Барскова Ольга Вячеславовна
Опыт работы «Использование разных видов детской деятельности для развития мелкой моторики рук детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из немаловажных аспектов физического развития младшего дошкольника является развитие мелкой моторики. Развитие навыков мелкой моторики в дошкольном возрасте важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кисти руки и пальцев: чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять разнообразные бытовые действия.
Публикация «Опыт работы „Использование разных видов детской деятельности для развития мелкой моторики рук детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Важно развитие мелкой моторики и для личностного развития ребенка. Владея рукой, дети становятся более самостоятельными, автономными и независимыми от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
Таким образом, целью моей работы стало развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет по средствам использования разных видов детской деятельности.
В соответствии с целью были определены основные задачи:
1. Развивать умения владеть мышцами пальцев, кистями рук;
2. Развивать силу пальцев и кисти.
3. Развивать способности координированной работы рук со зрительным и слуховым восприятием (выполнять движения в соответствии с текстом).
4. Формировать ручную умелость в разных видах детской деятельности.
5. Обогащать развивающую предметно-пространственную среду группы.
6. Взаимодействовать с родителями в целях формирования компетентности по вопросам развития мелкой моторики рук детей.
Необходимым условием для реализации цели и задач является развивающая предметно-пространственная среда. В разных уголках групповой комнаты имеются игры на развитие мелкой моторики руки.
В уголке природы большим спросом у воспитанников пользуется: контейнеры с разнообразным природным материалом, «Волшебные мешочки» с мелкими предметами, сухие бассейны из шишек, желудей.
В уголке игры и конструктивной деятельности : конструкторы с разным соединением, пирамидки, мозаики, пазлы, разнообразные шнуровки, мелкие сюжетные игрушки; игры с прищепками для белья.
В уголке физической культуры дети очень охотно используют массажные мячики, моталочки, мячи, кегли, дартс;
В уголке изобразительной деятельности – пластилин, краски, фломастеры, карандаши, шаблоны и трафареты для обведения.
Изготовлен дидактический материал.
В целях систематизации развивающей работы с детьми разработала перспективный план.
Проблему развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет невозможно решить без активного участия родителей. С родителями было проведено анкетирование с целью изучения семейного опыта на тему «Что, такое мелкое моторика? Как её развивать?» Семинар – практикум «Развиваем мелкую моторику рук детей 3-4 лет», индивидуальные консультации «Развиваем мелкую моторику детей младшего дошкольного возраста»
Также родители проявили активное участие в обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы.
Деятельность по развитию мелкой моторики у детей 3-4 лет старались строить с учетом дидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, интеграции, наглядности, индивидуального подхода к детям.
Деятельность детей осуществляется в следующих блоках:
Блок -совместная деятельность взрослого и детей
• Занятия по художественно-эстетическому развитию;
Рисование, лепка, аппликация - это эффективные пути, используемые для развития моторики руки ребенка. Воспитанникам очень нравится экспериментировать с красками. Например, предлагаю детям изобразить на тонированном листе бумаги следы, которые оставили звери. При этом обращаю внимание на степень нажима пальцем на лист в зависимости от животного. Всячески поощряю желание детей рисовать в свободное время.
Использую в лепке метод налепа, при котором детям не нужны особые умения и навыки. Предлагаю детям шаблон и картинку предмета для образца.
Таким методом «налепа» можно сделать множество работ : шишки для мишки; точки на спинке божьей коровки; пуговицы на платье кукле Маше; украшения на новогоднюю елку и т. д.
Воспитанники так же любят заниматься аппликацией, с использованием различных круп, ватой, мятой бумагой, обрыванием и другим материалом.
Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику - согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.
Задания на развитие моторики планирую также в совместной деятельности в режимных моментах.
Образовательная деятельность в режимных моментах : игровые ситуации, проблемные ситуации, дидактические и подвижные игры.
Блок – самостоятельная деятельность детей.
• Игры (дидактические, подвижные);
• Конструктивная деятельность;
• Исследовательская деятельность
Дети применяют полученный опыт в других видах деятельности (коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, двигательной)
Работа по развитию мелкой моторики рук детей 3-4 лет шла по следующим направлениям:
1. Активная гимнастика. Активно в работе использую игровую деятельность, предлагаю воспитанникам игры с различными видами конструкторов, мозаиками, пазлами, шнуровками. Все эти игры относятся к активной гимнастике.
2. Пассивная гимнастика или самомассаж. Самомассаж кисти провожу как подготовительный или заключительный этап при проведении игр и упражнений с пальчиками, а также как самостоятельное средство. В работе данного возраста использую элементарные приемы : поглаживание, растирание. Самомассаж проводится в виде игры: например, говорю детям, что одна наша ручка превращается в кошку, давайте ее погладим, дети с удовольствием принимают игру и изображают как они гладят кошечку, пальчики рук превращаются в спортсменов: дети «пробегают» пальцами правой руки по левой, пальцами левой рукой — по правой. Для самомассажа иногда использую предметы, например, мячик- ежик
3. Пальчиковая гимнастика.
Комплекс пальчиковой гимнастики длится 2-3 минуты. По мере усвоения детьми комплексов гимнастик они меняются. Игры подбираю с учетом возраста, интересов детей, учитываю тематику образовательного процесса, сезонность, а также доступность по содержанию и воспроизведению.
Детям 3—4 лет доступны энергичные движения кистями рук («месить тесто», «забивать гвозди»).
Они могут составлять простые фигуры из пальцев и ладоней (колечко, ковшик); из пальцев одной руки (зайчик, коза); могут выполнять согласованные действия двумя руками (домик, ворота, учатся сгибать и разгибать пальцы поочередно правой и левой рукой. Упражнения направлены на развитие не только всех пальцев сразу, но и каждого в отдельности. Знакомя детей с новой пальчиковой игрой, текст произношу медленно, четко, но в тоже время эмоционально.
Перед игрой с детьми обсуждаю ее содержание, отрабатываю необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.
При разучивании все упражнения выполняются в медленном темпе, повторяются 3—5 раз. На начальном этапе важен качественный показ педагога. Понять основу движения помогают объяснение, указание, оценка. Например, выполняя движение замочек, дети, соединив пальчики обеих рук, могут держать их расслабленно. Но только стоит внести уточнение: «Замочек крепкий», как дети напрягают мышцы без прямой команды.
Обязательно применяю игровые приемы, помогающие создать мотивацию и повысить качество выполняемых упражнений, например, волк не сможет войти в домик к зайцу, так как замочек крепкий.
Выполняя упражнение вместе с детьми, демонстрирую собственную увлеченность игрой, слежу за правильной постановкой кисти, точным переключением с одного движения на другое.
Все указания даю детям спокойным доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости оказываю помощь.
При повторном проведении игры воспитанники нередко частично начинают произносить текст, постепенно разучивают его наизусть, произносят целиком, соотнося слова с движением.
Для развития мелкой и общей моторики использую и физкультминутки, которые так же как элемент двигательной активности используется для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки. Физкультминутки развивают координацию, ритмическую организацию движений. Принципы работы при разучивании физкультминуток те же, что и при пальчиковой гимнастике.
4. Использование изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики.
- Рисование красками различными способами: кистью, пальцем, свечей, зубной щеткой.
- Лепка с использованием природного материала: семян яблок, дыни, арбуза, кабачков, гороха, камешков, ракушек и т. д.
- Аппликация (мозаичная, обрыванием).
5. Большое значение для «постановки руки» имеет развитие графической моторики, при этом особое место отводится формированию умений закрашивать, обводить по трафарету. Развитию мелкой моторики помогает выполнение детьми размашистых, уверенных движений, не отрывая руки от листа бумаги. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость. С этой целью для рисования выбираю такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб, дорожек к теремку
Сравнительный анализ результатов диагностики начала и данного этапа учебного года показал, что увеличился процент детей, умеющих точно с определенной силой нажима проводить качественные линии, правильно держать карандаш, пальчики стали подвижными и сильными, дети могут удерживать их в заданном положении.
Положительными результатами своей работы считаю то, что
1. У воспитанников развито умение владеть мышцами пальцев, кистями рук;
2. Дети проявляют ручную умелость в разных видах детской деятельности;
3. У воспитанников развиты способности координированной работы рук со зрительным и слуховым восприятием (выполнять движения в соответствии с текстом).
4. Повысился интерес родителей к вопросу развития мелкой моторики рук у младших дошкольников