Папки-передвижки

Использование современных образовательных технологий для развития познавательной активности детей 6–7 лет

Наталья Калугина
Использование современных образовательных технологий для развития познавательной активности детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Познавательные процессы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения детей дошкольного возраста. Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Д. Б. Эльконин, Н. Н. Поддьяков и др.

ФГОС ДО трактует познавательное развитие, как образовательную область, основная цель которой заключается в развитии познавательных интересов и познавательных способностей дошкольников.

Публикация «Использование современных образовательных технологий для развития познавательной активности детей 6–7 лет» размещена в разделах

В настоящее время идет активный поиск современных методов и приемов, которые могли бы эффективно решить задачи ФГОС и подготовить ребенка к жизни в будущем. Ребенок должен знать, как уметь находить новую информацию, обрабатывать ее, и применять в жизни. Исходя из этого, условием развития ребенка является использование педагогических технологий.

Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать образовательный процесс с учетом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

Для познавательного развития детей нашей группы мы используем следующие образовательные технологии:

• Интерактивное обучение;

• Информационно-коммуникационные технологии;

• Метод проектов;

• Технология исследовательской деятельности.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все воспитанники оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность дошкольников в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет детям не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Воспитательные возможности интерактивных форм работы очень значительны. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между обучаемыми, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку дошкольников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

1. Одна из форм интерактивного обучения, это способ сбора, обработки и сохранения информации так называемые «Лэпбуки». Мы называем их «Умные книжки-самоделки». Лэпбук – это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом Лэпбук – это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание Лэпбука помогает закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволяет быстро освежить в памяти пройденные темы.

Опыт работы нашей группы в такой форме показывает, что интерес не только детей, но и родителей к непосредственно-образовательной деятельности возрастает. Совместная деятельность по наполняемости материала, оформлению содержания дает положительные результаты во всех направлениях. Лэпбук «Осень» - хорошая форма, позволяющая привлечь родительское сообщество к совместному сотрудничеству детей и взрослых и включению вторых в образовательный процесс.

2. Согласно требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развивать логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.

Использование компьютерных технологий помогает:

- привлекать пассивных детей к активной деятельности;

- делать НОД более наглядными, интенсивными;

- активизировать познавательный интерес;

- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);

- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.

Основными формами использования ИКТ технологий в практике нашей группы являются:

- Оформление групповой документации (списки детей, диагностика развития, планирование, мониторинг выполнения программ, составление отчетов)

- Подбор познавательного и иллюстративного материала к занятиям, совместной образовательной деятельности, оформление стендов группы.

- Создание презентаций в программе Microsoft PowerPoint в различных образовательных областях. В группе созданы серии презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям. Для большей эффективности презентации включаем в них занимательные вопросы, анимационные картинки, игры, просмотр познавательных мультфильмов. Все это помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видеоаппаратуры.

- Размещение информации на сайте ДОУ способствует более тесному сотрудничеству с родителями. На сайте предоставлена возможность следить за жизнью группы, получать информацию в форме педагогических советов, консультаций, рекомендаций. Это очень актуально в наше время: не всегда родители могут сами приводить ребенка в детский сад, забирают детей обычно с прогулки, часто торопятся и не успевают прочитать информацию в группе. А дома, вместе с ребенком, всегда интересно заглянуть на сайт, посмотреть вместе новые фотографии, выслушать сообщение ребенка о прошедших событиях.

Использование ИКТ технологий в ДОУ приносит большую пользу в развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя, значительно способствует повышению качества образовательного процесса.

3. Одним из перспективных методов, способствующих развитию познавательной активности, является метод проектной деятельности, который развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, практические умения, а также является уникальным способом сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Именно проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребенка, помогает заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Данная технология позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу, дает возможность активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей, помогает осваивать воспитанникам окружающую действительность.

В настоящее время в группе реализуется проект «История часов», цель которого – систематизировать представления воспитанников о временных отношениях (части суток, дни недели, час, год, минута, секунда) в рамках подготовки детей к школе.

4. Технология исследовательской деятельности – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Это стремление к исследованию порождает исследовательское и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Для того, чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подобрать содержание доступное их пониманию, создать проблемные ситуации, решая которые ребенок будет открывать для себя что-то новое.

Для исследовательской деятельности в нашей группе есть доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:

- Опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений.

- Коллекционирование (классификационная работа) – освоение родовидовых отношений.

- Путешествие по карте – освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира).

- Путешествие по «реке времени» - освоение временных отношений (представления об историческом времени: от прошлого к настоящему).

В центре детского экспериментирования содержится природный материал: песок, вода, опилки, камешки, ракушки, различные семена, кора деревьев, листья и тд. А также сита, воронки разного размера и материала, пипетки с закругленными концами, пластиковые шприцы без игл, бросовый материал (бумага разной фактуры, цвета, кусочки кожи, поролона, резины, пластмассы, металлические предметы, пробка, проволока и тд, создана коллекция пуговиц, значков. Родители принимают активное участие в организации центра экспериментирования. С их помощью центр экспериментирования пополняется новыми материалами и оборудованием, познавательной литературой для детей. Выстраивание отношений с родителями по принципам взаимосвязи, взаимодополнения, позволяет создать максимальные условия для личностного роста и развития детей.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации мы стараемся убедить родителей в необходимости повседневного внимания к развитию познавательной активности их детей.

Хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Таким образом, применяя современные образовательные технологии и интерактивное обучение с целью развития познавательной активности дошкольников, при тесном сотрудничестве с родителями можно добиться позитивных результатов с детьми. Наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении; на общем интеллектуальном развитии, в том числе и на формировании познавательных процессов личности.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о применении современных образовательных технологий при подготовке к Дню ПобедыФотоотчёт о применении современных образовательных технологий при подготовке к Дню Победы 9 мая 2015 года мы празднуем юбилей Победы. Это и торжественно, и печально, ведь чем дальше мы отодвигаемся по временной ленте от войны,.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Конспект НОД по ПДД с использованием современных образовательных технологий с детьми старшего дошк-го возраста «Наша улица» Конспект открытой нод по правилам дорожного движения с использованием современных образовательных технологий с детьми старшего дошкольного.

Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий «Профессии»Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий «Профессии» Авторы методической разработки: А. В. Гуменюк, И. С. Лукьяненко Представляем Вам занятие с применением современных образовательных технологий.

Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании»Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Межрайонная педагогическая конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Конференция проходила.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в младшей группе Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

Отчет об использовании современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС. В помощь аттестующимся воспитателям Отчет об использовании современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно - образовательном процессе воспитателя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование современных образовательных технологий для развития познавательной активности детей 6–7 лет
Опубликовано: 14 апреля 2021 в 19:15
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование современных образовательных технологий для развития познавательной активности детей 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Калугина (УИ 29279) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД