Олеся Соловьева
Использование сказкотерапии в работе с детьми умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
«Использование сказкотерапии
в работе с детьми умеренной и тяжёлой умственной отсталостью»
Умственная отсталость — это такое состояние, при котором отмечается стойкое необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга или глубокой социальной депривацией (С. Я. Рубинштейн, И. А. Коробейников). Аномальное развитие и различные нарушения речи у умственно отсталых детей — результат недоразвития познавательной деятельности. Ребенку с умственной отсталостью свойственно поверхностное мышление, незрелость эмоционально-волевой сферы, специфичность поведения, замедленное развитие, малая активность, несформированность всех сфер речевой деятельности. Сказкотерапия как метод коррекционной и воспитательной работы может помочь логопеду или родителю комплексно решать ряд задач, связанных с преодолением различных нарушений, как речевых (нарушение лексического и грамматического строя речи, нарушение связной речи и др., так и неречевых (незрелость эмоционально-волевой сферы и др.). Учитывая возраст и психоэмоциональные особенности умственно отсталого ребенка, взрослому необходимо не просто читать или рассказывать сказку, а постараться сделать это наглядно, эмоционально, понятно, как можно больше вовлекая ребенка в процесс. Какие приемы могут в этом помочь? Проигрывание или рисование сказки, включение музыкального сопровождения в процесс; беседы о сюжете, героях и эмоциях; неоднократное совместное рассказывание и дополнение историй; проведение тематических игр; упрощение или усложнение сюжета; проговаривание смысла прочитанного. Педагог использует различные типы сказок в зависимости от поставленных целей: дидактические, психотерапевтические, психокоррекционные, медиативные и др. С помощью дидактических сказок дети могут более эффективно усвоить различные правила и понятия. Например, познакомиться с такими категориями, как цвет, величина, форма, время и др. Медитативные сказки созданы для того, чтобы заложить в ребенке понятия «идеальных» отношений с окружающими миром, людьми. Такие сказки помогают снять стресс и расслабиться, в них нет отрицательных героев и противоборства. Психокоррекционные сказки помогают мягко проводить коррекцию поведения ребенка. Они помогают в решении конкретной проблемы. Педагоги дают классификацию сказок с точки зрения проблем, на решение которых они направлены. Она выделяет следующие виды сказок : для боязливых детей; для гиперактивных детей; для агрессивных детей; сказки, направленные на искоренение расстройств поведения с физическими проявлениями; сказки для детей, у которых есть проблемы в семье (рождение второго ребенка и ревность к нему первого, развод родителей и другие). Вариативность сказок дает возможность эффективно преподносить учебный материал, влиять на поведение ребенка, стимулировать мотивацию, формировать позитивный психологический настрой, справится с проблемами личного характера. Работая с «особыми» детьми в контексте сказкотерапии, следует помнить о специфических моментах, четко контролировать себя, чтобы не повышать голос при рассказывании сказки; не переигрывать; не выделять негативные, плохие поступки героев; не сосредотачивать внимание на отрицательных героях. Это может привести к отрицательным изменениям в эмоциональной сфере «особых» детей: они начинают плакать, суетиться, могут проявиться эхолалии, «зацикливания» на каком-то слове, высказывании персонажа, формируется неправильное понятие о добре и зле. Основные этапы работы над сказкой : Знакомство с персонажами сказки Важно обратить внимание ребенка на внешний облик персонажа, его величину, окраску (цвет, форму, звукоподражание, способ передвижения. Задача взрослого — вместе с детьми выделить и перечислить всех персонажей сказки, в соответствии с очередностью их появления. Начинать процесс знакомства с персонажами только после того, как дети научатся четко их выделять. Если герой сказки вызывает у детей неоднозначную эмоциональную реакцию (положительную или отрицательную, можно сразу сказать о нем : «Он злой» или «Он добрый» и пояснить почему. Помощь детей в ответе на этот вопрос всемерно поощряется. Знакомство с главным героем сказки Из всех героев сказки логопед совместно с детьми выделяет главного и комментирует, почему. На этом этапе рекомендуется обсудить его основную характеристику (величина, основные части, форма, цвет); закрепить образ путем конструирования его из подручного материала. Для закрепления образа главного героя можно использовать короткие стихотворения и потешки. Рассказывание сказки с акцентом на эмоциональное состояние. Главная цель — установление эмоционального контакта с ребенком, обращение внимания ребенка на эмоции взрослого, его отношение к рассказываемому. На этом этапе можно предъявлять детям картинки, изображающие различные эмоциональные состояния героя. Для развития эмоционально-волевой сферы важно научить их соотносить мимику с состоянием и настроением. Анализ сказки : На этом этапе педагог задает ребенку вопросы по содержанию сказки, выясняет отношение ребенка к каждому персонажу. Взрослый задает наводящие вопросы и подводит ребенка к осознанию и формулированию выводов. Сказка помогает ребенку понять и принять мир, в котором он живет, помочь ему социализироваться. Сказкотерапия развивает речь, высшие психические функции: мышление, память, воображение. Сказка помогает особенным детям выразить свои эмоции, поверить в чудо, дает надежду и силы на дальнейшее преодоление сложностей. Сказка — это маленький мир, где каждый ребенок может почувствовать себя тем, кем он захочет.