Ирина Артемьева
Использование различных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников (из опыта работы) стар. дошк. возраст
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитывают все : люди, вещи, явления, но,
прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги».
А. С. Макаренко.
Первая школа воспитания растущего человека – это семья. Все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребёнка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей».
Публикация «Использование различных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников (из опыта работы) стар, дошк, возраст» размещена в разделах
Работа воспитателя с родителями является одной из важнейших составляющих, обеспечивающих качество образовательного процесса, и является одним из основных принципов дошкольного образования, указанных в федеральном государственном образовательном стандарте:
- сотрудничество организации с семьёй;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребёнка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребёнка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Важно найти такую форму общения с семьёй, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения и развития детей.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность мы ведём по четырё м направлениям:
1. Информационно-аналитическое.
2. Познавательное.
3. Наглядно-информационное.
4. Досуговое.
1. Основной задачей информационно - аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, об общекультурном уровне его родителей, о наличии у них необходимых педагогических знаний. К данной форме взаимодействия с родителями можно отнести: анкетирование: «Готов ли Ваш ребёнок к детскому саду», «Адаптация в группе» проведение опросов, беседы: «Режим - главное условие здоровья для малышей», «Гигиена одежды вашего ребёнка», «Поговорим о здоровье!», «Питание ребёнка летом» и др.
В нашем детском саду работает «Почтовый ящик».
2. Познавательное направление. Это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста
включает в себя:
Общие и групповые родительские собрания.
День открытых дверей – даёт возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами.
Консультации: «Нужно ли учить ребёнка общению», «Роль игры в жизни ребёнка», «Роль семьи в осуществлении здоровье сбережения дошкольников», «Детская застенчивость» и др.
Аукцион – это собрание, которое проходит в игровой форме, в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме.
занятия с участием родителей "Улицы, по которым я хожу», «Моя мама швея» и т. д.
совместные проекты «Сочиняем сказки вместе», «Куклы моей семьи», «Волшебство мыльных пузырей», «Весёлые завитушки», «Удивительный продукт – мёд», «Влияние зубной пасты на здоровье зубов», «Читающая мама».
выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями
"Светофорик», «Мастерская Деда Мороза», «Макет моей улицы», «Увлечения моей семьи», «Дары осени».
дни добрых дел -–помощь в создании предметно-развивающей среды группы и участка. Такая форма позволяет налаживать атмосферу тёплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями.
3. Наглядно - информационное направление. Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, объективно увидеть деятельность воспитателя и включает в себя :
Уголки для родителей. Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Папки-передвижки: «Первый раз в детский сад», «Времена года», «Витамины для детей», «Азбука пешеходов».
Тематические выставки рисунков: «Защитники Отечества», «Мама – солнышко моё», «Мой край родной» и др.
семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», «Улицы, по которым я хожу», «Городок на Битюге».
Фотовыставки и фотоколлажи: «Если хочешь быть здоров - закаляйся», «Мой папа лучше всех», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Наши праздники», «Папа, мама, я - дружная семья».
4. Досуговое направление организации общения призваны устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.
К ним относятся:
- Праздники: «Праздник Осени», «День матери», «Новый год», «День защитника Отечества», 8 Марта.
- Развлечения: День знаний - «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», «Широкая Масленица», «День прилёта птиц», «1 апреля – день смеха», «Папа, мама, я – дружная семья» ко Дню Семьи.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным.
В группе проведены:
- развлечения «Супермама» (ко дню матери) «Есть такая профессия, Родину защищать».
- спортивный праздник «Мама, папа, я — спортивная семья»и др.
Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах.
Опыт работы с родителями показывает, что использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становиться активными участниками образовательного и воспитательного процесса.