Папки-передвижки

Использование потенциала культурно-образовательной среды для духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста

Наталья Моисеева
Использование потенциала культурно-образовательной среды для духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Период дошкольного детства — время, когда закладывается понимание моральных устоев в обществе. Простыми словами, ребёнок учится видеть добро и отвечать на него и противостоять негативному влиянию со стороны.

Привитие ребёнку нравственных и духовных ценностей — актуальная задача дошкольного образования. Это направление работы педагогов активно развивается, включает всё новые методы развития личностных качеств детей. Потребность активного взаимодействия взрослого и ребёнка с целью сохранения нравственного здоровья диктуется реалиями современной жизни. Ребёнок должен обрести моральные ориентиры в условиях технически и материально насыщенного окружения.

Публикация «Использование потенциала культурно-образовательной среды для духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Суть духовно-нравственного воспитания заключается в формировании у ребёнка понятий о нематериальных ценностях в жизни. Это осознание значимости семьи для каждого человека, уважение старшего поколения, желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе. Воспитать нравственность возможно только через личный пример взрослого и взаимодействие с ребёнком. Детский сад часто называют вторым домом малышей, и здесь (наравне с домашним воспитанием) происходит процесс духовного развития. Необходимость духовно-нравственного воспитания в ДОУ зафиксирована Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ДО).

Духовно-нравственное воспитание в дошкольном учреждении имеет целью формирование у детей гуманного отношения к окружающему миру. Требованию образовательного заказа ФГОС подчинена вся система обучения в детском саду: учебная и трудовая деятельность, игры, досуги и праздники, выездные мероприятия, самостоятельные занятия дошкольников в условиях специально организованной предметно-пространственной среды. Роль воспитателя в нравственном развитии детей состоит в обогащении их представлений об истории и традициях страны, восприятия общечеловеческих ценностей в художественных произведениях. Детям не «читается мораль» — их привлекают к беседам на темы нравственности. Дошкольники — активные исследователи, и в размышлениях над случаями из жизни и литературы они способны сами нарисовать позитивную картину мира.

В детском саду реализуются следующие воспитательные задачи нравственной направленности:

• Сформировать в детях способность сопереживать.

• Зародить уважение к своей нации и к представителям других национальностей.

• Воспитать любовь к родному дому, семье, малой родине.

• Усвоение знаний о культуре и истории родной страны.

• Формирование сопричастности к народным и религиозным традициям.

Задачи духовно-нравственного развития реализуются в рамках следующих воспитательных направлений:

Духовно-образовательное. На занятиях дети совместно с педагогом изучают сказки, стихотворения и рассказы, обязательно обсуждаются поступки героев, черты характера. Произведения для совместного чтения с дошкольниками всегда содержат элемент нравственного воспитания. Например, сказка «Репка» учит ценности совместного дела, «Три медведя» — важности семьи, «Цветик-семицветик» — жертвенности, «Чук и Гек» — любви к труду и родине и т. д.

• Беседы выстраиваются также из обсуждения реальных ситуаций, поступков воспитанников. Поскольку у дошкольников недостаточно развито восприятие абстрактных образов, мотивирующим материалов для начала беседы служат наглядные примеры: сюжетные иллюстрации, картинки с эмоциональными состояниями персонажей, фотографии.

• Воспитательно-оздоровительное. «В здоровом теле — здоровый дух» — это надо запомнить и осознать с раннего детства. Духовно-нравственное воспитание состоит в том числе и в привитии детям здорового образа жизни. Важность двигательной активности передаётся через динамичные игры и праздничные действа в детском саду. Прелесть пеших прогулок познаётся во время экскурсий и походов.

• Нравственно-трудовое. Нравственность воспитывается в приобщении детей к трудовым акциям : малыши оказывают посильную помощь на субботниках, в генеральной уборке, озеленении территории ДОУ. Развитию уважения к ручному труду способствуют занятия по изготовлению подарков: открытки для ветеранов, бусы для мамы на праздник 8 Марта и др.

Культурно-познавательное. Образы мировой культуры хранят в себе вневременные человеческие ценности. Художественные произведения (картины, скульптура) часто олицетворяют идеалы нравственности. А музыкальные композиции развивают способность детей сопереживать, глубже воспринимать эмоции. Духовно-нравственное воспитание осуществляется во время просмотра фильмов и мультфильмов, посещения концертного зала, театра или музея, участия в церковных праздниках.

Одним из эффективных средств духовно-нравственного воспитания является развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации. В педагогической литературе большое внимание уделяется изучению среды дошкольника : предметной, игровой, творческой (М. Я. Басов, Д. Н. Узнадзе, Л. С. Выготский, Л. С. Леонтьев).

Среда - это не только некоторое предметное пространство, это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка.

Основополагающие идеи построения развивающей среды в дошкольной образовательной организации должны соответствовать основным направлениям духовно-нравственного развития и становления ребенка дошкольного возраста. Поскольку, от того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений, происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его духовно-нравственного развития, формирование качественно новых психических образований.

Предметно – развивающая среда группы должна быть построена в соответствии со следующими принципами:

• принцип информативности (предметно - развивающая среда группы информативно богатая, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала);

• принцип интеграции образовательных областей (многие материалы развивающей среды полифункциональны, т. е. материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей);

• принцип вариативности (в развивающей среде нашли отражение культурные и художественными традиции города, района, края, России);

• принцип стабильности – динамичности (предметно-развивающая среда группы является постоянной, создаваемой на длительный срок, но в тоже время в не регулярно вносятся изменения в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, программных задач, времени года);

• принцип открытости – закрытости (развивающая среда группы построена таким образом, чтобы можно было легко добавлять в не различные элементы, а так же убирать уже ненужные);

• принцип эмоциогенности среды (развивающая среда группы обеспечивает индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребнка, вызывает у них положительные эмоции);

• принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды (все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению);

• принцип учта половых различий детей (среда должна быть построена так, чтобы как мальчики, так и девочки могли проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности).

Предметно-пространственная среда группы включает материалы для нравственного развития : книги на тему дружбы и семьи, картинки и сюжетные плакаты о родном городе и стране. Рекомендуется выделить небольшую зону духовно-нравственного развития. Уголок располагается в зоне тихой деятельности (рядом с книжным, речевым, творческим центрами) или может находиться в смежном помещении.

Уголок по нравственному развитию может быть оформлен в нескольких направлениях:

по нравственно-патриотическому воспитанию: акцент на изучение основ семьи, особенностей родного города и страны;

по национальному быту: ребята знакомятся с устройством русской избы и жизнью крестьян;

• по православной культуре : знакомство с религиозными атрибутами, символами христианских праздников.

Средства оформления духовно-нравственного уголка :

• плакаты, картинки, иллюстрации нравственного содержания;

• книги и детские журналы о семье, дружбе, церкви;

• предметы народных промыслов и быта;

• дидактические игры и наборы для предметных игр;

• стенд или стенгазета с рисунками и фотографиями детей на тему добрых поступков;

• атрибуты православной культуры.

Деятельность по нравственному воспитанию осуществляется через 2 направления — развлекательное и познавательное.

Развлечения в детском саду — это разнообразные формы досуга: праздники, спектакли, народные забавы, творческие вечера и мастер-классы. В развлекательных формах соединяются различные виды детской активности: воспитанники танцуют, поют, что-то мастерят, участвуют в ритмических играх и спортивных состязаниях, разгадывают головоломки. К познавательным мероприятиям относятся экскурсии в музей, посещение храма, поход на выставку или производство.

Рассмотрим основные виды мероприятий для дошкольников в рамках духовно-нравственного развития :

Развлечения-вечера по православным и народным традициям: «Святочные гадания», «Зимний вечер на Николу», «Масленичное чаепитие», «Пасхальная беседа».

• Народные гуляния (для всех воспитанников ДОУ) : «Широкая Масленица», «Троицын день», «Зимние гуляния», «Праздник урожая».

• Досуги по национальным/ народным традициям: «Казачьи посиделки», «Русские народные забавы», «Русские народные игры и игрушки», «Обычаи родного края».

• Экскурсии в музеи.

• Просмотр спектаклей (в детском саду или в театре). Первоначальные представления о добре и зле, любви и дружбе формируются у детей через зрительные образы, и просмотр театрализованных сказок — замечательная форма передачи моральных ценностей. С готовыми постановками в детские сады приезжают театральные группы. Подготовить сценарий сказки могут и работники ДОУ.

• Посещение церкви, монастыря, беседы с батюшкой. По подписанному родителями соглашению дети посещают храм в праздничные дни, участвуют в освещении веточек вербы, мёда и яблок, куличей и яичек.

В книжном уголке должна быть подобрана литература по духовно-нравственному воспитанию. Данные книги не должны находиться там постоянно, через определенные промежутки времени их необходимо обновлять. Материал должен соответствовать возрастным особенностям дошкольников.

Так же в группе должны быть представлены дидактические игры по данной тематике (Приложение 1). Можно создать картотеку словесных и подвижных игр по духовно-нравственному воспитанию (Приложение 2).

Кроме того, обязательно нужно использовать в своей работе информационные стенды для родителей.

В соответствующей развивающей среде дети будут жить в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Консультация для воспитателей «Создание образовательной среды для музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Создание образовательной среды для музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка I часть Зимние каникулы, как обычно в нашей семье, были посвящены участию в различных мероприятиях, которых.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста II часть Итак, на мой взгляд, детям младшего дошкольного возраста достаточно участия в мероприятиях, проводимых в знакомой обстановке, например,.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Часть III Если ребенок хорошо усвоил элементарные правила поведения в общественных местах (в музеях, в транспорте, на улицах города, с.

Экологизация образовательной развивающей среды групп младшего дошкольного возрастаЭкологизация образовательной развивающей среды групп младшего дошкольного возраста Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование потенциала культурно-образовательной среды для духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 21 октября 2020 в 21:15
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование потенциала культурно-образовательной среды для духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Моисеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД