Наталья Калугина
Использование современных образовательных технологий для развития познавательной активности детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательные процессы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения детей дошкольного возраста. Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Д. Б. Эльконин, Н. Н. Поддьяков и др.
ФГОС ДО трактует познавательное развитие, как образовательную область, основная цель которой заключается в развитии познавательных интересов и познавательных способностей дошкольников.
Публикация «Использование современных образовательных технологий для развития познавательной активности детей 6–7 лет» размещена в разделах
В настоящее время идет активный поиск современных методов и приемов, которые могли бы эффективно решить задачи ФГОС и подготовить ребенка к жизни в будущем. Ребенок должен знать, как уметь находить новую информацию, обрабатывать ее, и применять в жизни. Исходя из этого, условием развития ребенка является использование педагогических технологий.
Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать образовательный процесс с учетом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.
Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
Для познавательного развития детей нашей группы мы используем следующие образовательные технологии:
• Интерактивное обучение;
• Информационно-коммуникационные технологии;
• Метод проектов;
• Технология исследовательской деятельности.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все воспитанники оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность дошкольников в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет детям не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Воспитательные возможности интерактивных форм работы очень значительны. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между обучаемыми, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку дошкольников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.
1. Одна из форм интерактивного обучения, это способ сбора, обработки и сохранения информации так называемые «Лэпбуки». Мы называем их «Умные книжки-самоделки». Лэпбук – это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом Лэпбук – это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание Лэпбука помогает закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволяет быстро освежить в памяти пройденные темы.
Опыт работы нашей группы в такой форме показывает, что интерес не только детей, но и родителей к непосредственно-образовательной деятельности возрастает. Совместная деятельность по наполняемости материала, оформлению содержания дает положительные результаты во всех направлениях. Лэпбук «Осень» - хорошая форма, позволяющая привлечь родительское сообщество к совместному сотрудничеству детей и взрослых и включению вторых в образовательный процесс.
2. Согласно требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развивать логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.
Использование компьютерных технологий помогает:
- привлекать пассивных детей к активной деятельности;
- делать НОД более наглядными, интенсивными;
- активизировать познавательный интерес;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.
Основными формами использования ИКТ технологий в практике нашей группы являются:
- Оформление групповой документации (списки детей, диагностика развития, планирование, мониторинг выполнения программ, составление отчетов)
- Подбор познавательного и иллюстративного материала к занятиям, совместной образовательной деятельности, оформление стендов группы.
- Создание презентаций в программе Microsoft PowerPoint в различных образовательных областях. В группе созданы серии презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям. Для большей эффективности презентации включаем в них занимательные вопросы, анимационные картинки, игры, просмотр познавательных мультфильмов. Все это помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видеоаппаратуры.
- Размещение информации на сайте ДОУ способствует более тесному сотрудничеству с родителями. На сайте предоставлена возможность следить за жизнью группы, получать информацию в форме педагогических советов, консультаций, рекомендаций. Это очень актуально в наше время: не всегда родители могут сами приводить ребенка в детский сад, забирают детей обычно с прогулки, часто торопятся и не успевают прочитать информацию в группе. А дома, вместе с ребенком, всегда интересно заглянуть на сайт, посмотреть вместе новые фотографии, выслушать сообщение ребенка о прошедших событиях.
Использование ИКТ технологий в ДОУ приносит большую пользу в развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя, значительно способствует повышению качества образовательного процесса.
3. Одним из перспективных методов, способствующих развитию познавательной активности, является метод проектной деятельности, который развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, практические умения, а также является уникальным способом сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Именно проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребенка, помогает заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Данная технология позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу, дает возможность активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей, помогает осваивать воспитанникам окружающую действительность.
В настоящее время в группе реализуется проект «История часов», цель которого – систематизировать представления воспитанников о временных отношениях (части суток, дни недели, час, год, минута, секунда) в рамках подготовки детей к школе.
4. Технология исследовательской деятельности – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Это стремление к исследованию порождает исследовательское и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Для того, чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подобрать содержание доступное их пониманию, создать проблемные ситуации, решая которые ребенок будет открывать для себя что-то новое.
Для исследовательской деятельности в нашей группе есть доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:
- Опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений.
- Коллекционирование (классификационная работа) – освоение родовидовых отношений.
- Путешествие по карте – освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира).
- Путешествие по «реке времени» - освоение временных отношений (представления об историческом времени: от прошлого к настоящему).
В центре детского экспериментирования содержится природный материал: песок, вода, опилки, камешки, ракушки, различные семена, кора деревьев, листья и тд. А также сита, воронки разного размера и материала, пипетки с закругленными концами, пластиковые шприцы без игл, бросовый материал (бумага разной фактуры, цвета, кусочки кожи, поролона, резины, пластмассы, металлические предметы, пробка, проволока и тд, создана коллекция пуговиц, значков. Родители принимают активное участие в организации центра экспериментирования. С их помощью центр экспериментирования пополняется новыми материалами и оборудованием, познавательной литературой для детей. Выстраивание отношений с родителями по принципам взаимосвязи, взаимодополнения, позволяет создать максимальные условия для личностного роста и развития детей.
В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации мы стараемся убедить родителей в необходимости повседневного внимания к развитию познавательной активности их детей.
Хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Таким образом, применяя современные образовательные технологии и интерактивное обучение с целью развития познавательной активности дошкольников, при тесном сотрудничестве с родителями можно добиться позитивных результатов с детьми. Наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении; на общем интеллектуальном развитии, в том числе и на формировании познавательных процессов личности.