Пормейстер Ольга Викторовна
Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами использую и нетрадиционные.
К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, крупы, семена растений, песок, камешки Марблс, массаж с помощью мячика Су-джок, аппликатора Кузнецова, применение различных бытовых предметов (прищепки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое).
Публикация «Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.
При разработке нетрадиционных приёмов использую пособия из бросового и природного материала, преимущества которых состоят в следующем:
– многофункциональность;
– экономическая выгода;
– общедоступность.
Работу по развитию мелкой моторики пальцев лучше начинать с массажа пальчиков, кистей рук. Вместе с традиционным пальчиковым массажем используется массаж с различными предметами. Например,
• прищепочный массаж;
• массаж орехами;
• массаж шестигранными карандашами;
• массаж камнями;
Хочется остановиться на одном методе, который является целесообразным, эффективным и простым: Су Джок терапия
Данная технология – достижение восточной медицины. Разработана она южно-корейским профессором Пак ЧжеВу. В основе его метода лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом.
На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека, регулировать функционирование внутренних органов.
Упражнения с использованием Су-Джок развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать непосредственно образовательную деятельность интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт для детей во время непосредственно образовательной деятельности.
Приемы работы :
- Сжимание и разжимание шариков в кулачок каждой руки.
- Нажимать каждым пальчиком на шарик.
- Прокатывать шарик между ладонями круговыми движениями.
- Прокатывать шарик между ладонями прямыми движениями.
- Удерживание шарика 2-мя, 3-мя пальцами
Актуальность использования Су-джок терапии в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, состоит в следующем:
-массажер Су-джок повышает интерес к занятию, необходимый дошкольникам, для которых характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению;
-оказывает благоприятное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым развивая речь;
-вызывает положительные эмоции (радость, удивление); снижает негативные проявления и отрицательные эмоции (злость, гнев, обида);
-Су-джок терапию могут применять педагоги, а также родители в домашних условиях;
-Су-джок терапию можно применять как на индивидуальных занятиях, так и на групповых.
Цель работы : скорректировать речевые нарушения с помощью использования Су-джок терапии.
Задачи:
- воздействовать на биологически активные точки по системе Су-джок, оказать позитивное воздействие на речь и здоровье детей ;
- активизировать мозг, развить межполушарное взаимодействие;
- стимулировать иннервацию речедвигательных анализаторов у детей;
- содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус;
- совершенствовать навыки пространственной ориентации;
- способствовать развитию внимания, памяти, образного и абстрактного мышления, оптико-пространственного восприятия и мелкой моторики рук, так необходимых для успешной подготовки детей к школе
Рассмотрим некоторые формы работы с детьми при нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения (автоматизации звука, совершенствовании навыков пространственной ориентации.
Ожидаемый результат :
-стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
-осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;
-развивается координация движений и мелкая моторика;
-развивается произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для полноценной учебной деятельности.
В своей практике я применяю Су-Джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Массажными движениями мы играем в пальчиковую гимнастику в стихах с применением Су-Джок шарика – уникальное средство для развития речи ребенка.
На кистях рук имеются точки, которые взаимосвязаны с различными зонами коры головного мозга. Поэтому, определив зоны соответствия речеобразующих органов и систем, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.
Применение Су Джок терапии для развития речи детей, обоснованно многолетней логопедической практикой. Метод можно использовать как для коррекции, так и для профилактики нарушений речи.
Этот метод рекомендуется при лечении болевых синдромов и даже для коррекции настроения
Су-Джок стимулятор-массажёр, представляет собой пластмассовый шарик с небольшими шипами и разделённый на две половинки.
Внутри него, находятся два кольца. Колечки сделаны из эластичной, металлической проволоки и очень хорошо растягиваются. Массаж ладоней проводится шариком, а колечками мы массажируем пальчики. При этом по всему организму ощущаются приятные, покалывающие ощущения.
Определив зоны соответствия речеобразующих органов и систем, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. За речь отвечают две зоны, находящиеся в коре головного мозга. Зона Вернике – отвечает за восприятие речи и зона Брока – за произношение звуков. По теории Су-Джок точки соответствия этим зонам, это верхние фаланги пальцев. Поэтому при массаже Су-Джок шариком, необходимо уделять внимание именно этой части кистей рук. Однако, учитывая всё выше изложенное, необходимо стимулировать и другие точки соответствия, для оздоровления всего организма.
С помощью метода Су-Джок терапии решаются многие коррекционные задачи. Такие как:
Развитие фонематического слуха и восприятия;
Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
Развитие звукового и слогового анализа слов;
Активизация словаря и совершенствование лексико-грамматических категорий;
Развитие общей и мелкой моторики;
Развитие психических процессов;
Развитие цветовосприятия;
Развитие пространственно-временных представлений;
Закрепление счетных операций.
В коррекционно-логопедической работе, Су-Джок терапия используется в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, снятия напряжения. Также, позволяет преодолеть речевой негативизм при общении ребенка со взрослым, с другими детьми.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Также массажные упражнения, сочетаются с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок. Использую массаж при автоматизации поставленных звуков в сочетании с шариками Су - Джок. Необычные виды массажа рук вызывают у детей особый интерес, поскольку, сочетают тактильное воздействие и игру.
Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?
Работа по развитию речи посредством пальчиковых игр и упражнений проводятся мной в индивидуальной, групповой, фронтальной форме, в утренние и вечерние часы в течении каждого учебного дня.
Для поддержания постоянного интереса детей, я побуждаю их самостоятельно играть в игры с речевым сопровождением, оформила театрализованные уголки (пальчиковый, би-ба-бо, картотеку пальчиковых игр и упражнений.
По моему мнению, успешным условием воспитания звуковой культуры речи являются: полноценная речевая среда, целенаправленное обучение в форме фронтальных, индивидуальных и групповых видах деятельности, языковые нормы взрослых, особенно включение родителей дошкольников в этот процесс.
Таким образом, в результате использования Су-Джок терапии осуществляется благоприятное воздействие на весь организм: стимулируются речевые зоны коры головного мозга, развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь, координация движений и мелкая моторика, происходит оздоровление организма в целом. Сочетание пальчиковой гимнастики, самомассажа с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедической деятельности как в детском саду, так и дома.
Играйте с детьми в удовольствие!
Список литературы
Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов на Дону: Феникс, 2009.
Издательский дом «Литера», 2010.
«Лань», 2002.
Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми
нарушениями: Логопед, № 6, 2004. – с. 78-82.
Бот О. С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим
недоразвитием речи: Дефектология, № 1, 1983.
Богуш Д. А. корейский метод Су-Джок. – М. : Ника – Центр, 2008.
Громова О. Е. Инновация в логопедическую практику: Методическое
пособие для ДОУ. Линка-Пресс, 2008.
Ивчатова Л. А. Су-док терапия в коррекционно-практической работе с
детьми. Логопед – 2010. № 1.
Новикова О. А. ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры. – М.
АСТ, 2007.
Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики:
Популярная логопедия – КАРО, 2008.
Пак Чжэ Ву. Вопросы терапии и практики Су-Джок терапии : Серии книг
по Су-Джок терапии. Су-Джок Академия, 2009.
Панина Н. А. Су-Джок терапия. Здоровье доступное каждому. - Москва. РИПОЛ классик, 2013.
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство