Наталья Моисеева
Использование потенциала культурно-образовательной среды для духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Период дошкольного детства — время, когда закладывается понимание моральных устоев в обществе. Простыми словами, ребёнок учится видеть добро и отвечать на него и противостоять негативному влиянию со стороны.
Привитие ребёнку нравственных и духовных ценностей — актуальная задача дошкольного образования. Это направление работы педагогов активно развивается, включает всё новые методы развития личностных качеств детей. Потребность активного взаимодействия взрослого и ребёнка с целью сохранения нравственного здоровья диктуется реалиями современной жизни. Ребёнок должен обрести моральные ориентиры в условиях технически и материально насыщенного окружения.
Темочки:
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Суть духовно-нравственного воспитания заключается в формировании у ребёнка понятий о нематериальных ценностях в жизни. Это осознание значимости семьи для каждого человека, уважение старшего поколения, желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе. Воспитать нравственность возможно только через личный пример взрослого и взаимодействие с ребёнком. Детский сад часто называют вторым домом малышей, и здесь (наравне с домашним воспитанием) происходит процесс духовного развития. Необходимость духовно-нравственного воспитания в ДОУ зафиксирована Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ДО).
Духовно-нравственное воспитание в дошкольном учреждении имеет целью формирование у детей гуманного отношения к окружающему миру. Требованию образовательного заказа ФГОС подчинена вся система обучения в детском саду: учебная и трудовая деятельность, игры, досуги и праздники, выездные мероприятия, самостоятельные занятия дошкольников в условиях специально организованной предметно-пространственной среды. Роль воспитателя в нравственном развитии детей состоит в обогащении их представлений об истории и традициях страны, восприятия общечеловеческих ценностей в художественных произведениях. Детям не «читается мораль» — их привлекают к беседам на темы нравственности. Дошкольники — активные исследователи, и в размышлениях над случаями из жизни и литературы они способны сами нарисовать позитивную картину мира.
В детском саду реализуются следующие воспитательные задачи нравственной направленности:
• Сформировать в детях способность сопереживать.
• Зародить уважение к своей нации и к представителям других национальностей.
• Воспитать любовь к родному дому, семье, малой родине.
• Усвоение знаний о культуре и истории родной страны.
• Формирование сопричастности к народным и религиозным традициям.
Задачи духовно-нравственного развития реализуются в рамках следующих воспитательных направлений:
• Духовно-образовательное. На занятиях дети совместно с педагогом изучают сказки, стихотворения и рассказы, обязательно обсуждаются поступки героев, черты характера. Произведения для совместного чтения с дошкольниками всегда содержат элемент нравственного воспитания. Например, сказка «Репка» учит ценности совместного дела, «Три медведя» — важности семьи, «Цветик-семицветик» — жертвенности, «Чук и Гек» — любви к труду и родине и т. д.
• Беседы выстраиваются также из обсуждения реальных ситуаций, поступков воспитанников. Поскольку у дошкольников недостаточно развито восприятие абстрактных образов, мотивирующим материалов для начала беседы служат наглядные примеры: сюжетные иллюстрации, картинки с эмоциональными состояниями персонажей, фотографии.
• Воспитательно-оздоровительное. «В здоровом теле — здоровый дух» — это надо запомнить и осознать с раннего детства. Духовно-нравственное воспитание состоит в том числе и в привитии детям здорового образа жизни. Важность двигательной активности передаётся через динамичные игры и праздничные действа в детском саду. Прелесть пеших прогулок познаётся во время экскурсий и походов.
• Нравственно-трудовое. Нравственность воспитывается в приобщении детей к трудовым акциям : малыши оказывают посильную помощь на субботниках, в генеральной уборке, озеленении территории ДОУ. Развитию уважения к ручному труду способствуют занятия по изготовлению подарков: открытки для ветеранов, бусы для мамы на праздник 8 Марта и др.
• Культурно-познавательное. Образы мировой культуры хранят в себе вневременные человеческие ценности. Художественные произведения (картины, скульптура) часто олицетворяют идеалы нравственности. А музыкальные композиции развивают способность детей сопереживать, глубже воспринимать эмоции. Духовно-нравственное воспитание осуществляется во время просмотра фильмов и мультфильмов, посещения концертного зала, театра или музея, участия в церковных праздниках.
Одним из эффективных средств духовно-нравственного воспитания является развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации. В педагогической литературе большое внимание уделяется изучению среды дошкольника : предметной, игровой, творческой (М. Я. Басов, Д. Н. Узнадзе, Л. С. Выготский, Л. С. Леонтьев).
Среда - это не только некоторое предметное пространство, это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка.
Основополагающие идеи построения развивающей среды в дошкольной образовательной организации должны соответствовать основным направлениям духовно-нравственного развития и становления ребенка дошкольного возраста. Поскольку, от того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений, происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его духовно-нравственного развития, формирование качественно новых психических образований.
Предметно – развивающая среда группы должна быть построена в соответствии со следующими принципами:
• принцип информативности (предметно - развивающая среда группы информативно богатая, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала);
• принцип интеграции образовательных областей (многие материалы развивающей среды полифункциональны, т. е. материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей);
• принцип вариативности (в развивающей среде нашли отражение культурные и художественными традиции города, района, края, России);
• принцип стабильности – динамичности (предметно-развивающая среда группы является постоянной, создаваемой на длительный срок, но в тоже время в не регулярно вносятся изменения в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, программных задач, времени года);
• принцип открытости – закрытости (развивающая среда группы построена таким образом, чтобы можно было легко добавлять в не различные элементы, а так же убирать уже ненужные);
• принцип эмоциогенности среды (развивающая среда группы обеспечивает индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребнка, вызывает у них положительные эмоции);
• принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды (все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению);
• принцип учта половых различий детей (среда должна быть построена так, чтобы как мальчики, так и девочки могли проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности).
Предметно-пространственная среда группы включает материалы для нравственного развития : книги на тему дружбы и семьи, картинки и сюжетные плакаты о родном городе и стране. Рекомендуется выделить небольшую зону духовно-нравственного развития. Уголок располагается в зоне тихой деятельности (рядом с книжным, речевым, творческим центрами) или может находиться в смежном помещении.
Уголок по нравственному развитию может быть оформлен в нескольких направлениях:
• по нравственно-патриотическому воспитанию: акцент на изучение основ семьи, особенностей родного города и страны;
• по национальному быту: ребята знакомятся с устройством русской избы и жизнью крестьян;
• по православной культуре : знакомство с религиозными атрибутами, символами христианских праздников.
Средства оформления духовно-нравственного уголка :
• плакаты, картинки, иллюстрации нравственного содержания;
• книги и детские журналы о семье, дружбе, церкви;
• предметы народных промыслов и быта;
• дидактические игры и наборы для предметных игр;
• стенд или стенгазета с рисунками и фотографиями детей на тему добрых поступков;
• атрибуты православной культуры.
Деятельность по нравственному воспитанию осуществляется через 2 направления — развлекательное и познавательное.
Развлечения в детском саду — это разнообразные формы досуга: праздники, спектакли, народные забавы, творческие вечера и мастер-классы. В развлекательных формах соединяются различные виды детской активности: воспитанники танцуют, поют, что-то мастерят, участвуют в ритмических играх и спортивных состязаниях, разгадывают головоломки. К познавательным мероприятиям относятся экскурсии в музей, посещение храма, поход на выставку или производство.
Рассмотрим основные виды мероприятий для дошкольников в рамках духовно-нравственного развития :
• Развлечения-вечера по православным и народным традициям: «Святочные гадания», «Зимний вечер на Николу», «Масленичное чаепитие», «Пасхальная беседа».
• Народные гуляния (для всех воспитанников ДОУ) : «Широкая Масленица», «Троицын день», «Зимние гуляния», «Праздник урожая».
• Досуги по национальным/ народным традициям: «Казачьи посиделки», «Русские народные забавы», «Русские народные игры и игрушки», «Обычаи родного края».
• Экскурсии в музеи.
• Просмотр спектаклей (в детском саду или в театре). Первоначальные представления о добре и зле, любви и дружбе формируются у детей через зрительные образы, и просмотр театрализованных сказок — замечательная форма передачи моральных ценностей. С готовыми постановками в детские сады приезжают театральные группы. Подготовить сценарий сказки могут и работники ДОУ.
• Посещение церкви, монастыря, беседы с батюшкой. По подписанному родителями соглашению дети посещают храм в праздничные дни, участвуют в освещении веточек вербы, мёда и яблок, куличей и яичек.
В книжном уголке должна быть подобрана литература по духовно-нравственному воспитанию. Данные книги не должны находиться там постоянно, через определенные промежутки времени их необходимо обновлять. Материал должен соответствовать возрастным особенностям дошкольников.
Так же в группе должны быть представлены дидактические игры по данной тематике (Приложение 1). Можно создать картотеку словесных и подвижных игр по духовно-нравственному воспитанию (Приложение 2).
Кроме того, обязательно нужно использовать в своей работе информационные стенды для родителей.
В соответствующей развивающей среде дети будут жить в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.