Елена Евсеенко
Опыт работы «Использование проектной деятельности в работе с семьей»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Дошкольное образовательное учреждение ориентировано на помощь семье в формировании социально компетентной личности дошкольника, способной решать проблемные задачи (адекватные его возможностям) и активно взаимодействовать с окружающими людьми.
Темочки:
- Опыт работы, практика
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
Анализируя различные формы взаимодействия детей и родителей, родителей и педагогов, мы искали такие формы, которые позволили бы развивать у детей самостоятельность в решении проблем, умение организовывать свою деятельность и в то же время помочь родителям выстраивать свои отношения с детьми. Формы, которые бы не оставляли родителей равнодушными слушателями, а делали бы их равноправными, заинтересованными участниками. Для того чтобы родители могли раскрыться в общении не только со своим ребенком, но и с воспитателями, могли рассказать о своих волнениях и переживаниях по поводу развития и воспитания ребенка, спросить совета или получить какую либо информацию или рекомендацию.
И именно поэтому мы решили использовать во взаимодействии с родителями инновационное направление – проектную деятельность, которая как раз и позволяет решить все поставленные задачи. Использование проектного метода предполагает развитие свободной творческой личности ребенка. Ребенок при помощи взрослых (педагогов, родителей) познает мир, учится взаимодействовать с ним.
Проектная деятельность – это такая форма взаимодействия взрослых (педагоги, родители) и детей, которая позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимоотношения со сверстниками.
В процессе организации проектной деятельности выявляются интересы ребенка, развивается партнерский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива.
Актуальность проектного метода заключается в поиске нетрадиционных подходов к решению проблемы взаимодействия ДОУ и семьи. Проектная деятельность отвечает всем современным тенденциям в образовании. Данный вид деятельности направлен на актуальную проблему саморазвития дошкольника. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка.
Какова же роль родителей в проектной деятельности?
Чтобы организовать учебно-воспитательный процесс наиболее эффективно, необходимо участие не только педагога и детей группы, но и их родителей.
Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному к себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Неучастие родителей в жизни своего ребёнка, отсутствие какого-либо представления о том, каким должен быть ’’успешный" родитель - и возникает определенная проблема в отношениях ребенка и его семьи. Привлечение родителей к реализации проектов в детском саду обусловлено несколькими причинами:
Во-первых, в силу своих возрастных особенностей дети не могут быть абсолютно самостоятельными и им необходима помощь взрослого.
Во-вторых, объединение детей и взрослых особенно важно в ситуации широко распространённого дефицита внутрисемейного общения.
Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности в детском саду – сотрудничество, содействие, партнёрство с ребёнком и педагогами ДОУ. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребёнку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребёнка.
Все мы знаем, что жизненный уклад семьи играет большую роль в жизни ребёнка. Именно в семье формируются главные устои человека. Ведь какими бы прекрасными не были наши детские сады, главным воспитателем малышей являются отец и мать.
Поэтому задача воспитателя заключается в правильной организации взаимодействия с родителями своих воспитанников. Чтобы общение воспитателя с родителями не ограничивалось взаимными претензиями, необходимо взаимодействие с родителями строить на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов родителей, и, самое главное, их опыта в воспитании детей.
Эффективным средством интеграции ДОУ и семьи, на мой взгляд, является совместная проектная деятельность воспитателя, родителей и детей. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьёй. Сюда можно отнести создание плакатов, выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, экскурсии, родительские собрания и клубы, оформление стендов и многое другое.
При работе над проектами мы используем следующие этапы работы :
– ставим перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей;
– вовлекаем дошкольников в решение проблемы (обозначение детской цели);
– намечаем план движения к цели (поддерживаем интерес детей и родителей);
– обсуждаем план с семьями;
– все вместе рисуем план-схему проведения проекта;
– собираем информацию, материал;
– проводим образовательную деятельность, игры, наблюдения;
– даём домашние задания родителям и детям;
– переходим к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации, поделки, рисунки, альбомы, предложения родителей и детей;
– организуем презентацию проекта (праздник, открытое мероприятие, акция, КВН, составляем альбом и т. п.
– подводим итоги: выступаем на педагогическом совете, «круглом столе», родительском собрании и проводим обобщение опыта.
Проект направлен на привлечение родителей к непосредственному участию в коррекционно-развивающем процессе. Реализация проекта может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев и состоит из последовательных этапов: ознакомление родителей с целями и задачами проекта, совместная деятельность детей и родителей, презентация проекта. Проект, как правило, включает в себя несколько мероприятий, способствующих его реализации.
Проекты могут быть исследовательскими, а могут быть творческими.
В нашей группе родители вместе с детьми работали над краткосрочными проектами : «Перелетные птицы» и
«Яблочный спас». На примере, которого я бы хотела рассказать об использовании проектной деятельности с родителями.
Основной целью этого проекта является :
• Через праздник "Яблочный Спас» познакомить детей
с обрядами и обычаями русского народа.
• Изучения и возрождения народных традиций.
• Изучение исторических корней праздника.
• Знакомство с фольклорными традициями, обрядовыми действиями, народными играми.
• Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
• Развитие творческих способностей взрослых и детей в процессе совместной деятельности.
Актуальность
Если человек хорошо знает с детства народное творчество, он сможет возродить те же традиции, а в наше время почти все традиции, связанные с праздником Яблочный Спас, забылись. Поэтому, необходимо приобщать детей к старинным праздникам знакомить их с традициями родной земли, красотой природы, умением наших предков жить в гармонии с окружающим миром.
Кроме того, воздействие народных праздников на ребенка является эффективным средством обогащения его духовной культуры.
Задачи
Дать представление о празднике Яблочный Спас, расширить кругозор детей;
Развивать навыки общения, диалогическую речь, стимулировать познавательный интерес;
Вызывать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, фольклор.
Учить детей чтить народные традиции, бережно относиться к историческому прошлому русского народа.
Воспитывать бережное отношение к природе как источнику осенних даров.
Предполагаемые результаты
В результате работы над осуществлением проекта воспитанники должны овладеть следующими ключевыми компетенциями:
Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
Умение играть в русские народные подвижные игры.
Этапы работы над проектом
Подготовительный :
-Определена тема проекта;
-Сформулированы цели и задачи;
-Подобрана литература, загадки, пословицы;
-Составлен план мероприятий основного этапа;
-С целью привлечения родителей к участию в проекте им был предложен раздаточный материал и задания по теме проекта для выполнения с ребенком дома;
-Были проведены консультации о необходимости приобщения детей к православным праздникам.
Основной (поисково – исследовательский, творческий) :
-Тематические беседы;
-Творческие мастерские – выставка поделок;
- Написания сценария праздника «День со вкусом яблока» и его подготовка.
- Конкурс творческих работ детей с родителями на тему:
«Яблочный Спас».
Заключительный
- Проведение праздника.
Длительность проекта : 1 неделя.
Далее моя работа по проекту была следующая…
В родительские уголки была размещена информация о начале реализации проекта «Яблочный спас» в виде приглашения родителей с просьбой принять активное участие. Я занялась изучением научной и методической литературы по теме проекта. Составила план работы в рамках проекта. Разработала методические материалы для его реализации.
В начале работы над проектом на стенде для вас родители оформила информационный лист следующего содержания. Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки! Мы с ребятами решили начать работу над новым проектом на тему «Яблочный спас», чтобы узнать как можно больше о народных традициях связанными с празднованием Преображения Господня (Яблочного Спаса, приобщать детей к духовно-нравственным ценностям). Нам очень нужно всё, что поможет больше узнать о происхождении праздника - энциклопедии с информацией по теме; произведения художественной литературы; картинки из журналов или Интернета; настольные игры и раскраски по теме; мультипликационные фильмы по теме; помощь в организации экскурсии храм и организация ярмарки. Мы очень на вас надеемся! Таким образом, родители были проинформированы о том, какая тема заинтересовала детей, какой объём материала у них имеется. Перед родителями раскрывается перспектива работы над проектом. В дальнейшем в процессе индивидуальных бесед выясняю у родителей более конкретно, кто какую помощь из предложенного списка сможет оказать. При этом поощряю проявление родителями инициативы и с радостью принимаю от них любую помощь.
Во время реализации проектной деятельности в группе дети читали художественную литературу, рассматривали и беседовали по картинам, разучивали стихотворения, отгадывали загадки, беседовали о народных приметах, пословицах и поговорках о яблочном спасе, играли в настольные и сюжетно – ролевые игры, смотрели мультфильмы и презентации, рисовали, раскрашивали, лепили и делали аппликации по заданной теме. Я старалась создать такую ситуацию, когда ребёнок должен был что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать.
Во время прогулки дети осуществляли необходимые наблюдения, играли в подвижные игры. Совместно с родителями прошел праздник- развлечение «Спасу Ореховому, Медовому, Яблочному посвящается.», где родители приняли активное участие в играх.
19 августа был запланирован поход в храм, куда отправились педагоги, дети и их родители, взяв с собой яблоки, виноград и мед. Возвращаясь обратно в детский сад, всю дорогу дети и взрослые вспоминали о священнослужителях в необычных костюмах, о большом количестве людей пришедших в храм, о воде, которой были окроплены и все присутствующие и их продукты. Можно смело сказать, что из храма дети и родители ушли под большим впечатлением. Результатом данного проекта стала ярмарка.
Родители в свою очередь решили организовать ярмарку на высшем уровне. Оформили рисунками центральный вход в детский сад на тему «Яблочный спас», возле которого останавливались не только дети и искали свои рисунки, но и их родители. За ранее пошили детям русские народные костюмы, для выступления. Подготовили все атрибуты и украшения ярмарки.
Помимо всего этого, хочется также сказать и том, что в этот день были печеные яблоки, яблочный компот, слойки с яблоками, торты шарлотки. Всё это яблочное изобилие приготовили родители вместе с детьми для ярмарки, которая прошла на высоком эмоциональном уровне.
Дети были одеты в народные костюмы. Мероприятие прошло весело и задорно: звучали народные песни и мелодии, проводились народные игры «Передай яблочко», «Карусель», «Ручеек» дети читали стихи о «яблочном спасе».
Для родителей подготовила информационные стенды, листы и буклеты с целью повышения компетентности родителей в вопросах православной культуры.
Говоря о вовлечении родителей в проектную деятельность, следует отметить их активное участие в работе над проектами. Они с удовольствием помогали детям открывать новое, неизведанное. Проявляя свои творческие способности, родители рисовали по теме проекта, придумывали песенки, стихотворения.
Я считаю, что использование проектной деятельности наиболее эффективено в работе с семьей, так как она позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного чувственного опыта. Активное участие всех заинтересованных родителей позволило сделать вывод о том, что проектная деятельность является достаточно эффективной формой работы ДОУ с семьей в вопросах использования педагогических технологий, способствующих повышению осведомленности родителей.
Сотрудничество с родителями дало следующие положительные результаты: - создание детско-взрослого сообщества; - накопление материалов по взаимодействию ДОУ с семьёй; - оказание родителями практической помощи в создании развивающей среды; - активное участие родителей на праздниках, открытых мероприятиях, в конкурсах, образовательном процессе.
В заключение хочется сказать об эффективности проводимых мероприятий, так как мы видим, как у родителей проявляется искренний интерес к жизни своих детей, желание принять в ней участие, стать близким другом своему ребенку.
На сегодняшний день можно сказать, что в нашей группе сложились дружеские отношения с родителями. Использование инновационных форм работы с родителями дало необходимые результаты: у родителей появился интерес к работе детского сада и воспитанию детей; изменился характер вопросов родителей к педагогам детского сада, увеличился рост их педагогических интересов и знаний; родители овладели необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста; вырос рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, их активности; в участие в конкурсах, досугах, праздниках; пониманию родителями практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе; проявлению интереса к активному включению в планирование образовательного процесса.
Таким образом, использование новых форм в сотрудничестве с семьей, помогут педагогам и родителям освоить методы воспитания, основанные на взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах.