) спортом, отражающий нестандартные решения проблемы и представляющий целенаправленную, спланированную работу с воспитанниками.

Деятельность отрядов включает формирование множества полезных навыков и умений для самих участников отряда: выносливость, хорошая реакция, умение вовремя выбрать верный алгоритм действий, умение работать в коллективе, брать на себя ответственность. Также, это творческая деятельность, связанная с пропагандой необходимых детям знаний в разной форме: в словесной, в форме демонстрации полученных знаний и усвоенных приёмов тушения пожара.

1. Организованная образовательная деятельность (ООД).

Знакомство с правилами поведения на улице педагог может осуществлять в ходе проведения занятий по развитию речи, по развитию экологических представлений, по развитию элементарных математических представлений и т. д.

На занятиях по развитию речи педагог использует различные методы и приемы по знакомству детей с правилами безопасного поведения:

-рассматривание картин и иллюстраций;

-составление описательных рассказов по картине;

-разучивание стихотворений;

-чтение художественной литературы;

-разыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения при возникновении пожара;

-просмотр видеороликов с обсуждением ситуаций.

Кроме того, педагог знакомит с основными видами и характеристиками пожаров. Для этого целесообразно совместно с детьми анализировать возникновение пожара. На этой основе вводятся правила пожарной безопасности в быту, в лесу.

На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию целесообразно проводить индивидуальные и коллективные работы по темам: «Наш город», «Пожар в лесу», «Мы пожарные», «Загородный дом», «Наша улица».

В центре изобразительной деятельности дошкольникам предоставляется возможность отразить свои впечатления, взятые из жизни, фиксировать их в альбомах или на отдельных листах. В помощь дошкольнику педагог оснащает центр развивающим материалом: образцы различного вида средств пожаротушения, иллюстрации с различными ситуациями возникновения пожара. Книжки-раскраски «Пожарная техника», «Огонь - добрый, огонь - злой» и т. д. помогут ребенку учиться понимать и правильно вести себя на улице. Играя, ребенок самостоятельно разбирается в самых разных ситуациях, определяет, правильно ли ведут себя герои. Работая с книжками - раскрасками, ребенок закрепляет знания о профессии пожарного.

Развитие наблюдательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования из различных материалов. С этой целью в уголок помещается материал для аппликации, используемый детьми : картон, бумага цветная, ножницы, клей и т. д. Бросовый материал: пустые коробки, катушки и т. д. Различные трафареты, обводки, печатки.

2. Беседа.

Позволяет избежать передачи уже известных дошкольникам знаний, помогает педагогу выявить уже имеющиеся у детей знания и представления, выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбирать адекватную методику. Такая форма работы с детьми проводится как индивидуально, так и с группой детей. Каждый ребенок принимает активное участие в обсуждении, высказывает свою точку зрения, определяя тем самым свою роль в различных ситуациях. Беседа носит разъяснительный, познавательный и определяющий характер.

3. Экскурсии.

В ДОУ необходимо проводить с детьми экскурсии за пределами детской площадки. Целью экскурсии может быть как ознакомление детей с условиями работы пожарных, средств пожаротушения и т. д. Во время проведения экскурсии педагог совместно с детьми наблюдает, анализирует и обсуждает особенности профессии пожарного.

4. Ролевые игры.

Знания, полученные на занятиях, закрепляются в сюжетно – ролевых играх. Тематику ролевых игр следует подбирать в соответствии с программными требованиями для данного возраста. Атрибуты для игр должны удовлетворять интересам мальчиков и девочек. Для закрепления правил пожарной безопасности у детей дошкольного возраста ролевая игра вызывает большой интерес, если мальчики смогут использовать атрибуты пожарного, макет огнетушителя, расположенные на стойках первичные средства пожаротушения, нагрудные знаки с изображением специального транспорта. Использование таких знаков поможет ребенку взять на себя роль водителя пожарной машины. Под руководством воспитателя продумывается содержание игры, обсуждаются действия участников, распределяются роли.

5. Конструктивная деятельность (моделирование).

Для постройки различных зданий, детям необходимо предлагать строительный материал, из крупных модулей можно построить пожарную машину. Это позволит им создавать разные постройки и обыгрывать их, используя знания о правилах пожарной безопасности. Для большей эффективности работы с детьми по данной теме, педагогу следует использовать разнообразный аудио- и видеоматериал (кассеты с мультфильмами, аудиозаписи – сказки, стихи, рассказы, песенки для детей дошкольного возраста).

6. Художественная литература.

Большинство известных сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности». Однако в последнее время появляются современные рассказы и сказки, которые в доступной и увлекательной форме знакомят детей с основами безопасной жизнедеятельности.

7. Разучивание рифмованных правил или поэтических произведений.

В свободной деятельности закрепление знаний детей о пожаробезопасном поведении на улице, например:

-сюжетное рисование (лепка, аппликация) по содержанию произведения;

-режиссерские игры;

-демонстрация содержания произведения с использованием наглядного материала (настольный, кукольный театр);

-инсценирование детьми произведения или отдельных его эпизодов.

Обучающие фильмы, помогающие детям дошкольного возраста освоить правила пожарной безопасности. Например, фильм «Бал пожарных». В фильме рассмотрены все правила пожарной безопасности, которые необходимо знать детям дошкольного возраста. Обращено внимание на опасности, связанные с общением с незнакомцами, шалостями. Все серии фильма объединены участием одного персонажа – милиционера дяди Степы. Игровой обучающий фильм «Пожар на телебашне» создан по заказу Госавтоинспекции и при поддержке автомобильной компании «VOLVO».

8. Проектная деятельность.

Направление «Пожарно-прикладной спорт»

1. Пожарно-прикладной спорт: общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка.

Общая физическая подготовка:

-развитие силы мышц (упражнения с набивными мечами, гирями, пассивные упражнения связаны с преодолением сопротивления растягиваемых мышц и связок за счет дополнительных сил, упражнения со статическим преодолевающим и уступающим режимом работы мышц);

-развитие гибкости, ловкости (спец. упражнения, игры, акробатика); развитие общей выносливости (бег, кросс, ходьба на лыжах, спортивные игры);

-общеразвивающие упражнения (упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц туловища и шеи, упражнения для мышц ног, упражнения для мышц всего тела);

-упражнения на дыхание.

-Специальная физическая подготовка:

-упражнений преимущественно в умеренном и среднем темпах с длительной работой больших мышечных групп, с активной деятельностью всех систем организма: бег, передвижение на лыжах, преодоление полосы препятствий, подъем по штурмовой лестнице (шведской стенке, спортивные игры;

-упражнений, требующих значительного напряжения мышц: поднимание и переноска тяжести, силовые упражнения на гимнастических снарядах, выполняемые на количество раз;

-продолжительных скоростных упражнений: бег с ускорениями, преодоление препятствий.

-упражнений, требующих быстрой реакции на команды и сигналы, максимальной частоты отдельных движений, скоростных и скоростно-силовых действий: бег на короткую дистанцию, прыжки, преодоление отдельных препятствий, спортивные игры;

-упражнений, связанных со сложной координацией движений, быстрым переключением от одних точно согласованных действий, к другим и решением внезапных двигательных задач: упражнения на гимнастических и специальных снарядах, прыжки, акробатические упражнения, спуски и повороты на лыжах, спортивные игры;

-упражнений, требующих принятия самостоятельных решений: спортивные игры, выполнение приемов и действий по внезапно подаваемым командам и сигналам;

-достаточно трудных упражнений, содержащих элементы риска, в целях воспитания привычки самоконтроля за своим состоянием, формирования навыков преодоления скованности, произвольного расслабления мышц и произвольной регуляции дыхания в условиях сильного эмоционального напряжения;

специальных упражнений и дополнительных заданий, требующих отработки сигналов и команд в быстро меняющейся обстановке: спортивные и подвижные игры.

Соревнования

Участие в городских и краевых соревнованиях по пожарно-прикладному спорту.

Направление «Агитбригада»

1. Информационный вид деятельности: создание стенгазет, стендов, плакатов, оформление памяток по ПБ и их распространение в подъездах жилых домов и в местах массового пребывания людей, на территории ДОУ, среди родителей (законных представителей).

2. Пропагандистский вид деятельности: проведение бесед, викторин, конкурсов, выступлений агитбригады на конкурсах, мероприятиях, родительских собраниях, показ фильмов по ПБ.

3. Шефский вид деятельности: оказание помощи воспитателям дошкольного учреждения, выступление с тематическим проектом, проведение бесед с воспитанниками младших групп ДОУ

Отмечу, что современное дошкольное образование невозможно без сотрудничества с родителями. В Федеральной образовательной программе дошкольного образования говорится об активном участии родителей в образовательном процессе. Кроме того, им должна предоставляться подробная информация касаемо развития и потребностей ребенка. Сотрудничество ДОУ и родителей предполагает различные формы взаимодействия, например: проведение родительских собраний, индивидуальных консультаций, привлечение к проектной деятельности, содействие в организации праздников и мероприятий.

Только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьей поможет сформировать у дошкольников прочные знания о правилах противопожарной безопасности. Ознакомление дошкольников с правилами противопожарной безопасности должно проводиться и в семье. Педагогам следует уделять значительное внимание работе с родителями. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого- либо правила поведения, если они сами этого не всегда ему следуют. Между педагогами и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.

Главная задача – взаимодействие с родителями; систематическое ознакомление родителей с методами формирования противопожарной безопасности у детей, сознательное выполнение Правил пожарной безопасности самыми взрослыми.

Ознакомление родителей с работой детского сада по профилактике пожарного травматизма актуально использовать следующие формы работы:

-организация собраний с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней, также собрания с участием пожарного инспектора;

-ознакомление родителей с результатами обучения детей: открытые занятия, конкурсы, различные общие мероприятия;

-информация в «уголках для родителей»;

-памятки родителям: «Пожарная безопасность в квартире», «Как избежать несчастного случая с детьми», листовки-обращения : «Внимание», «Берегись спички» и объявления о предстоящих мероприятиях;

-разработка цикла консультаций для родителей: «Бумажный самолетик», «Как предотвратить пожар», «Психофизические особенности дошкольников и поведение их в чрезвычайной ситуации»;

-совместные с родителями праздники;

-семейные викторины;

-выставки детских рисунков;

-организация «Библиотеки пожарных наук» с подборкой детской литературы о том, как и что, нужно делать, чтобы ребёнок соблюдал Правила пожарной безопасности;

-коллекция настольных игр по обучению детей правилам пожарной безопасности, например: «Человек рассеянный», «Опасные соседи», детское домино «Горит - не горит». Этими играми и литературой родители могут пользоваться для занятий с детьми в выходные дни.

Разъяснительная работа с родителями. Ознакомление дошкольников с правилами противопожарной безопасности должно проводиться и в семье, только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьёй поможет сформировать у дошкольников прочные знания о правилах противопожарной безопасности.

Необходимо использовать самые разнообразные формы работы с родителями: консультации, проведение совместных с детьми досугов, оформление наглядной агитации.

Резюмируя, отмечу, что успешная реализация современных практик дошкольного образования требует грамотной и профессиональной работы педагогов, составления гибких и адаптивных программ, а также активного сотрудничества с родителями и другими субъектами воспитательного процесса. Только так мы сможем обеспечить оптимальные условия для развития каждого ребенка и его подготовки к успешному вхождению в школьную жизнь. Именно этот фокус на индивидуализации и взаимодействии является залогом успешного дошкольного образования и возможности каждому ребенку раскрыть свой потенциал и достичь наивысшего успеха в будущем.

Список литературы:

Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М. : ТЦ Сфера, 2023.-208 с.

Единая всероссийская спортивная классификация 2006-2009 гг. / сост. А. К. Аветисян, Ю. Е. Осташенко, А. Н. Чесноков; Федеральное агентство по физической культуре и спорту. - М. : Советский спорт, 2007 г.

Глейберман А. Н., «Игры для детей», «Физкультура спорта» 2016 – 38 с.

Грачев В. А., Подгрушный В. А., Теребнёв В. В. Пожарно-строевая подготовка. Учебное пособие. Москва, 2005

Ковшун В. И., Петренко В. В. Пожарно-прикладной спорт юных. -«Здоров’я», Киев, 1976.

Пожарно-прикладной спорт. Всероссийские правила соревнований. – М. ,2005

Пожарно-прикладной спорт. Правила соревнований. - М. : Государственный комитет России по физической культуре и спору, 2009.

Черневич Г. Л. Физическая подготовка пожарных. - М. : Изд-во Мин. Коммун. Хоз., 1953.

Яблочкин В. И. Корецкий П. С. Организация и проведение соревнований по пожарно-прикладному спорту. - М., 2006

Авдеева Н. Н., Князева Н. Л, Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПБ: Детство - Пресс, 2008

Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. М. : Скрипторий 2003,2007

Максимчук Л. В. Что должны знать дошкольники о пожарной безопасности. М. : Центр педагогического образования, 2008

Авдеева Н. Н., Князева О. Л, Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009 - 144 с.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о применении современных образовательных технологий при подготовке к Дню ПобедыФотоотчёт о применении современных образовательных технологий при подготовке к Дню Победы 9 мая 2015 года мы празднуем юбилей Победы. Это и торжественно, и печально, ведь чем дальше мы отодвигаемся по временной ленте от войны,.

Использование современных образовательных технологий для повышения мотивации учащихся на уроках в начальной школе Каждый раз, готовясь к уроку, я представляю такую картину: мои ученики с легкостью принимают и извлекают информацию, выполняют различные.

Использование современных здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. Дыхательная гимнастикаИспользование современных здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. Дыхательная гимнастика Использование современных здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях «Дыхательная гимнастика, как средство сохранения и укрепления.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование современных образовательных технологий в условиях реализации ФОП ДО
Опубликовано: 22 ноября 2024 в 08:33
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование современных образовательных технологий в условиях реализации ФОП ДО» (включая файлы) размещена пользователем Анна Строганова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД