Светлана Бельдина
Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с нарушением зрения»
Бельдина Светлана Михайловна, воспитатель, I квалификационная категория
Ум ребёнка – на кончиках его пальцев.
В. А. Сухомлинский
Публикация «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с нарушением зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практикой и творческой деятельностью ребёнка. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух взаимосвязанных задач:
- во – первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
- во – вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, эстетическое восприятие, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.
Нужно отметить, что почти все дети рисуют, впоследствии же рисованием занимаются лишь немногие, и поэтому “взрослому” рисованию необходимо снова учиться. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувства цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Дошкольный возраст — период первоначального ознакомления ребенка с окружающей действительностью. В это время интенсивно развиваются его познавательный интерес и познавательные способности. Дети, имеющие нарушения зрения, не воспринимают окружающий мир во всем его качественном многообразии, так как искажается система сенсорных эталонов. Для детей с нарушениями зрения характерно недоразвитие познавательных интересов. Как показывают данные исследований В. Г. Петровой, у детей с нарушениями зрения на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем. Их опыт крайне беден. Известно, что при нарушении зрения оказывается дефектной уже первая ступень познания – восприятия. Главным недостатком восприятия является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормально видящими детьми. Детям с нарушениями зрения требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, тест и т. п.). Замедленность восприятия усугубляться еще и тем, что из-за недоразвития психических процессов они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что дети часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п. Отмечается также узость объема восприятия. Дети с нарушениями зрения выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Для детей с нарушениями зрения характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Часто даже в старшем дошкольном возрасте эти дети не различают правую и левую сторону, не могут найти в помещении детского сада свою группу, спортивный зал и т. п. Значительно позже своих сверстников с нормальным зрением начинают различать цвета.
Дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с патологией зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из – за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно – практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Овладение приёмами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно – двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.
Наибольшее количество информации о внешнем мире человек получает через зрение. Оно является определяющим в формировании представлений о предметах и явлениях. При патологии зрения у дошкольников страдает целостное восприятие действительности, нарушение бинокулярности, стереоскопии, глазодвигательной функции. Всё это затрудняет формирование реальных представлений об окружающем. Опыт показывает, что в наше время первостепенное значение приобретает всестороннее воспитание человека, повышение его творческой активности, раскрытие творческого потенциала ребенка, художественного воображения. И одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - это разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях.
В своей работе я активно использую нетрадиционные техники рисования. Термин «нетрадиционный» (от лат. traditio — привычный) подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.
Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Я учу детей рисовать не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, показываю, как использовать для рисования клей и т. д. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, в том числе цветным клейстером, методом набрызгивания краски, узнают, что рисовать можно не только на бумаге, но и на специальном стекле. Они пробуют рисовать ладошкой, пальцами, кулачком, ребром ладони, получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек) и природного материала (листьев деревьев).
На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения предоставляю детям возможность экспериментировать — смешивать краску с мыльной пеной, клейстером, на изображение, сделанное цветными мелками, наносить гуашь или акварель.
При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства (густоту, твердость, вязкость, а при добавлении разного количества воды в акварель получают различные оттенки цвета. Таким образом, развиваются тактильная чувствительность, цветоразличение.
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети задают вопросы мне, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.
Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как я вместо готового образца демонстрирую лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, объединяют в себе все процессы работы мозга, зрения, рук, улучшают координацию движений. Технология их выполнения интересна и доступна и позволяет детям чувствовать себя раскованно, смело, непосредственно, дает полную свободу для самовыражения, способствуют развитию речи.
Включение в работу с детьми с патологией зрения нетрадиционных техник рисования позволяет решить ряд коррекционных задач:
*развитие мелкой моторики рук
*развитие зрительно-моторной координации (глаз-рука)
*развитие глазодвигательных функций, фиксации взора
*развитие глазомера
*развитие пространственных представлений.
Для детей с нарушением зрения очень важен вопрос цвета, поэтому я не просто рассказываю им о цветах, но и стараюсь вовлечь в творческий процесс создания цветовых комбинаций, сочетаний, гармонии цвета. В настоящее время существует множество видов нетрадиционной техники рисования, для каждого возраста они разные.
С детьми младшего дошкольного возраста я рекомендую использовать :
*рисование пальчиками
*оттиск печатками из картофеля
* рисование ладошками
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками необычного рисования :
*пуантелизмом (рисование точками, ватными палочками)
*печатью поролоном, пробками
*рисованием по мятой бумаге
*рисованием свечкой и акварелью
*пальцеграфией
*кляксографией
*ниткографией (ворсистая нитка, бархатная бумага)
*кубизмом (печатанье кубиками)
В старшем дошкольном возрасте дети осваивают более сложные методы и техники :
*рисование песком, солью, крупой
*рисование мыльными пузырями
*монотипия пейзажная (используется стекло, целлофан)
*пластилинография (лепные картины, полуобъемные объекты)
*рисование мятой бумагой, на мятой бумаге
*процарапывание (графическая работа на мыльной подкладке, напоминает гравюру)
*набрызг (использую зубные щетки, расчески, кисточки, можно передать направление ветра в пейзаже)
*психорисование (под музыку, с закрытыми глазами, рисуют свои впечатления, дорисовывают недостающие элементы)
*яичная мозаика (используется яичная скорлупа, клей)
*тиснение (чеканка, фольга)
*рисование по - сырому
*граттаж
Каждый из выше перечисленных приемов может быть использован как отдельно, так и в совокупности с другими. Дети могут коллективно создавать панно и коллажи, которые могут служить художественным оформлением всего детского сада, оформлять выставки детских работ, альбомы рисунков. Необычные способы рисования значительно повышают интерес к процессу рисования, так как позволяют получить качественный результат, что в свою очередь повышает самооценку ребенка со зрительной депривацией. Умелое использование нетрадиционного рисования с учетом индивидуальных особенностей, сложность диагноза ребенка может оказывать психотерапевтическую помощь, сокращает зрительную нагрузку, что для детей этой категории является важным фактором.
В 2019-2020 учебном году мною был реализован педагогический проект «Весёлые пальчики», целью которого было развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения нетрадиционными средствами изодеятельности. Основные задачи, которые я поставила перед собой:
*познакомить детей с различными изобразительными материалами и технологиями исполнения;
*интегрировать и адаптировать игровые приёмы в изобразительную деятельность;
*совершенствовать навыки изодеятельности по средствам внедрения новых техник;
*развивать графические умения, учить ориентироваться в ограниченной плоскости;
*формировать эстетическое отношение у окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
*формировать нравственные качества личности, эмоциональную отзывчивость к изобразительной деятельности.
Результаты проекта не заставили себя долго ждать. К контрольному этапу дети подошли со следующими результатами:
*наблюдалось развитие познавательной активности и творческого потенциала детей, умение использовать разнообразные материалы;
*сформировался интерес к изобразительной деятельности, стремление заниматься ею по собственной инициативе;
*более скоординированной стала работа мелкой моторики рук, ловкость, умение управлять своими движениями;
*также сформировался навык речевого общения с окружающими, навыки совместной работы.
C уверенностью можно сказать, что использование разнообразных техник рисования способствуют выразительности образов детских работ, доставляет малышам истинную радость, огромное удовольствие, повышает интерес к процессу рисования, позволяет нивелировать трудности, совершенствует процесс обучения детей с нарушением зрения.
Литература:
1. Программа специальных /коррекционных/ образовательных учреждений IV вида /для слабовидящих детей/. Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. / Под редакцией Л. И. Плаксиной, 2003г.
2. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ под редакцией Р. Г. Казаковой – М. : ТЦ Сфера, 2009
3. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток / под редакцией Ю. В. Рузановой – Спб. : КАРО, 2007
4. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 4-5 лет: Методика/ под редакцией Л. А. Ремезовой - М. : Школьная Пресса, 2004